Воздушная крепость Часть 2 Глава 18 Трамвай

Ехать с «Донгормаша», где Андрей Смирных снимал квартиру, до Горсада долго и нудно. Поэтому он познакомился с Толиком Панасюком, водителем трамвайного маршрута №3 ТТУ Донецка. Смирных при поездке на работу часто заходил к нему в кабину, и они коротали дальнюю дорогу за неспешной дружеской беседой.
- Вообще-то нам не разрешается впускать в кабину посторонних, - сказал Анатолий в первый раз, - но в ДНР всё можно…
Они каждый день болтали о быстро меняющейся обстановке в притихшем городе. Обменивались информацией, где накануне стреляли и где есть дефицитные продукты.
- Хорошо, что голода в городе нет, - размеренно рассуждал Панасюк, - хотя большинство магазинов закрыто. Вчера сказали, что всех желающих бесплатно кормят в общественной столовой, которую открыли в центре.
Они проезжали микрорайон, попавший накануне под миномётный обстрел. Электричество и газ там пока не восстановили, поэтому во дворе разрушенного дома сидело несколько стариков, и кипятили на костре воду в закопчённом чайнике.
- Как на прошлой войне… - бурчали они недовольно.
Женщина набрала связку дров, будет готовить обед на самодельной печке, выложенной на земле из кирпичей. 
- Чего мы тащимся как беременные козы! - не выдержал медленной езды с такими пейзажами за окном Смирных.
- Напряжение упало. А ты куда-то спешишь?
- Не люблю ждать! - признался он.
Переключая внимание Андрея, водитель трамвая неожиданно сказал:
- Слышал, что случилось с Ринатом Ахметовым?
- Уехал он из Донецка… - буркнул пассажир.
- Уехал, - согласился Толик. - Но в его поместье возле Донецкого пивзавода площадью сорок гектаров имелось подземное хранилище.
- Прямо хранилище? - не поверил он.
- Там хранилось сто тонн золота, - заверил Панасюк. - Золотой запас олигарха. Но кто мог знать, что придётся драпать из родного города? Ринат уехал, а вывести золото поручил старшему сыну. Подогнали пять «КАМАЗов», загрузили. Но кто-то из грузчиков сообщил о маршруте движения ополченцам. Они устроили засаду, чтобы захватить золото. Только в последний момент кто-то из них предупредил охрану Ахметова, и они счастливо избежали смерти.
- А так бы он потерял и сына и золото! - удивился Смирных. - Иногда активы становятся камнем, который тянет на дно…
Они проехали пару остановок молча.
- В России кричат, что на Украине к власти пришли фашисты, - спросил его водитель, - а что это такое?
- В школе, что ли это не учили?
- Образование у меня восемь классов и ещё два года жил с учительницей...
- Фашизм это задержавшийся в развитии феодализм, переживший век пара, электричества и атома. Готовый пережить век космических полётов и искусственного интеллекта. Феодальные отношения, казалось бы, исчезли, но феодальный менталитет оказался живуч и могуч, он оказался сильнее всеобщей грамотности и компьютеризации.
- А как он дожил до наших дней?
- Живучесть его, безусловно, имеет причиной то обстоятельство, что корнями своими феодализм уходит в дофеодальные, ещё пещерные времена, в ментальность блохастого стада бесхвостых обезьян.
- Конкретнее…
- Все чужаки, живущие в соседнем лесу, отвратительны и опасны, а вожак наш великолепно жесток, мудр и всегда побеждает врагов.
- Почему же тогда люди верят очередному фюреру?
- Потому что так сказали по телевизору! - усмехнулся он. - Ведь самый важный признак фашизма ложь. Конечно, не всякий, кто лжёт, фашист, но всякий фашист обязательно лжец. Он просто вынужден лгать.
- Теперь мне ясно! - кивнул головой водитель. - Мне тоже иногда тайком хочется заиметь парочку рабов…
Они от души посмеялись до следующей остановки. Когда заканчивались подходящие темы, Толик начинал хвалить свой трамвай.
- Мой любимый! - говорил он, поглаживая обшарпанную обшивку. - Один из трёх старых вагонов, купленных нашим ТТУ у рижского. Внешне старенький, но такой тихий, такой плавный, стартует и тормозит просто идеально, ни рывков, ни толчков.
- Как в кино. 
Смирных уже знал, что единственным недостатком было то, что ему трудно взбираться на крутой уклон.
- А при пониженном напряжении в сети в связи с обстрелами подстанций, - объяснил водитель, - так тем более.
Несколько дней подряд он буквально вползал на горку, приговаривая:
- Давай, родной, давай, ещё немного, ещё чуть-чуть, ты сможешь... Хорошо, что обычно здесь не очень много людей. А будь мы полные - можем ведь и не взобраться. Вот что в таком случае делать?
В следующую субботу был рыночный день, пассажиров набилось под самую завязку. Стартовали с «Донгормаша», перед коварным подъёмом трамвай взял небывалый разгон.
- Ползём, ползём, ползём... - молитвенно шептал Панасюк.
Однако на самой середине «горы» трамвай останавливается. Защёлка, стоит хорошо.
- Зафиксировался, - выдохнул он просительно. - Ну-ка, ещё разочек... Нет. Ну, пожалуйста! Никак. Всё. Приехали...
- Что будем делать? - спросил Смирных.
- Пассажиры-мужчины, пожалуйста, покиньте салон! - Толик по громкой связи сделал объявление в сало. - Останьтесь только женщины и дети! И старики. Повторяю, пассажиры-мужчины, пожалуйста, покиньте салон. Вагон не может въехать на уклон.
