Дорога к храму

               Меня всегда привлекали храмы..Нет, я не ходила службы, меня привлекала их красота и величавость. А ещё необычное чувство, что они мне что-то напоминают. И вот однажды в Интернете  я увидела фотографии храмов в городе Тотьме, их устремленные ввысь силуэты. И не могла поверить своим глазам- космические корабли! Целая флотилия космических кораблей! Хотя сами горожане сравнивают их с морской флотилией. Тогда я стала присматриваться к другим церквям и соборам, особенно древним, деревянным. И проявилась интересная закономерность - все самые древние постройки находятся на европейском севере- Карелия, Архангельская область. Большинство из них  относятся к 17 веку. Но ведь было же что-то и в более раннем исполнении, не дошедшее до наших времен! Древесина -материал недолговечный, не сохранились, разрушились, сгорели...Но они ведь были! И в 15 и в 16 веках… Пример есть: церковь святого Лазаря в Кижах- самая старая деревянная церковь -15 век.   Почему форму церкви старались приблизить к цилиндру, это был восьмерик ? Почему церковь венчает шатер с маленькой маковкой и крестом? Чем не нос космического корабля? И тогда вспоминается, что на нашем севере долгое время сохранялись древние ведические верования, гораздо дольше, чем в остальной Руси. В Ведах говорится о летательных аппаратах. Так может они были в Гиперборее и принадлежали высшей касте -волхвам? Ведь практически никто не знает, как выглядели капища- их не осталось в первоначальном виде, только ритуальные камни. Можно уничтожить материальное, но нельзя уничтожить память народную. И вполне можно допустить, что шатровые церкви- отражение тех летательных аппаратов Гипербореи и повторение построек капищ.
               Если посмотреть на комплекс “церковь- колокольня”,то картина вырисовывается интересная: колокольни высокие, шатровые, а храм ниже, с куполами. У меня возникает новая ассоциация: космический корабль с космонавтами в гермошлемах, стоящими у своего корабля. И пусть говорят учёные, что шатры строить было легче, чем купола, но ведь строили же! Недаром в 1655 году Никон запретил строительство шатровых храмов, как не богоугодных, а значит, языческих. Может над языческими капищами тоже стояли храмы и были они шатровыми? Народ ничего не стал придумывать и повторил архитектуру в христианском храме. Отсюда и север, территория Гипербореи… Ответов нет.
              Позднее шатровое зодчество воплотилось в камень. Самые старые каменные храмы тоже шатровые, почти полностью повторяющие деревянную архитектуру. Тоже случайность? Скорее всего уже закономерность! Так что же повлияло на архитектуру храмов древней Руси и, главным образом, Севера: недостаток мастерства или историческая память народа? Попутно возникает ещё один вопрос, связанный с храмами, но уже более поздними- каменными. Они встречаются в городках центральной России, чаще всего с куполами и без колоколен, самой простой постройки- коренастые, вросшие в землю, глядящие на нас глазницами - прорезями оконец из-под куполов. Вам это  ничего  не напоминает? А мне напоминает- богатырей, витязей -  защитников земли русской. А вот  с чего срисован купол и шлем богатыря? Но то что они связаны между собой исторически- это у меня сомнений не вызывает. О гермошлеме я уже говорила -это третий предмет в этой связке: гермошлем-шлем богатыря-купол. Я не претендуют здесь на какие-то научные изыскания, это просто мои мысли, мои ассоциации, а отсюда и  столько знаков вопроса в тексте. Понимаю, что на многие из них сейчас ответов не существует, да и вряд ли они появятся, если только не произойдёт чуда. Так или иначе, но моё предисловие затянулось, хотя оно тоже о пути к храму.
          Я видела много различных храмов каменных и деревянных. Была в Кижах, добиралась до Муромского мужского монастыря, затерянного в болотах Заонежья, видела те самые  похожие на богатырей старые церквушки в маленьких старинных городках центральной России. Но я мечтала попасть в Каргополь - город в Архангельской области, от названия которого веет древней Русью. А все дело опять же в Интернете, где я увидела этот город храмов. Но и не только хотелось увидеть Каргополь,но и его окрестности. Мне не давало покоя одно фото: очень старая, одинокая, деревянная шатровая церковь с надломленным крестом в окружении полей. На многие километры нет признаков человеческого жилья. Подпись под фото свидетельствовала, что здесь была деревня Красная Ляга или второе название, характерное для нашего севера- Карелии и Архангельской области- Краснолягский погост, Сретенско-Михайловскпя церковь .Указан и год строительства -1655 ! Эта дата сразу поставила её в короткий ряд самых старых деревянных церквей России. Возникло острое желание посетить и эти места.
        Желания имеют свойство сбываться, если только очень сильно  захотеть. Помощь пришла от моей племянницы проживающей в городке Пудож, в 250 километрах от Каргополя. Она предложила, в очередной визит, свозить меня в Каргополь и ,заодно, поискать эту затерянную старину. Я с трудом дождалась отпуска и в сопровождении дочери и внука отправилась в Карелию. И вот мы в пути.
Сказать что дорога на Каргополь была трудной, то не сказать ничего! Трасса местами была посыпана белым известняком (откуда только взяли!) и любая встречная машина обдавала нас облаком белой пыли. Местами мы пробирались по колеям застывшей глины...Но какие красивейшие места мы проезжали!.Большая часть пути проходила по территории Кенозерского национального парка,  вдоль дороги стояли густые таёжные леса, сквозь которые местами были видны чистейшие, прозрачные озёра, а с вершин холмов открывался красивейший вид на окрестности. Я готовилась к этой поездке, изучала карты, запомнила названия населённых пунктов, которые звучали как песня: Лядины... Каково же было наше недоумение и даже возмущение, когда мы увидели, что все они переименованы самым варварским способом. Самобытные названия сел и деревень переименовали в стандартные- Гавриловская, Астафьево и им подобные. Так и хочется крикнуть:”Автора!” Ну,скучно же, господа!
