Капитанская дочка - нравственные основы жизни

     Пушкинский роман видится как большое многоплановое произведение, с увлекательным сюжетом, захватывающими драматическими и трагическими сценами. И всё же, основой авторского полифонического повествования является нравственная сторона жизни человека. Все персонажи романа с их переплетением различных действий и поступков, событий и судеб определяются этой главной жизненной доминантой - достоинство и святость человеческой жизни. И утверждают эту нравственную высоту и красоту в человеке, прежде всего, два главных героя и их семейства, ближайшие и близкие им люди. Молодые и прекрасные, по-своему романтические и  идеальные, Петр и Маша являются истинно детьми своих достойных родителей. Они потому нашли друг друга и полюбили, что взросли «от одного древа» человеческого добра и света. Потомственные дворяне Гриневы (фамилия происходит от уменьшительного имени Григорий: Гринь, Гриня, и означает «бодрствующий») и семья бывшего солдата Миронова (от слова «мир») - в них сказываются лучшие черты  русского народа,  лучшие свойства его души, его этические нормы и верования.

     Андрей Петрович Гринев является примером человека чести. Он, смелый и решительный, не изменил военной присяге и вынужден был в молодые годы уволиться со службы. Взяв жену небогатую и скромную, он стал непререкаемым главой семейства, занимаясь, как ему было возможно, усадьбой и воспитанием сына. Узнав о дуэли и ранении сына, отец возмущен и напоминает Петру, что «шпагу носить еще недостоин», которая пожалована ему «на защиту отечества». С этой шпагой, «отложив перо», вышел Петр Гринев на поединок со Швабриным, и эту шпагу вручила ему Маша для своей защиты. А в семье капитана Миронова, так распорядилась природа и судьба, главой и управительницей стала супруга Василиса Егоровна, умелая и гостеприимная хозяйка, которая и крепостью управляла «как своим домком». Потому имя ей дано Василиса - царская. У капитана Миронова, человека «необразованного и простого», но «честного и доброго» на видном месте висит офицерский диплом - а значит, старый воин не уронит своей воинской чести и примет смерть от «вора и самозванца», вместе с верной супругой. Если Гринев-отец отправляет сына служить в Оренбург, вместо Петербурга, то родители Маши никак не настаивали на браке дочери со Швабриным, с человеком «хорошей фамилии», имеющего состояние. Другой пример духовного родства двух семейств: мать Петруши хранит крестильную рубашку сына, а в комнатке-келье Маши в киоте находится икона (её выкрали пугачевцы, и пустой киот стал символом «бессмысленного» бунта). Петра Гринева приняли в семействе Мироновых «как родного», потом и Машу, сироту, как родную, встретили Гриневы. У двух отцов, Андрея Гавриловича и Ивана Кузьмича,  наказ-завещание своим детям един по нравственной сути: «береги честь смолоду…», и - «попадется хороший человек, выходи за него замуж». Ведь честный человек - он и есть хороший человек.

     Не мог не отблагодарить Петр Гринев вожатого за избавление от метели, и не предложить ему чая, как не мог не подарить озябшему человеку заячью шубу. Не воспитание говорит в нём, не какое-либо выученное правило (автор не случайно назвал героя недорослем), а природная сердечность молодого человека: жалко ему бедствующего человека. Но себе молодой человек оставил лисью шубу, так как вместе с чувством милосердия живет в нем с рождения чувство безопасности, необходимость сохранять свою жизнь. К тому же, автор намекает на социальное положение Гринева, которому он уже обучился и которое он принял: вожатому дарится «заячья» шуба, а себе оставляется «лисья». Петр способен проявлять такие человеческие чувства, как:  испытывать стыд, просить прощения, «горько плакать», быть с «беспокойной совестью» и в «безмолвном раскаянии». Горячность нрава молодого человека  уже проявляется в его безрассудном желании ехать вперед, не замечая метели. Герой не терпит обидных слов о своей возлюбленной и встречается с обидчиком на дуэльном поединке. Невзирая на офицерские обязанности он едет к пугачевцам спасать Машу, а в дороге не оставляет в плену Савельича, сам попадая в плен. Все эти поступки предписывает человеку его  нравственный закон. У Пушкина есть слова, сказанные о чести: она состоит «в готовности жертвовать всем для поддержания какого-нибудь условного правила». Но мы добавим: готовность жертвовать всем для сохранения своего нравственного достоинства.

     Та же естественная нравственная природа явлена в образе героини романа. Скромная и застенчивая, Маша отказала Швабрину. Какую же причину она называет: «Он очень мне противен  <…>,  как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцаловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!". Чистое естество девушки противится  испорченной натуре Швабрина. Маша тоже готова «жертвовать всем»: преодолевая пугливость, она является перед сражением на стены крепости; в заточении она готова умереть, но не выходить замуж за Швабрина. «Ангел Божий» - называет её Савельич, а «такой невесте не надобно и приданого». 

