За ягодой

Вот уже несколько лет я проводила свои школьные каникулы на даче. И в этом году, как только я закончила восьмой класс,мы с тётей Олей, папиной старшей сестрой,живём на даче. Она на пенсии, и всё время проводит на нашей даче, только на зиму приезжает в свою городскую квартиру и работает дворничихой, пока не растает снег. А потом снова на дачу. Тётя очень непонятный для меня человек; целый день у неё дела: то на грядках, то с деревьями, то с кустами. Я уж не говорю про цветы. Самые красивые и нежные— возле дома. Куда ни пойдёшь— мимо них дорожки, и тётя почти каждый раз увидит какой-нибудь непорядок с цветами: то цветок поправит, то подпорку приладит, то сорняк выдернет, а то просто смотрит и чуть заметно улыбается. Мне разрешает ухаживать за цветами только под её присмотром. И любит приговаривать: " Это тебе не картошка или лук какой нибудь или ещё что для еды. Цветы—кра-со-та для души. Понимать надо!" Так нараспев и произносит слово "красота". Я, конечно, старалась " понимать", но, похоже, выходило у меня не очень, поэтому тётя Оля снова и снова повторяла мне эти слова.
Она любила порядок во всём и от меня требовала порядка: платье должно висеть, книги должны лежать корешками к глазам, рукоделие— в корзинке, корзинка— на гвоздике... И ещё у неё была странная забота. Она каждый год осенью посылала папу в лес за кустиками черники с корнями, рассаживала их между яблонями и ухаживала за ними, почти как за цветами. И хотя весь урожай черники обычно умещался в кружку, тётя Оля продолжала трудиться над черникой. Это при том, что дачный посёлок ( "дачный колхоз"— слова тёти) с трёх сторон окружён лесом, где черники было достаточно для всего посёлка, как земляники, грибов, понятно, в своё время.
Ближайшую деревню от посёлка отделяли пять километров леса, так что местные за лесными дарами к нам не ходили. Однажды я спросила тётю:" Почему бы нам не пойти в лес и не нарвать там нужное количество черники, как это делают другие дачники? Говорят, эта ягода очень полезная." Она ответила: " Есть на то причина. " " Какая?"—не унималась я. " Как-нибудь расскажу, в свой срок." Ничего не поняв, я всё же не стала переспрашивать, а ожидала, когда наступит " свой срок".
Ещё у тёти Оли было правило: ни к кому мне в гости не ходить, а если захочется с подружками пообщаться или поиграть в какую игру— пожалуйста, пусть приходят к нам. В хорошую погоду мы с подружками располагались в беседке, а в плохую— на веранде. Там стоял телевизор, и мы могли смотреть передачи, по мнению тёти полезные для нашего возраста, или заниматься другими своими делами. Тётя вроде не обращала на нас внимания, но замечала всё, чтобы мы ни делали. У нас всегда была программа передач, и тётя знала, когда мне или нам с подружками телевизор включать нельзя. Если подружки у меня бывали долго, то тётя Оля ставила на стол, что под яблоней, хлеб, варенье, ягоду, яблоки, редиску, лук—что находилось у неё—чайник и громко говорила: " Не пора ли птичкам поклевать что-нибудь?" Этот вопрос всегда звучал вовремя.
Когда приезжали папа с мамой , обычно в выходные,они подключались к делам по тётиному плану или шли в лес по грибы. Это было у них любимым занятием. Иногда они бродили по несколько часов, но большой "улов" приносили редко. Для их походов было специальное снаряжение: резиновые сапоги, костюмы из очень плотной материи и "палки с глазами"—прочные посохи с кожаными петлями, как у лыжных палок, и острыми железными штырями с другого конца. Считалось, что эти палки-посохи "видят" спрятавшиеся грибы. Теперь я понимаю, что это шутка, а раньше думала, что они и вправду видят.
Вот однажды в дождливый вечер, закончив дела в доме,мы с тётей сидели на крылечке, слушали дождь и неторопливо вели разговоры на всякие темы. Надо заметить, что тётя знала много интересного и умела занимательно рассказывать. Вдруг она и говорит: "А хочешь, я расскажу тебе про чернику?" "Конечно,—ни секунды не раздумывая, ответила я, — всё время жду, когда у Вас наступит свой срок!" Тётя улыбнулась на мои слова и говорит: "Тогда слушай."
