Модная икона

               




размышления  о книге Люси О’Брайен «Мадонна»


















Журналистка написала добротное исследование жизненного и творческого пути Мадонны, которую называют королевой поп-музыки. Чужая душа – потемки, как на самом деле относится к своей героине автор, ведомо только ему. Так же как и процессы, происходящие во внутреннем мире самой Мадонны. Говорить я могу исключительно о своих субъективных ощущениях – от героини книги и журналистов, которые пишут о ней.

Распространенное клише – рассказывать о трудном детстве того или иного артиста: потеря родственников, религиозное воспитание со множеством ограничений, жестокие наказания, скудные средства к существованию и т.п. Но мы не можем на самом деле знать, как человек переживал ту или иную ситуацию, – действительно ли он страдал так, как он это преподносит СМИ, или же это желание выдумать предлог для личного пиара, сочинить о себе ту или иную легенду, приукрасить свою жизненную историю, чтобы показаться интереснее поклонникам.

Мы никогда не узнаем, что пережила Мадонна в связи с потерей матери в раннем детстве, как она воспринимала католичество. Но она любит распространяться об этом, это уже неотъемлемая часть легенды мегазвезды. Как человек, безусловно, умный, гений коммерции, она прекрасно понимает, какие темы будут интересными для журналистов. И с удовольствием с ними об этом беседует. Использует их в своем творчестве.

Но какова доля искренности во всем этом? Или же человек хочет быть модным? К примеру, модно разглагольствовать о феминизме, модно бунтовать против консерваторов, модно дружить с представителями секс-меньшинств и рьяно защищать их права, модно эпатировать темой секса, - Мадонна все это делала. Очень старательно и добросовестно, пытаясь привлечь аудиторию. Кинороли, фотографии, клипы, книга… Сколько во всем этом подлинного стремления к абсолютной свободе тела и духа, а сколько коммерческого расчета? Правды мы никогда не узнаем. У меня всегда было ощущение некой искусственности ее образа. Он великолепно продавался. С этим никто и не спорит.

Мадонне было недостаточно заинтересовать любителей эпатажа, она хотела быть модной и актуальной и для другой части аудитории. С возрастом у нее это стало получаться – умеренный консерватизм (чисто внешне), религиозный экстаз, образ примерной жены и матери. Модно быть высокодуховной – медитировать, агитировать, стремиться к политической актуальности, писать детские книги. Так называемое позднее материнство и усыновление детей из слаборазвитых стран – случайно ли в жизни Мадонны все это совпало с общественной модой? Судя по книге, она действительно ощущала себя одинокой без внимания прессы, как бы она ни жаловалась на назойливость журналистов, для нее было важно постоянно контактировать хотя бы с какими-то представителями СМИ, а через них – с аудиторией, которая постепенно расширялась. Совсем отказаться от скандальности ни одна поп-звезда никогда не сможет, Мадонна включала в свои шоу элементы эпатажа как дань прошлому и выбранному жанру.

Каково истинное призвание Мадонны? Она – профессиональная танцовщица с хорошим чувством ритма. Была ли она выдающейся в этой области? Об этом могут судить только мастера в сфере современного танца, но ее музыкальные достижения прямо вытекают из огромного танцевального опыта. Вокальные данные певицы очень скромны. Но выжимала она из них максимум. Она прекрасно отдавала себе отчет, какая музыка ей по плечу, и делала ставку не на мощный разнообразный вокал, а на ритмические эффекты. Отсюда – стремление к тем жанрам, в которых главную роль играет ритмическая организация музыкальной ткани. Мадонна инстинктивно чувствовала, на что надо сделать акцент.

Танцевальная музыка всегда будет лидером продаж. Тем более, интересно организованная ритмически. Так можно достичь сразу двух целей – привлечь как можно более широкую аудиторию и заинтересовать серьезных музыкантов, которые любят ритмические изыски. Мадонна, меняя музыкантов, все время стремилась к ритмической «перчинке» в сочетании с мелодиями небольшого диапазона, которые были ей по силам. Она трезво оценивала свой потенциал вокалистки. И делала ставку на ритмику, пластику, зрелищность.

Одарена ли она как композитор? В книге саунд-продюсеры (люди, которые помогали ей записывать песни, делились с ней своими идеями или же воплощали ее собственные) отдают должное ее дисциплинированности, организованности, умению слушать других и как губка впитывать ту новизну, которая была в каждом из талантливых музыкантов. Удачных песен у нее достаточное количество. Но каков процент ее подлинного авторства? Смогла бы она сама написать альбом или хотя бы сделать от начала до конца ту или иную песню? Думаю, правду мы никогда не узнаем. Что-то она, конечно, придумывала – но поскольку запись альбома это труд коллективный, можно сделать один внятный вывод: Мадонна умеет работать в команде и ценить потенциал других людей, пользоваться им.

Есть ли у нее актерское дарование? Мне понравилась ее роль в фильме «Их собственная лига». Даже показалось, ее имидж там удачен как никогда – с черными волосами она смотрится естественно, обретает самобытность. А в привычном всем образе платиновой блондинки похожа на робота, который пытается играть по голливудским правилам, подражая сразу всем актрисам, претендовавшим на роль секс-символа своего времени. Выдает ее жесткий расчетливый взгляд прирожденного дельца – ощущение, что она не столько действительно нуждается в бурных страстях, сколько делает вид, что они ей нужны. Потому что так модно.

Она мечтала о том, чтобы стать кинозвездой. Параллельно пытаясь заработать как модель, танцовщица, певица, продюсер… Думаю, мечтала она не о чем-то конкретном, не о реализации себя в той или иной области, а просто о славе. Популярности. Любой ценой. Но, экспериментируя, заигрывая то с одной частью аудитории, то с другой, она поняла, в чем ее сила – в умении создать ритмически интересную и зажигательную композицию и обыграть ее телодвижениями. Так она стала делать свои знаменитые шоу. С помощью профессиональной, исключительно талантливой команды, которая работала на нее. То есть, нашла себя методом тыка. По крайней мере, такое впечатление создается из книги.

Ничего в этом нет плохого, абсолютно естественно для любого человека искать себя в разных сферах жизнедеятельности. И в желании быть актуальным и модным тоже плохого ничего нет. Но мечту выпендриться любой ценой трудно прикрыть чем-то другим, высокими целями. А чем более зауряден на самом деле тот или иной человек, тем больше ему хочется казаться оригинальным.

Мадонна не раздражала бы меня лично абсолютно ничем, если бы она не выказывала претензий на уникальность. Та же Бритни Спирс не претендует ни на что, кроме того, чтобы озвучивать мысли и чувства средней американки. Она кажется мне более искренней и естественной.

Сам творческий псевдоним – это китч. Конечно, коммерчески это выигрышно – имя Мадонна в сочетании со скандальным образом и спекулировании религиозной символикой в клипах и шоу. Все на продажу. Религия, секс – пресловутое желание совместить духовность с сексуальностью, о котором только ленивый еще не написал…

Они могут быть совмещены. Но естественным образом. И мне не кажется, что в ее продуманном до мелочей растиражированном образе то самое совмещение действительно произошло.


Рецензии