Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 2

        Глава – 2

    Забыл упомянуть, что еще,  когда я жил в  Верхне  - Семчане,  мне однажды банщик - машинист,  указав на недалеко от бани, коловших дрова мужчин и сказал:
   -  Вон, видишь, того смуглого, горбатого,  пожилого человека?
 -  Да!
  - Так это бывший директор Одесского Морского института,  он грек по национальности и в 1937 году его «назначили»  шпионом Империализма и дали 12 лет по 58 статье.
Он, очень замкнутый человек и я сам даже никогда не видел его улыбающимся.
  Я, когда пришел домой,  то сказал об этом Борису Корасенко,  он сказал:
 - Да,   я слышал от Начальника Верхнего плеса,  что наш бывший директор здесь сидит,  в Совхозном лагере,  а сам его не видел,  да и мне это неудобно делать.
   
  Добавлю еще то,   что он,    этот директор,   а также ряд других Зэков, сидящих по 58 статье, весной 1941 года,  как и Миша Моисеев тоже получили извещение от Верховного  прокурора.
  Причем кое  - кому из них было объявлено письмом,  что пересмотрев их дело Верховный прокурор и суд снимает с них 58 статью.
 А их дело переквалифицируется как халатность к своим обязанностям и устанавливается им новый срок по другой статье.
Но, что самое удивительное то,  что срок им в основном по бумагам устанавливается,  как раз тот,  что они уже отсидели в лагерях,  кое - кому оставалось  досиживать по 1,5 - 2 месяца.
  В том числе и бывшему директору института,  оставалось еще сидеть 1,5 месяца.
 Я, видел его вновь, после получения им нового приговора,  но это уже был другой человек, улыбающийся и смеющийся,  и не угрюмый, а очень общительный.
 И  я опять об этом сказал Борису,  а он в ответ:
  -  А  что,  я рад за него,   так как мужик он был нормальный и  мы тогда сами в институте думали,  как это его угораздило попасть в греческие шпионы.
 
  Это еще один штрих в том,  что много вреда причинил   «Корифей» и именно «Корифей»,   так как его команды,  как диктатора. 
    Да и вообще всех диктаторов,  ничего просто так кто - то делать не будет, боясь потерять свою « кормушку».
Добавлю еще,   что много лет спустя, где – то  в 60 годах,  однажды в журнале «Огонек» я встретил статью о выдающейся балерине Большого театра Майи Плисецкой.
    В статье расхваливались ее балетные танцы,   дан ее красочный портрет и упомянуты слова, что ее судьба сложилась ранее трагически, дословно - «трагическая судьба  Майи Плисецкой».
    Я подумал, не та ли это балерина Майка,  которая отбывала тюремный срок?
   Статья была после смерти «Корифея»,   и  разоблачения его культа Хрущевым Н. С. 
   Кто знает,   может это и действительно была она? Но   фамилия,  мы не очень обращали внимание,  да и ничего оно мне тогда не сказало.
 
  Однажды пришел я к часовому мастеру,  а он еще не вернулся из лагеря,  куда ходил обедать.
   Подождал я его немного,  а вот и он идет,  в это время метров за 20 - 25  от его и меня работала группа Зэков.
   Они перекатывали бревна для строительства какого - то дома. И, вот он обратил мое внимания на одного из них,  стоящего на куче бревен.
  Знаешь ли ты вон того Зэка?  Это  Радек - известный журналист не только в Союзе.   Он был осужден еще в 20 годах,  когда суд был нашумевший над старыми спецами,  так называемая Пром – партия.
  Тогда судили и  Рамзина - инженер,  он изобретатель котлов Рамзина.  Всем им дали по 10 лет тогда,   а в 1937 году добавили до 20 - 25 лет.
 Вижу на бревнах стоит мужчина лет 42 - 45 в пенсне,  вид у него был вполне нормальный,  уж во всяком случае не забитый болезненный.
   Да, я помнил его фамилия,  проходившие по Пром – партией  и  всех их тогда называли вредителями,  которые тормозили развитие нашей промышленности.
  Пришло время,  часы  мои он отремонтировал,  но посоветовал их продать, так как они уже отслужили свой срок. 
 
