Мы - дальники

                ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи, а также тем, как проходила дальнейшая служба выпускников таких училищ.
     Когда-то автор этих строк намеревался после окончания средней школы поступать в военное училище связи. Тогда он проживал с родителями далеко в глубинке и получение информации об обучении в военном училище связи оказалось весьма затруднительным делом. Думается, что рассказы на эту тему будут полезны в этом плане для определённой категории читателей.

                МЫ - ДАЛЬНИКИ    
 
     Дальниками военные связисты на своём жаргоне называют специалистов дальней связи (ДС), обеспечивающих связь на большие расстояния. Например, между пунктами управления Дивизии и Армии, Армии и Фронта, Фронта и Генштаба, с соседними Армиями и Фронтами и тому подобное. Аппаратура дальней связи работает по кабельным и радиорелейным линиям связи протяженностью от единиц до десятков, сотен и тысяч километров и обеспечивает многоканальную связь - десятки и сотни каналов связи (одновременных телефонных разговоров и телеграфных передач).*

     Для чего нужно такое большое количество каналов? – спросите Вы. Дело в том, что для очень специфической военной деятельности командирам и штабам требуется огромное количество информации. Например, без наличия подробных данных о своих войсках и противнике невозможно успешно провести любую военную операцию. И чем старше штаб, тем больше информации ему требуется. Поэтому многоканальные средства связи размещаются на крупных пунктах управления сравнительно далеко от линии фронта (от 20-40 км и далее). Вблизи передовой больше используются радиостанции различных типов и лёгкие полевые кабельные линии связи.
 
     Алексей помнил, что тогда в семидесятые годы среди офицеров-связистов бытовало мнение: хочешь своевременно продвигаться по службе – надо служить в оперативном или стратегическом звене (на крупных узлах связи). Там много техники связи, а следовательно, и должностей, да и технику не забудешь.

     Как готовили специалистов дальней связи в Киевском военном училище связи?  О, это были очень интересны занятия! Алексей помнит все подробности этой учёбы. Один этаж учебного корпуса был полностью отведен под кафедру дальней связи. На первом курсе Алексей и его товарищи изучили основы связи, теорию дальней связи, а на втором курсе приступили к практическим работам и тренировкам на магистралях ДС. На кафедре было оборудовано несколько классов как оконечные станции, которые были "соединены между собой кабельными магистралями".

     В каждом классе стояли по семь-восемь рядов стеллажей длиной по шесть метров с различной аппаратурой ДС. В одном ряду - комплект аппаратуры одной станции ДС. Вот примерное содержание одного из занятий.
 
Выполнение «Задачи ДС-пять». Содержание (вариант):
1. Установить служебную связь между станциями (станция «Волна» - станция «Утёс»).
2. Подготовить к работе аппаратуру вч телефонирования двенадцати канальную, трёх-шестиканальную и одно-двухканальную.
3. Включить аппаратуру вч телефонирования в линии дальней связи.
4. Отрегулировать и настроить магистраль дальней связи.
5. Отрегулировать и настроить двенадцать вч телефонных каналов.
6. Подготовить к работе аппаратуру тонального телеграфирования (ТТ) шести-восемнадцатиканальную.
7. Подготовить к работе одно-двухканальную аппаратуру тонального телеграфирования.
8. Произвести вторичное уплотнение пятого телефонного канала П-двенадцать десятью телеграфными каналами ТТ.
9. Произвести вторичное уплотнение десятого вч телефонного канала двумя каналами ТТ.
10. Установить служебную радиорелейную связь.
11. Отрегулировать и настроить телефонные вч каналы по радиорелейной линии.
12. Произвести вторичное уплотнение первого телефонного радиорелейного канала шестью каналами ТТ.
13. Сдать телефонные каналы на телефонную станцию «Волна».
14. Сдать телеграфные каналы на телеграфную станцию «Волна».
15. Проверить качество телефонной связи через коммутатор телефонной станции.
16. Проверить качество телеграфной связи передачей по одному телеграфному каналу маскирующей кодограммы объёмом десять групп.
17. В ходе выполнения задачи произвести все записи в аппаратный журнал.
18. Доложить о выполнении задачи Начальнику станции Д.с.

    Нормативы: оценка «Отлично» - семьдесят  минут, «хорошо» - семьдесят пять минут, «удовлетворительно» - восемьдесят минут.

    Для успешного выполнения такой задачи необходимо было хорошо знать устройство, настройку, регулировку и порядок эксплуатации всех типов аппаратуры ДС, иметь, а лучше запомнить последовательность всех работ при выполнении задачи. Например, до сдачи телефонного канала (хотя бы одного) на телефонную станцию необходимо:
• Произвести внешний осмотр аппаратуры (шесть пунктов);
• Включить питание и проверить питающие напряжения (восемнадцать пунктов);
• Проверить работу аппаратуры на себя (десять пунктов);
• Установить громкоговорящую связь с другим узлом связи (вызов, разговор);
• Отрегулировать уровни сигнала на трёх контрольных частотах;
• Отрегулировать каждый из двенадцати каналов по контрольным частотам.
• Передать телефонный канал на телефонную станцию;
• Проверить прохождение вызова и разговора с абонентского телефона, подключенного к телефонной станции на узел связи корреспондента.

     Как выполнялись такие задачи? Вся последовательность была отработана до автоматизма. Курсанты знали все пункты «назубок». Можно было иметь с собой тетрадь или записную книжку, но читая последовательность из тетради, вовремя задачу не выполнить.

     Все задачи по работе на средствах связи Алексей выполнял в паре с Анатолием Навальным. Они даже в футбол играли в одной команде, и тоже в паре на правом крае нападения. На кафедре Дальней связи Алексей со своим другом выполнили нормативы специалистов второго класса. В последующие годы, когда ему пришлось работать на магистралях, Алексей выполнил квалификацию специалиста первого класса.

     ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

     Алексей обратил внимание на последовательность подготовки аппаратуры к работе (изложена выше) и когда приходится что-нибудь включать или ремонтировать, так и делает. То есть, перед первым включением аппаратуры, а также каждый раз перед началом работы (перед поездкой на автомобиле) Алексей считает, что всегда необходимо:
1. Произвести внешний осмотр аппаратуры.
2. Включить питание и проверить питающие напряжения.
3. Проверить работу аппаратуры в режиме "на себя"**.
4. Отрегулировать работу аппарата.
5. Проверить работу в разных режимах.
6. "Сдать в эксплуатацию".

     Всегда при ремонте аппаратуры, различной техники, автомобиля, устройства, по мнению Алексея, целесообразно соблюдать эту последовательность. Часто бывает, что человек разбирает устройство, ищет неисправность внутри, а неисправность, оказывается, можно было обнаружить при внешнем осмотре и ничего не надо было раскручивать. 


****************************************
     ДС*- Дальняя связь. Антонимы – местная связь (в населённых пунктах, пунктах постоянной дислокации), связь по колонне (при совершении маршей), связь на полевых пунктах управления и тому подобное.

     Режим «На себя»** : для приёмопередающей аппаратуры режим работы, при котором клеммы подключения передающей пары (цепи, линии) соединены с клеммами для приёмной пары. На аппаратуре включается режим «работа в линию». Иногда на аппаратуре бывает переключатель «в линию – на себя».
На автомобиле – режим «На себя» - это работа двигателя на месте на «холостом ходу».


Рецензии
Методично, как инструкция или отчет.
Классная школа, ведь написано по памяти, а не снято с экрана ПК...
УЧИЛИ! однако...

Татьяна Воляева   31.01.2018 23:01     Заявить о нарушении