Лесные человечки

Когда  мы с отцом впервые  поехали смотреть новый дачный участок, то обнаружили, что наше садовое товарищество располагается на поле, с одной стороны которого простирается большой лесной массив. Это открытие нас очень обрадовало, хотя для Подмосковья это скорее правило, чем исключение. Поскольку первые годы освоения на нашем дачном участке мало что произрастало, мы активно исследовали окружающие нас леса и находили там массу интересного и полезного для себя.

Совсем недалеко слева от  высоковольтной линии  в лесу мы обнаружили большой малинник, где собирали по несколько банок чудесной душистой малины, ели вдоволь и даже варили варенье из малины на зиму. В долине реки Протвы, что протекала  в двух километрах от нас, на солнечном левом склоне  были россыпи дикой довольно крупной и вкусной  земляники, которая также привлекала внимание отдыхающих с соседних дачных посёлков. В самом лесу, как и ожидалось,  было много различных грибов, которые мы также собирали и употребляли в пищу и для заготовок на зиму.

Особенно много грибов, в том числе и белых, было в первые годы существования нашего  посёлка, когда число освоенных участков, а следовательно и дачников, было ещё невелико. Находились  такие умелые  любители собирания грибов, которые знали лучшие места по всей округе, после которых найти что-нибудь существенное было нелегко. Но это мало останавливало любителей тихой грибной охоты.

Позже мы стали находить много грибов в молодых  лесных порослях, которые стали  активно расти на пока не освоенных  дачных участках. Это было делать гораздо легче и безопаснее, чем в основном лесу. Следует сказать, что леса в Подмосковье, как наверное и по всей России, являются очень запущенными, загущенными мелким подлесником, кустарниками  и сухостоем, поваленными деревьями, что способствует образованию опасных лесных пожаров и затрудняет ходьбу по такому лесу.

Недавно в одной телевизионной передаче показали состояние леса в Германии, которое демонстрировал местный лесник: лес там был абсолютно прозрачен и далеко просматривался, на земле не было никакого валежника, сухостоя и прочего мусора, следовательно, не было и причин для лесных пожаров. У нас в период перестройки была неудачно реформирована не только экономика, но и лесная служба, было сокращено значительное количество лесников, что привело к ухудшению состояния лесов и многочисленным лесным пожарам, нанесшим значительный ущерб экономике.

В нашем лесу помимо грибов, что растут на почве, бывает много плоских несъедобных грибов, которые растут колониями на поваленных стволах деревьев.  Они могут иметь разную окраску – от белых, жёлтых, красных  до коричневых и чёрных, часто имеют красивые полоски по краям и очень привлекают внимание любителей делать различные интересные поделки.  Я собирала эти грибы по пути на речку и обратно, так как при этом нам приходилось проходить через относительно неширокую  полоску леса (не более полукилометра),  отделяющую наше поле от дороги, за которой был другой дачный кооператив, а за ним  находилась долина речки Протвы,  куда мы ходили с друзьями и детьми купаться каждое лето.
 
Из этих плоских грибов я делала кукол, которых  называла  «лесными человечками». Технология их изготовления очень простая, но делать это надо было сразу же после возвращения из леса, пока собранные грибы оставались мягкими. Я сортировала собранные грибы по цвету, и надевала пластинки одного цвета на большой гвоздь или толстую проволоку. Вниз ставила самую большую пластинку, а выше следующие, уменьшающиеся  по размеру, и получалась кукла как бы в длинном платье с оборками, расширяющимися книзу. Завершала куклу небольшая головка, имеющая форму полукгруга, иногда с красивой каёмкой по краям, можно было также сделать белый воротничок из грибов белого цвета.

Когда грибы высыхали через пару дней, куклы становились плотными и хорошо хранились в дальнейшем. Я давала этим куклам разные имена – Русская красавица, Королева-мать, Принцесса, Принц, были куклы и маленького размера, которые изображали детей. С этими куклами любили играть соседские дети, и  мы разыгрывали с ними небольшие представления или сказки, что очень полезно в плане развития детей, их речи и воображения.