 Сижу я в управлении за своими входящими  и  исходящими ,   вдруг  в наш отдел заходит  знакомая личность,   вначале я даже не узнал кто это,   а потом когда он взглянул на меня я узнал, ба!
   Да, это ведь Валька  с которым мы вместе учились в Московском Речном техникуме и жили в одной комнате.
    Он тоже узнал меня и мы оба удивились тому,  что нам еще раз,  пришлось встретиться,  да еще где,   на Колыме…
  Из его рассказа я узнал,  что до третьего курса их  учили как механиков паровиков,  а тут срочно в половине третьего курса стали переучивать.
  На механиков по  двигателям внутреннего сгорания,  а в результате получилось,  что они весь выпуск оказались недоучками. 
   И паровики из них недоучившиеся,  и по двигателям внутреннего сгорания за год тоже многого не дополучили.
  Но, дипломы им вручили,   а знания оказались не то, не се .
  - А, как ты сюда попал на Колыму?
  -  Да, очень просто, отработал на катерах два года, а затем завербовался через Дальстрой и  работал на одном из Рудников.
  А, тут Колымо - Индигирское пароходство из Главсевморпути передали в ведение Дальстроя (да, действительно летом 1941 года, нас передали в Дальстрой).
  Тут я и попросился перевести меня на водный транспорт, как водника и перевели.
   - А, кем тебя здесь назначили?
  - Инженером техотдела.  А, ты,  что тут делаешь?
   -  Да, вот работаю, сказал я, подшиваю разные бумаги по папкам,  и поведал ему свою историю.
  Так мы и начали  каждый трудиться на своих местах.  Он чертит детали, а я подкалываю бумаги.

    Увы,  недолго мне тут пришлось,  перелистывать  бумажки.
   Согласно приказа пароходства меня и еще кое - кого, не очень - то «ответственных работников»  срочно откомандировали в бухту «Амбарчик»  (бывшая бухта смерти),  в эту бухту впадала река Колыма.
   Мы должны были там работать тальманами,   то есть учетчиками по приему грузов прибывающих  на Морских судах из Владивостока для Колымских предприятий. 
  И вот я плыву,  вниз еще дальше на Север.   Стоп,  стоп,  я забыл написать еще о главном,  а уже перескочил через два события,  из которых второе стыдно мне было забыть,  как это было.
  И так я пока работаю в конторе,  по воскресениям хожу ловить рыбу, на пристанский дебаркадер,   а иногда с плотов. 
   Клюет рыба замечательно,  за вечер каких -  нибудь,  2 - 3 часа,  налавливал до 5 - 10 кг и не малявок,  а солидную рыбу, не менее 25 - 35 см  длинной, попадались все больше линьки.
  Мой компаньон,  бывший механик с «Якута»,  вначале чистил и готовил рыбу,  а потом она ему приелась,   а я продолжал ходить на рыбалку и по обычным днем,  вечерами, после «работы»,  но   рыбу,  как правило, раздавал желающим.
 
  Пару строк об одежде на рыбалки - одеваешь пальто, кепку на нее накомарник,  иначе комары и мошка съедят,  а на руках рукавицы,  в зубах папироска,  для отгона мошки,  так как она иначе лезет во все щели и страшно кусается,  зуд и волдыри от ее укусов,  ну прямо нетерпимы, чего, чего а комаров и мошки миллиарды.
  Однажды в кустах,  копал я червей,   так только снимешь рукавицу,   чтобы взять червяка,  как на руку комары мгновенно садятся сотнями и даже на червей садятся,    если он не успел в землю залезть.
   Насаживаешь червяка на крючок,  а комары его со всех сторон шпигуют своими жалами.
 
И еще одно,  когда смотришь на  географическую карту выпуска довоенного,   да и сразу после войны,  то видишь,  что на них порой нет даже  Ново - Зырянки,  а где - то в ее пределах указан город  Верхне - Колымск.
  Так вот этот город расположен  где – то в 7 - 10 км от Зырянке.  Я был в нем из - за интереса и что я увидел? 
   Стоит небольшая рубленная полуразвалившееся церквушка,  пять изб одноэтажных,  без крыш - с плоской крышей рубленых домов,  четыре сарая - вот и весь город Верхне - Колымск и жителей там как говориться полтора старых якута.
  А  почему так громко на карте – город!   Видно тот,  кто их составлял,  совсем не представляет,   что это за поселок или действительно город.
 
  Я совсем забыл,  да и не придавал этому большое значение тому,   что плывя пароходом днем,  весной из Сеймчана  в Зырянку мы вдруг увидели торчащие человеческие ноги из берега.
  Часть земли подмыло весенним паводком, берег довольно крутой обвалился и вот на глубине примерно 2,5 - 3 метров торчали до колен голые человеческие ноги.
   Что это было захоронение?  Вряд ли,  так как вблизи сплошная тайга и никакого жилья,  к тому же этот человек находился в слое вечной мерзлоты.
   Вряд ли кто его будет  закапывать на такую глубину,  ведь это,  ведь землю надо топором рубить,  а к  чему это?
   Тогда я не вдумывался в этот эпизод,  да и остальные тоже,  а вот позднее, много лет  позднее,  я подумал,  а может быть это еще ископаемый человек, которому минула не один десяток тысяч лет? 
   Может быть,  ведь находили же якуты и чукчи тоже в обвалившихся берегах реки Колымы целые туши мамонтов и ели их мясо,  кормили им своих собак, но и они не вдумывались в научную ценность этой находки.
   Они об этом и не знали,  а мы?  Мы на все наплевали,  мы выполняли планы,  мы строили  наш новый мир.
   Забывая,  да и не зная своего прошлого,  так только кое - что по учебе в школе,  да и то это был,  как нам говорили проклятый царский строй, стоит ли его изучать.
  Надо план, план, выполнить и строить  «коммунизм».  Хотя мы сами, себе на уме и не спешили к нему.  Каждый делал свое дело и все!