Давно это было. Я ещё училась в классе седьмом или восьмом и также, как и ты, лето проводила на даче с бабушкой. Добрый она была человек ( царствие ей небесное ), добрый и разумный. Только уж больно доверчива была, верила всему, что ей говорят. А как самой и в мыслях не было человеку сделать плохо, то и от других худого не ожидала. Да и время тогда было спокойное. Дети сами ходили в окрестный лес ягоду там или грибы пособирать. Купаться без взрослых сами ходили к лесному озеру. Не было слышно, чтобы кто когда их обидел. Вот и меня бабушка с моими двумя подружками отпустила нарвать черники. Дала мне стеклянную трёхлитровую банку в пакете— и нести удобно и вдруг опрокинется банка, ягода в пакете останется. Как обычно все у нас, я взяла с собой посох.
Рвём мы, значит, ягоду то кучкой, друг возле дружки, то разойдёмся на расстояние голоса—кого куда ягода потянет. И сама не знаю, как вышло, но подружки перестали отвечать на мой голос. Я не очень испугалась, но стала держать направление на посёлок, обрывая попадающиеся кустики. Вдруг вижу, за мной неспешно идёт незнакомый мужчина. Я ускорила ход, ягод уже не рву, и он за мной идёт скорее. Я побежала, и он бежит. Тут уж меня страх обуял. Уже слышу рядом его шаги. Чувствую, не убежать мне. Я остановилась и повернулась к нему лицом. И он, такой страшный и злой, тоже остановился, потом сделал шаг ко мне. Я от страха швырнула в него пакет с банкой и угодила ему в ноги. Банка разбилась. Он остановился и, наклонив голову, смотрел на свои ноги. Я, ничего не соображая, ткнула в него посохом, уж не знаю, в какую часть тела. Он ойкнул и согнулся, а я что есть силы помчалась к ближайшим домам посёлка. Погони не слышно. Я оглянулась—никого нет. Быстро пришла домой, засунула посох в кусты и торопливо переоделась. Бабушка спросила: "А где же ягода?" пришлось придумать, что нечаянно разбила банку, и решила всё выкинуть, потому что в ягоду насыпались осколки стекла.
До позднего вечера я тряслась от страха и старалась не выходить из дома. Два страха мучили меня: а вдруг я убила человека? а вдруг придут и арестуют меня и посадят в тюрьму? Ясно, что ночью уснуть я не смогла, утром разболелась голова, и тётя разрешила мне остаться в постели и велела выпить какое-то лекарство. Не помню, как я уснула, и проспала почти весь день. А когда проснулась, бабушка рассказала, что в лесу нашли раненного бродягу и что его увезла "скорая помощь". У меня вырвалось: "Бабушка, а он был живой?" "Живой, живой. Только, говорят, много крови потерял. Что-то ты разговорилась. Выпей-ка ещё лекарства, а я пойду, приготовлю ужин." Больше ни я ни бабушка в разговорах ни разу не вспоминали про бродягу. Вот тогда и решила я: в лес больше—ни ногой. А чтобы не забыть вкус черники, выращиваю её под яблоней. Теперь -то ты понимаешь, почему я тебя ни с кем и ни за чем не отпускаю в лес? Пусть лучше ты будешь учёная на моих ошибках, чем наделаешь своих. Так никто и не узнал, в какой жуткий переплёт попала я тогда в лесу.
Много лет спустя, когда я была уже взрослым человеком, а бабушка состарилась, и уже я за ней ухаживала на даче, мы вспомнили об этом случае. Я решила ей рассказать всю правду о происшедшем тогда в лесу. Но она меня остановила: "Не надо, я всё знаю." "Откуда?" "Оттуда. Всё прочитала на твоём бледном лице, на трясущихся руках и по пятнам крови на острие посоха." "А ещё кто знает?" "Ты да я, и больше никто."
Тётя замолчала. Значит, рассказ окончен. Больше говорить ни о чём не хотелось. Тётя проговорила: "А дождик-то кончился.Пора и на отдых. Пойду калитку запру, а тебе спокойной ночи!"

Март 2016


Рецензии
Иван, я вернулась к рассказу "За ягодой", к знакомому и понравившемуся тексту. Он чем-то по сюжету похож на мой рассказик "С мишкой", тоже одна ходила не за черникой, а за земляникой. По жанру у Вас рассказ в рассказе. Передаёте сюжет грамотно, подробно. Читаешь с тревогой, волнением, особенно эпизод встречи Оли с незнакомым мужчиной-бродягой в лесу. Помог посох, он спас девочку-восьмиклассницу. Не растерялась, сообразила, защитила себя от бродяги. Удачная концовка - развязка развития действия. Творческих успехов Вам, Иван! С уважением и наилучшими пожеланиями к Вам Роза Арслановна.

Роза Салах   12.04.2016 06:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.