         Каргополь нас не разочаровал, действительно, город соборов, большая часть из них не действующие, но не потерявшие от это своей красоты.Чего стоит одна Соборная площадь! Целое созвездие храмов с колокольней в центре.
        Мы долго бродили по зарослей травой площади от собора к собору, вдыхали неповторимый запах старины, заходили в храмы…- собор Рождества Христова, церкви Рождества Иоана Предтечи и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Поднялись на белокаменную Соборную  колокольню, что стоит в центре площади и откуда открывается вид на город и на заречную часть. Отсюда хорошо видны  многочисленные купола соборов и церквей. Меня буквально покорила белокаменная Благовещенская церковь 17 века, вся покрытая тончайшей резьбой по камню, при этом узоры с каждой стороны храма не  повторяются. Если бы не ограниченность по времени, я бы могла бесконечно долго ходить вокруг неё и смотреть, смотреть, удивляясь каждому завитку.
           Мы за наш короткий визит обошли и осмотрели лишь несколько храмов, но зато каких! На обратном пути нас ждали не менее удивительные деревянные храмы 17-18 веков  в Лядинах (ныне Гавриловская). Но мы опоздали на месяц- на месте колокольни и Покрово- Власьевской церкви  (1743 г.) были только головешки...Они сгорели в Пасху от удара молнии. При этом они полностью были отреставрированы и имели молниезащиту.За что их наказал Господь? .А говорят, что были редкой архитектуры и красоты...Поздно задавать вопрос “КТО ВИНОВАТ?” Остался только один храм Богоявленья (1793 г.) ,который стоял весь в лесах- был на реставрации. Но он достоин внимания из-за его куполов-маковок покрытых серебристо-серыми осиновыми плашками, как у церквей в Кижах, за его уникальное полукруглое крыльцо и его покрытие в виде половинки шатра, которое покоится на резных столбах, а сам  потолок- это небо в звездах. Хорошо  было бы, чтобы выжил храм, чтобы и наши потомки сумели увидеть эту красоту не только на картинке.
              Но надо было ехать дальше- искать дорогу к тому храму- храму моей мечты. Жители  Печниково ( ныне Ватамановская) нам помогли и указали дорогу, которая уволила нас прямо в лес. Наш навигатор взбунтовался и требовал повернуть назад. Но даже если бы мы этого захотели, то не смогли бы этого сделать из-за ширины дороги, где, кажется, не смогут разъехаться два автомобиля. Но потом ,навигатор смилостивился и показал расстояние в 4 километра до какого-то объекта. У нас появилась надежда.
            Лес закончился неожиданно. И мы вдали увидели её! Церковь стоит в поле, вдали от дороги одна одинешенька,  обмытая дождями, продутая северными ветрами. К ней ведет заросшая травой тропинка, Значит, церковь не забыта ,люди приходят сюда!
Она предстала перед нами во всей своей древней красоте: почерневшая от времени , с надломленным и, чудом державшимся на вершине шатра, крестом, но не покосившаяся, по-прежнему, устремленная в небо. При ближнем рассмотрении следы времени заметны больше. Местами древесина выкрошилась, сгнила, имеются прорехи в крыше, крыльцо покосилось.Но кто-то бережно поставил новый столбик, подпиравший сохранившуюся крышу над крыльцом ,вместо сгнившего.Я поднялась на крылечко к запертой на большой амбарный замок двери. Рядом на стене проржавевшая табличка, где с трудом различаю надпись- «Сретенско-Михайловская церковь». Я двинулась вдоль стены. Оказалось что все здание было декорировано деревянной резьбой, которая протянулась в виде фронтона вдоль всей церкви под крышей и сохранилась  в наличниках. Везде были видны признаки того, что здесь поработали люди: с одной стороны стена была в лесах ( не новые, наверное, ещё поставленные прошлым летом),вырублены все деревья, которые росли раньше прямо у стен церкви, по периметру сделана противопожарная полоса..Судя по всему администрация района спохватилась после пожара в Лядинах. Но вкладывать средства в реставрацию этой церкви не торопятся, хотя она и старше почти на сто лет тех, что сгорели и той, что реставрируется -далеко в стороне от туристических маршрутов, да и дорогу придётся делать- новые расходы. Дождется ли этот храм лучших времён? Или его ожидает печальная участь десятков других- разрушившихся, сгоревших.А ведь этот храм, как считают историки ,уникален по своей архитектуре. Церковь имеет восьмигранный сруб с двумя симметричными прирубами, что в Прионежье встречалось редко. Алтарную часть венчает “бочка”,которая практически не встречалась в храмах .Раньше церковь окружала крытая галерея, но её разобрали ещё в 19 веке из-за ветхости. А декоративное убранство раньше было ярко раскрашено.
        Если честно, то уезжать не хотелось, здесь весь воздух был пропитан покоем и умиротворением, запахом трав, жужжанием пчел и шмелей. Мы шли к машине  то и дело оглядываясь: церковь стояла в лучах летнего солнца, одна среди поля, открытая всему миру.
            За эту поездку мы увидели лишь небольшую часть достопримечательностей каргопольского зодчества, но то что мы увидели, пробудило желание приехать сюда ещё и найти дорогу к другим удивительным храмам Каргополья. Надеюсь, что это желание исполнится. Пожелайте и вы мне этого.


Рецензии