Однажды мы подготовили представление для взрослых зрителей по сказке «Принцесса на горошине» с использованием моих лесных человечков.  Мы с детьми озвучивали кукол, и мальчик, который играл Принца, трогательно говорил, после того как первые две принцессы были признаны не настоящими и были отправлены домой: «Неужели больше никто не постучит в наши ворота, и я останусь на всю жизнь одиноким?
А ведь первые две принцессы были такими хорошенькими!»

Поскольку сама сказка не очень длинная, я придумала её продолжение – похищение принцессы во время свадебной церемонии, как это было у А.С.Пушкина в поэме «Руслан и Людмила». Влюблённый  Принц с друзьями организовывал погоню за злыми духами и освобождал свою Принцессу. Наше представление очень понравилось зрителям и самим детям - артистам.
 
Мои куклы, лесные человечки, и сейчас хранятся у нас на даче на полке, и мы по-прежнему используем их при игре с детьми. Но рассказать я собиралась не столько об этих лесных человечках,  сколько об одном происшествии, которое случилось благодаря им.  Среди моих соседей было две девочки, которые наиболее активно играли с этими куклами, и они очень хотели сделать себе такие же куклы. Я объясняла им, что для этого надо сходить в лес и набрать плоских грибов с поваленных деревьев, и тогда я помогу им сделать такие же куклы.

Мы долго откладывали этот поход, так как на даче к этому времени, по мере освоения, дел становилось всё больше, и в лес мы ходили всё реже.
Однажды, мы всё-таки решили пойти в ближний лес за нашим полем, чтобы собрать грибов для изготовления кукол. Я не видела в этом походе никаких сложностей и опасностей, так как мы часто раньше ходили через этот лес  по пути на речку, и знали эти места прекрасно. Поэтому, несмотря на то, что у обеих девочек были опытные бабушки, которых можно было позвать с собой, мы не только не сделали этого, но даже не спросили их разрешения на такую прогулку.

Это была большая самонадеянность с моей стороны и ошибка.Больше того, мы не стали брать с собой сотовый телефон в лес, так как  побоялись его потерять в траве, и в результате  чуть не потерялись сами. Когда мы пришли в лес, девочки начали с удовольствием бегать вокруг в поисках грибов, которых было  довольно много. Но каждая из них старалась набрать  больше, чем другая, и в этом соревновании они стали носиться  вокруг меня,  мы кружили  на месте и, в результате,  потеряли ориентировку в лесу.

Когда мы набрали достаточное количество грибов и собрались идти домой, я поняла, что не знаю в какую сторону идти. Только тут я осознала, какую ответственность взяла на себя, пойдя  в лес с этими  двумя очаровательными  девчушками - озорницами. Мы шли, как мне казалось, в сторону  нашего дачного посёлка, но когда пытались выйти из леса, то оказывалось, что ему нет конца и края, не видно ни дороги, которая должна была быть близко, ни высоковольтной линии, ни дачных домиков.

Мы все немножко устали и испугались, девочки были одеты легко  в нарядные платьица и туфельки, которые уже промокли от травы, а дороги домой  мы всё не могли найти. Несколько раз мы меняли направление, я старательно прислушивалась, и наконец, услышала приглушённый  звук мотора. Мы пошли в этом направлении и вскоре вышли на шоссе, которое  окаймляло лесную полоску с другой стороны от наших дачных участков. 

Обратно в лес мы уже побоялись зайти и обошли его по дороге, хотя это было немного дольше. Мы договорились с девочками, что никому не расскажем о нашем опасном приключении, немного успокоились, пришли ко мне домой, отдохнули, попили горячего чаю с пряниками и сели в беседке делать кукол. Как я уже говорила, куклы надо было делать сразу же, пока собранные грибы оставались мягкими, так как когда они высохнут, проткнуть их гвоздём или проволокой будет трудно. Мы провели за этой работой ещё около часа, после чего довольные девочки с новыми своими куклами  пошли по домам. Но я навсегда запомнила пережитое и поняла, что лес не бывает маленьким, и любое легкомысленное отношение к нему может закончиться плачевно.
 


Рецензии