Слово о гении

Ушёл великий человек. Выдающийся учёный. Трудно переоценить его вклад в науку. Многое внёс. Многое перевернул.
Наша наука была до него в зачаточном состоянии. Никто её не развивал. Отдельные исследования, может быть, и были. Кадры вроде бы тоже были. Кажется, всё было. Не было только синтетического оплодотворения этого богатейшего материала крылатой мыслью гения. Науки не было.
И вот он явился, гений! Долго потом выясняли, откуда. Как допустили? Ладно бы с рекомендациями пришёл. Ладно бы – чей-то сын, зять, внук. Ладно бы, наконец, взял противоестественным трудолюбием – а то умом. Самым, простите, обыкновенным, то есть необыкновенным умом.
Спрашиваем его:
– Откуда мысль? Кто сказал? Где написано?
– Не знаю, – говорит. – Просто я так вижу вещи. А мысль эта мне самому в голову пришла.
– То есть, как – самому? Какие вещи? Что за самодеятельность? Тебе пришла, а нам почему-то не пришла? Ты, значит, умный? А мы, значит, – дураки?
– Я, – говорит, – совсем не это хотел сказать. Но что такого, если и самому? Главное, чтобы истина была.
– Ну-у-у, – говорим, – это уж ты загнул. Что есть истина? Классики нужны, мнения авторитетные, злобная современность – вот что нужно. А ты, ей-богу, прямо как маленький. Ну, скажи, что ты маленький?
– Я, – настаивает он, – не маленький. Я и аргументы могу привести, я и формулы. Я…
– Спасибо, – говорим, – не надо нам ничего. Здесь в другом дело. Только и слышно от тебя: я, я, я! А наука, между прочим, – социальный институт. В ней работают не одиночки, а трудовые коллективы.
– Ну и что? – спрашивает.
– А то! Коллектив надо уважать!
Увжать!
Вжжать!!
Жжжать!!!
– Ох, – говорит, – не надо больше. Я все понял…
Взял и ушёл от нас.
Но мы продолжим его дело. Обязательно продолжим. Это наша работа. Ничего личного. На этом держится наука. Не сомневайтесь. Никто не должен сомневаться. Только попробуйте...

1981 / 2016


Рецензии