- Хорошая рифма! - одобрил Андрей.
В ответ тишина. Водитель попросил его подставить по колесо противооткатный башмак.
- Повторяю, пассажиры-мужчины, пожалуйста, покиньте салон, - повторил он. - Вагон не может въехать на уклон. Пожалуйста. Я въеду и подожду вас наверху. Честно.
Панасюк открыл переднюю дверь.
- Пропустите. - Смирных выскочил наружу пулей и суетливо подсунул между рельсом и колесом специальный тормозной башмак.
Толику самому было запрещено вставать из водительского кресла. Вдруг вагон покатится назад. Внизу показался следующий трамвай.
- Когда это он успел? - расстроился вагоновожатый. - Ну же пассажиры!
Они начинают недовольно выползать. Андрей с удивлением считал:
- Вышло десять женщин...
Перешли на тротуар и потопали обречённо вверх. Оставшиеся мужики висели на поручнях, невозмутимо смотрели в окошечко.
- Ой, а мне тут смска пришла, - сказал один. - Нужно срочно прочитать.
- А мне женщина место уступила...
- Ладно, попробуем поехать. - Панасюк не решился выгнать их на улицу, знал агрессивный нрав дончан. - Вытаскивай башмак!
Они натужно тронулись и медленно поехали.
- Ну, ну! - подбадривал он любимца. - Давай, родной!
- Молодец!
Остановились на остановке «Универсальная». Ждали тётенек. Задний трамвай уже мигает фарами. А тетеньки так медленно идут, ну так медленно.
- Давайте, тётки, давайте! - крикнул им водитель. - Да хватит мигать, подождёшь минутку. Я же не могу их «кинуть» и сбежать! Обещал же. И так на улицу выгнал.
Как только они зашли в салон Толик закричал в микрофон:
- Осторожно, двери закрываются. Дорогие женщины, экипаж рад снова приветствовать вас на борту и выражает вам искреннюю благодарность!
Они поехали и несколько минут молчали. Потом Смирных вздохнул и едко заметил:
- Мужчины Донецка самые «донецкие» в мире!
- Вывести бы их в чисто поле, поставить лицом к стенке, да пулю в лоб, чтоб на всю жизнь запомнили... - уточнил Анатолий.
- Я человек не конфликтный, ругаюсь с человеком только один раз… - вздохнул его пассажир. - Но тут так захотелось!
Местные почему-то абсолютно уверены, что скоро ДНР разгромит украинскую армию, называли даже определённую дату.
- Окончательная победа будет одержана 12 июля! - улыбнулся ироничный Панасюк. - Так предсказал монах, который ни разу не ошибся.
В городе ходили слухи, что 27 июня, после окончания перемирия, украинские военные обязательно используют все имеющиеся ресурсы, чтобы сломить оборону неуступчивого Славянска.
- Говорят, будет что-то ужасное! - поёжился Андрей. - Сейчас мало кто задаётся вопросом, что будет с нашими детьми. Кого они с детства будут считать заклятым врагом: «ватников», «москалей», «бендеровцев», «правосеков», русских, американцев? Для них, юных школьников, понятия кто в этом мире «хороший», а кто «плохой» определяется именно сейчас.
- Растёт поколение украинских детей, которое не сможет жить дружно в одной стране. - Толик кивнул стриженой головой.
Здесь, на удалённых от центра улицах было понятно, что город уже выпотрошен войной. Расходящиеся в разные стороны жилые кварталы пусты, редкие прохожие лишь подчеркивали их безжизненность.
- Кажется, что город постепенно готовят к длительной консервации, - вздохнул Смирных, - чтобы в определённый момент выключить его совсем.
- Как лампочку…
- Научимся ли мы снова жить в согласии с соседями и друг с другом? - задал риторический вопрос Смирных. - Смогут ли уроженцы Ивано-Франковска и Львова дружелюбно относиться к родившимся в Луганске и Донецке?.. А русские к украинцам и наоборот?
- Я не знаю точно, что объясняют детям родители из Донецка, Славянска, Луганска, - ответил он уклончиво. - Но эти дети точно запомнят обстрел родных городов.
- Так же дети украинских солдат, погибающих от пуль «российских добровольцев» хорошо запомнят, кто виноват в смерти их отцов.
Трамвай медленно ехал до конечной остановки. Панасюк расстроено посмотрел на пассажира и закончил:
- Мой хороший знакомый рассказал, как его сын, играя в «войнушку» бросал пустые пластиковые бутылки с криком: «Это коктейль Молотова!»
- Мы играли в детстве деревянными автоматами в немцев и наших!
Через открытое окно в салон врывался горячий, словно где-то работал гигантский тепловентилятор, степной ветер. Водитель трамвая добавил:
- Или другой ребёнок моих знакомых постоянно задаёт им вопрос: «Ну, когда же эта Украина от нас отстанет?»
- У многих дончан такой вопрос…
- У него там двоюродные братья и сёстры, которых он любит.
- Разрезали страну по живому! - бросил Андрей, выскакивая в переднюю дверь, едва трамвай остановился. - До встречи!
На следующий день он узнал, что на обратном пути в старенький медлительный трамвай попала мина, и Анатолий умер от потери крови после множественных осколочных ранений прямо на рабочем месте.


 
продолжение http://proza.ru/2016/03/26/44

 
 


Рецензии
Про минирование Безлером Горловки не слышал. Возможно пропустил мимо в потоке информации и дезинформации со всех сторон, не отложилось чётко.

Владимир Прозоров   01.11.2017 17:01     Заявить о нарушении
Спасибо!

Владимир Шатов   01.11.2017 17:35   Заявить о нарушении