     Примечательно, как искренняя сердечность и доброта героев сопровождает и вознаграждает их чувством любви: здесь и «слезы умиления», и «жаркой и свежий поцелуй», и пробежавший внутри огонь. Петр делает предложение возлюбленной по правилу, но, с какими хорошими словами он обращается  к ней по имени и отчеству: «Милая, добрая Марья Ивановна, - сказал я ей - будь моею женою, согласись на мое счастие". И Маша: «безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности». Два истинных и искренних сердца нашли друг друга. Но личное счастье не создается на несчастье других людей, и Маша не соглашается на предложение Петра Андреевича, если нет на это родительского благословения. Без него: «не будет тебе счастия. Покоримся воле божией».

     Двум молодым героям присуще еще одно необходимое человеку свойство: желание трудиться, и трудиться творчески, увлекаясь искусством и красотой. Если Петр Гринев занялся чтением и стихами, сделался литератором, то Маша Миронова приобщилась к традиционному рукоделию: впервые появившись перед Гриневым, она «села в угол и стала шить». Её мать, Василиса Егоровна, также «разматывала нитки», находясь в «чистенькой комнатке, убранной по-старинному». И горница казака тоже оказалась «довольно опрятной». Этические и эстетические чувства всегда смыкаются и существуют вместе в природе и личности человека.    

     Важным в утверждении нравственного достоинства в человеке является в романе поведение Пугачева, его участие в судьбе молодых возлюбленных. Образ Пугачева, яркий и неоднозначный, является некоторым камнем преткновения для понимания того, что в жизни хорошо, а что плохо. Разбойник и душегубец Емельян Пугачев оказывается также человеком милосердным, способным увидеть братское сочувствие и отблагодарить тем же чувством и сочувствием. Закономерно, что он, человек из народа,  говорит и пользуется теми же словами и выражениями, пословицами и прибаутками, сказками и песнями, тем же народным одушевленным языком, каким пользуются дворяне Гриневы или служилые люди Белогорской крепости. Савельича он называет «старинушка», а Марью Ивановну: «голубушка», «красная девица». Не случайно, что утвердительное слово «добро» привычно выговаривают: Гринев-отец и Гринев-сын, Пугачев, Василиса Егоровна, попадья Акулина Памфиловна. Но, рядом со словами,  и вместе с ними существует народная культура, этические и эстетические правила и предпочтения народные. И Пугачев не утерял в себе эти важные для человека общественные устои: он помогает молодым людям соединиться и предлагает сыграть свадебку – «дай вам Бог любовь да совет», становясь для них подлинно батюшкой (как предсказано во сне Петру Гриневу). Гусарский офицер Зурин смотрит на «любовную дурь» иначе, называя женитьбу «блажью»: «Ну, куда тебе возиться с женою да няньчиться с ребятишками?». Практично и отстраненно смотрит на это немец-генерал: "… лучше ей быть покаместь женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят».

     Иначе складывается судьба Швабрина, противника Гринева и его антипода в романе, его отрицательного двойника: бывшего гвардейского офицера, умеющего по-французски говорить и насвистывать арию, и, по словам комендантши «в Бога не верующего». Швабрин совершает ряд безнравственных поступков: убийство на дуэли (вероятнее всего, дуэль состоялась по его инициативе, из-за его самолюбия, как в случае с Гриневым), месть девушке за её отказ, её принуждение, а также месть Гриневу и подлый удар шпагой на дуэли. Эти события подводят Швабрина к главному нравственному преступлению: измене присяге и переход на сторону бунтовщиков. Под арестом он не кается и никак не исправляется, ложно оговаривает Гринева. Петр Андреевич и здесь сохраняет человеческое достоинство: «спокойно взглянул…, не сказал ему ни слова». Тогда как вид Швабрина: всклокоченная «длинная борода» и «злобная усмешка» напоминает зверка, загнанного в угол. Таков закономерный исход человека, изменившего своей человеческой сути. Поэтому автор называет этого персонажа преимущественно по фамилии, никак не благозвучной, лишив его права носить имя и отчество – Алексей Иванович.

     Конфликт между нравственным началом в человеке и той ролью и чином, властью и богатством, самолюбием и честолюбием, которые человек приобрел в обществе, составляет главную суть образа императрицы в романе. Екатерина предстает в явном раздвоении своей личности: как женщина и «дама в саду»,  и как «императрица» во дворце. И «императрица» одержала верх над «женщиной», не позволяя ей творить милосердие и справедливость, чтобы не потерять свою власть и свой трон. Самолюбие и честолюбие не уживаются с человеческой добротой и сердечностью. А тогда жизнь и жизненный комфорт, и слава становятся дороже неких «устаревших и отвлеченных» чувств и мыслей, важнее совести и чести.

