Время смыслов. Глава 65

1. В предшествующей 64й главе я рассказал о биографии одного из лидеров рабовладельческого Юга в период Гражданской войны в США, генерал лейтенанта Натана Бедфорда Форреста. Теперь посмотрим на два ключевых текста Форреста, чтобы определить какие контекстные поля и линии задействованы(тематизированы) в этих исторических документах и насколько они соответствуют нашей позиционной модальности.

2. Прежде чем начать разбираться в этих документах нужно иметь в виду,что Форрест остается весьма популярной/одиозной и во многом противоречивой фигурой в самих США. Его статус как одного из наиболее талантливых генералов, его роль в гибели большей части защитников Форт Пиллоу и в спасении выжившей части гарнизона. его действия непосредственно после войны включая участие в ККК и роль в его временном роспуске, его религиозное обращение и усилия в последние годы жизни,направленные на примирение с Севером и преодоление межрасовых конфликтов, все это продолжает вызывать ожесточенные дебаты и подвергается различным интерпретациям.

3. Поскольку наша цель здесь не создание еще одной такой интерпретации а разработка нового понимания исторической динамики идентичности я ограничусь минимумом необходимых нам фактов (часть которых я вынесу в примечания к этой и следующей главе)и сосредоточусь на истолковании текстов Форреста,как индивидуального выразителя тенденций и моделей социального поведения свойственных господствовавшему в этот период на Юге типу идентичности.

4.Рассмотрим два текста Форреста которые нам нужны. Оба они отражают позицию Форреста в последние годы его жизни, когда он стремился с одной стороны к интеграции южного общества в восстановленную политическую систему федерального государства США, причем на условиях,которые бы соответствовали основным ценностям южного общества,а с другой стороны к внутренней интеграции самого южного общества за счет смягчения или даже преодоления межрасовых конфликтов с помощью реорганизации межрасовых отношений. При этом он хотел такой их реорганизации,которая бы все таки укладывалась в рамки все той же довоенной южной социальной традиции.

5. Первый документ это письмо,обращение (1875г.)Форреста, в котором он призывает ветеранов Конфедерации отмечать Memorial Day, федеральный праздник день памяти погибших в войнах, которые вела Америка. Недавно закончившаяся поражением Юга Гражданская война привела к сотням тысяч жертв (всего около 600000)с той и другой стороны и оставила длительное наследство горечи и недоверия между Югом и Севером.В этих условиях надо было уговорить ветеранов армий Юга вернуться к признанию символики федерального государства,армия которого победила их в результате длительного и кровопролитного конфликта, в котором (например от артиллерии генерала Шермана)серьезно пострадало и мирное население Юга. Форрест с его личным авторитетом среди южных ветеранов был одним из очень немногих людей, к голосу которых они могли бы прислушаться в этом вопросе.Ниже я привожу свой перевод выдержки из текста этого совместного с другим южным генералом обращения, опубликованного в газете Гальвестон Дэйли Ньюс 3 июня 1875 г. (с небольшими сокращениями),в этом письме он призывает почтить память погибших солдат федеральной армии.

Несмотря на то, что мы расходились с ними будучи их публичными врагами и находясь в войне с ними, мы должны признать, что они храбро сражались, защищая правительство, которое мы хотели разрушить, и которое сейчас является нашим правительством, было им для наших отцов и должно быть им для наших детей.Хотя наша любовь к этому правительству на некоторое время заменилась отчаянием, проистекающим из сознания наших попранных прав и неизбежным в битвах ожесточением, всё же наша любовь к свободному правительству, которое управляет справедливо, не погибла и должна быть сильной в сердцах храбрых людей, которые научились ценить благородные качества настоящего солдата.

Поэтому давайте присоединимся к их живым товарищам и возложим цветы на могилы этих мертвых солдат федеральной армии, перед всем американским народом, как мирное жервоприношение для нации, как свидетельство нашего уважения к их преданности своему долгу,и как дань благодарности от патриотов, которыми мы были всегда,великой Республике,и в честь флага, против которого мы сражались и под которым они пали, благородно защищая честь этого знамени (the honor of that flag). Наш долг чтить правительство (to honor the government)за которое они умерли,и если понадобится, сражаться за знамя, которое мы не смогли победить. (Forrest 1875a)

6. Слово честь (honor) здесь употребляется трижды:два раза как существительное и один раз как глагол. На первый взгляд казалось бы ничего необычного. Но  на самом деле для читателей этого письма такое употребление имело огромное значение, поскольку "честь" в это время была центральным символом идентичности для южного общества, и южной культуры, которая поэтому известна у историков, социологов и этнологов как "культура чести".

7. Что такое южная культура чести и какое отношение она имеет к позиционной контекстной модальности, об этом мы подробно поговорим в следующей 66й главе.


Конец главы.


Рецензии