  Так как многое,  что творилось в стране,  нам было не по душе и говорили об этом так полушепотом,  только с тем,  кто тебе и  ты ему доверяешь,  как другу, а иначе будет? 
  Колыма,  ты Колыма,  а кому охота попасть в тюрьму,  а потом в лагеря?
 
Вот так и шли  у меня день, за днем.
   Но вот  однажды, вечером,  как всегда я собрался на рыбалку,  на этот раз решил порыбачить  не на пристани, а с плотов причаленных на основном русле реке Колыма.
  По дороге туда,  проходя мимо продовольственного магазина,  я зашел туда и подумал,  дай куплю пять плиток шоколада « Золотой Якорь» не то,  что я был голоден.
   А так  попробую, сколько я его съем?  Вот сижу на плотах жду поклевки,  а сам понемногу уплетаю шоколад, за каких – нибудь пол часа я эти пять плиток съел,  ага , думаю раз съел, пойду, возьму еще.
    Все же интересно самому,  когда я  насытюсь?  Итак, оставив, удочки, пошел и купил еще пять плиток.
   Снова сижу и помаленьку грызу плиточный шоколад и что же?  Одолел я еще три  плитки,  а больше уже не мог.  Он вместо сладкого стал уже горький.
    Поймать я в тот вечер почти ничего  не поймал,  так мелочь и меня потянуло в сон.   Бросил я рыбачить и домой.

  На следующий день что - то мне и завтракать не хотелось,  выпил стакан чаю и на работу. 
  В обед тоже ничего не ел,  только чай и так ,  я только через сутки смог пообедать, и две плитки тоже,  после съел,  одним словом он вновь показался мне хорошим.
  А  вот со сгущенкой получилось иначе.  Я   сгущенку попробовал впервые тут, на Колыме.
  Она мне понравилась, и вот купив,  сразу трех или пяти литровую банку я открыл ее,  макаю хлеб в сгущенное молоко с сахаром и пью  чай,  как бы с медом.
   Да, так ее наелся,  что до сего времени на сгущенное сладкое молоко, равнодушно смотреть не могу, из души воротит так. ….
 И сейчас сгущенное молоко я не ем и чай с ним пить не могу,  хотя сгущенное какао или кофе пью,  но все же и оно мне напоминает молоко.
 Так - то вот я, попробовал, сколько чего я съем.
 
   Но, это все ерунда, мелочи,  это как бы эксперимент,  на обжорство  сластями.
 И вот подошел я к главному,  которое можно твердо сказать,  перевернуло всю жизнь,  как мою, а также миллионов других во всем мире:
    Началась Великая Отечественная война!   Как я ее встретил?  Да, очень просто и вместе  с тем неожиданно.
  Как обычно,  а это был выходной день - воскресение,  вечером я пошел на пристань порыбачить. 
 Пришел,  а там уже сидят трое таких же,   как я любителей.  Устроился я на этот раз рыбачить с одной из привязанных лодок,  сидим,  время от времени перебрасываемся словами.
   Клев идет не плохой,  у меня уже около 1,5 - 2 кг наловлено, довольно крупных линьков.
  Время было где - то 9 - 10 часов вечера.  Но,  до темноты еще далеко,  так как на Севере,  как известно ночи светлые и короткие и   это конечно летом.
    Вдруг прибегает какой - то парень и кричит нам:
    - Идите скорее на площадь. Война с Германией началась.
   -  Да, брось ты нам заправлять, этого не может быть,  мы ведь только, только с ней договор заключили.
   И в газетах,  вовсю пишут, что они тоже Социализм строят,  только и разница с нами,  что мы для всех,  а они только для немцев.
   Да и фотографии в газете были,  где Молотов снят в обнимку с Гитлером и написано, что товарищ Молотов в Имперской канцелярии на приеме. 
В общем, мы ему не поверили,  продолжаем удить рыбу и судачить на эту тему.  Немного погодя прибегает другой человек и опять к нам :
    - Ну, что  вы сидите,  сейчас Молотов будет выступать по радио,  идите скорей на площадь.
    Мы теперь уже действительно засомневались,  так ли это.
 Но быстренько смотали свои удочки, захватили каждый свой улов и пошли…..

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/24/2098


Рецензии