     Интересно отметить большое количество слов в романе с упоминанием имени Бога. Реальная речевая практика с использованием подобных устойчивых оборотов и выражений становится определенным приемом для автора. Этим подчеркивается, что люди разных сословий, в том числе пугачевцы и сам Пугачев, взросли на одной культурной и этической, религиозной почве, и, неосознанно, хотя бы автоматически, хотя бы формально, произнося имя Бога, желают сблизиться с высшей правдой, оправдать себя и свои поступки самым святым именем-символом. Стремление к правде, понимание правоты или неправоты своих поступков присуще человеческой природе, и утверждается общественными нравами и личным авторитетом, государственными или религиозными установлениями, самой совестью человека. Пугачевцы поют песню, в конце которой разбойнику придётся «ответ держать». Свой ответ перед людьми и властью земной держит и Пугачев, когда его принародно казнят. И держится он достойно, не трусит. Его кивок в сторону Гринева – его товарищеское приветствие, которым он в эту лютую минуту дорожит, прощание с ним, и его надежда на прощение. Это понимание правоты есть у Швабрина, но гордость и самомнение толкают его превзойти и победить соперника, превращая его в недруга, мстя ему за его правоту и свою неправоту, унизив его ниже себя. Тогда как нравственный смысл в человеке требует помочь другому человеку морально возвыситься и осуществиться как личности. Рост и развитие человека, его физических, духовных, умственных сил требует от нас наша природа, но не эгоистическое их присвоение, унижение и подчинение других для собственного «я». «Бог милостив» - говорит поручик Иван Игнатьевич – «солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачеву. Господь не выдаст, свинья не съест!». Имя Бога, как и пословица с его именем должны успокоить и дать надежду на хороший исход сражения, помогают если не избежать смерти, то уверенно принять её, принять как дело божеское и справедливое.

     С одной стороны, вера и верования человека, его нравственные устои, закрепляются и проявляются в романе в его религиозности, в ссылках на авторитет и имя Божье, как и положено человеку того времени. По таким правилам живут семейства Гриневых и Мироновых. При  этом, особую склонность к благочестию проявляют женщины, Василиса Егоровна и Марья Ивановна. С другой стороны, религиозность и благочестие являются только внешней стороной поведения человека, никак не говорящие ни о вере, ни о его нравственной позиции. Таков пример «отца Герасима», испугавшегося пугачевцев и ставшего прислуживать самозванцу. По-иному, следую долгу милосердия, отнеслась к капитанской дочке его супруга, Акулина Памфиловна, оставившая и спрятавшая Машу у себя в доме, не смотря на опасность принять «мученическую смерть». Внешняя религиозность, нередко приносящая доход и жизненную выгоду, и внутренняя, «христианская совесть», о которой говорит Петр Гринев, требующая «жертвовать многим» и защищать «святыню своей совести».

     Называние имени Бога и его призывание в трудных жизненных обстоятельствах сходно с другой речевой особенностью, отмеченной автором в романе: обращение к людям по-братски и по-отечески, с прибавлением слов «брат», «батюшка», «матушка». Особенно в отношении к власти»: государь-батюшка, государыня-матушка. «Что, брат, прозяб» - говорит молодой потомственный дворянин вожатому-бродяге. Не может понять комиссия, осудившая Гринева: «Отчего произошла такая странная дружба и на чем она основана, если не на измене, или по крайней мере на гнусном и преступном малодушии?». На чем же основана дружба Гринева и Пугачева? «Ну, детушки», - призывает солдат перед сражением капитан Миронов - «постоим сегодня за матушку государыню, и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные». «Государыня матушка» - устойчивое выражение, имеющее свой нравственно-психологический и политический смысл, указывающий на то, что люди наивно хотят видеть во власти «батюшек» и «матушек», призванный также укрепить доверие к власти (в том числе к власти церковной, желающей также называть себя «батюшками» и «отцами»). Интересно отметить, что Петра Гринева в романе называют «батюшкой»: Савельич, немец-генерал, солдат-инвалид, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, урядник Максимыч, Маша, священник Герасим. В этом формальном назывании и величании скрыто всё то же желание людей обрести с другими близкое родство, братство и сыновство, отцовство или материнство. Но многие жизненные и житейские обстоятельства, многое в самом человеке не дают исполниться этому естественному нравственному чувству.

     Близость и родство людей, определяемое их общей изначальной природной нравственностью – фундамент в жизни человека, в его личной и семейной, общественной и профессиональной, любой другой коллективной деятельности. На этом вечном основании строится и возвышается личность человека, его главные ценности и достоинства, все устремления и достижения человеческого сообщества. 


Рецензии