Красавец генерал и его полночная княгиня гл. 3

Красавец генерал и его "полночная княгиня"
3-яглава
               
 «Моей ли «монашенке» о новом замужестве думать?»

       И вот Маргарита свободна. Бракоразводные дела остались позади, и она вернулась в родительский дом «девицей Нарышкиной».
       Александр Тучков стал бывать у них в доме, а она, хоть и не слыхала от него слов любви – читала в его глазах то, что нельзя было не прочитать.
       Всю свою нерастраченную силу любви она отдала ему, пока ещё безгласно, тайно, веря и не веря во взаимность. Ласунский, мало того, что вёл себя по отношению к ней, мягко говоря, непорядочно, он внушал ей, что она дурнушка, что никогда не тронет мужского сердца и отчасти внушил… 
       И вдруг… Александр Тучков прибыл к её родителям и просил её руки.
       Тучков был привлекателен, но кроме того, имел совершенно другую репутацию, нежели Ласунский.   
       Каков же ответ?
       Предложение Тучкова даже более лестно, нежели Ласунского. Род Тучковых не сравнить с родом Ласунских, выдвинувшихся лишь в XVII веке, да и то в результате событий особого характера.
       Род Тучковых восходит к Михаилу Прушанину. «Муж честен из Прусс», по преданию, прибыл с многочисленной свитой «от немец из Пруские земли» в Новгород к великому князю Александру Невскому «служить под его знаменами против шведов и лифляндцев». Правда, советский историк С. Б. Веселовский утверждал, что Михаил всё же имел новгородское происхождение. Но никто не отвергал, что был он соратником, или даже правой рукой великого князя Александра Невского – «Солнца Русской Земли».
       Отец Александра Алексеевича – заслуженный воин, генерал-поручик, Алексей Васильевич Тучков. Александр – его младший сын. А всего сыновей пять и все генералы. Старший из них – Алексей – уже вышел в отставку при Императоре Павле Петровиче. Четверым – Николаю, Павлу, Сергею и Александру – ещё предстояло участвовать в Отечественной войне 1812 года. Но это позднее, а пока сватовство… 
       И что же, каково решение? Варвара Алексеевна Нарышкина заявила честно, что польщена предложением, что почла бы за честь выдать замуж дочь за славного представителя славного рода Тучковых, но…
       Далее следует объяснение причин – дочь разведена, она несчастна, она перенесла такие испытания, что более уже ничего подобного не вынесет. Нет, нет, нет…
        Варвара Алексеевна сразу после развода твёрдо решила: «Моей ли монашенке о новом замужестве думать?»
       Александру Тучкову было отказано как можно более деликатно, как можно более вежливо…
       Маргарита горько переживала решение матери, но это ещё не все…
       Скоро она узнала, что сражённый отказом Тучков принял решение подать в отставку и ехать учить за границу.
       Михаил Михайлович Нарышкин, родной брат Маргариты, вспоминал:   
       «Бедная сестра, узнав о намерении расстроенного Александра Алексеевича уехать в Европу, потеряла сознание. В её комнату то и дело вбегали люди с подносами, кувшинами, полотенцами; пахло сладкими травами. Мне жаль было её; насупившись, я смотрел на мать исподлобья».
       И далее продолжил рассказ о том, что «примерно через неделю после шума к нашему дому подъехал на коляске Тучков. Меня, играющего с дворовыми детьми, он подозвал к себе.
       – Сходи к Маргарите, передай конверт.
       Я побежал опрометью. Сестра раскрыла бумагу, и глаза её наполнились слезами.
       В письме Александр Алексеевич просил Маргариту беречь себя и верить в их счастье. Закончил послание стихами на французском, рефреном которых было признание в любви: «Qui tient mon coeur et qui l'agite? C'est la charmante Marguerite...» То есть: «Кто владеет моим сердцем, и кто волнует его? Прекрасная Маргарита!»
      И в жизнь «прекрасной Маргариты» ворвалась разлука, во время которой родителям не раз пришлось пожалеть о своём отказе. Не разглядели истинную любовь в сердце дочери, не поняли сразу, что это вовсе не рядовое увлечение. Они уже стали опасаться за душевное состояние Маргариты. Она постоянно говорила о том, что некрасива и что не судьба ей встретить своё счастье.
       А Тучков учился…Минул год, затем второй, третий… Шёл четвёртый год после отказа.
       И вдруг Маргарита узнала, что он вернулся и намерен снова просить руки. На этот раз родители сразу дали согласие. Мало того, они даже известили родных и близких о том, что состоится помолвка…
      1806 год. В день свадьбы Александру Тучкову было 25 лет, а Маргарите – 29 лет.
      И снова мистика… После венчания, когда молодые выходили из храма, к Маргарите приблизился юродивый и подал ей игуменский посох со словами: «Вот твой посох… Возьми, мать Мария!»
       Маргарита машинально взяла его, но возразила:
       «Я не Мария. Я – Маргарита…»
       Юродивый, ни слова не говоря, удалился. Впрочем, никто не придал значения этому эпизоду.


Рецензии