Искры партизанского костра

     Над школой пронесся самолет. Тоненько зазвенели заросшие морозными узорами стекла. Фашистский?! Девчонка ладошками зажала уши и так стремительно наклонила голову к парте, что громко стукнулась лбом о черную крышку. Пятиклассники рассмеялись звонко и весело. Он  ни разу не слышали, как противно  воют падающие бомбы, как стонет земля под ударами взрывов, они не знали страха перед пролетающим где-то высоко самолетом. И только учитель понял все сразу.

     - Не бойся, - сказал он. – Сюда не прилетят…

     И мы вдруг примолкли, в глазах нашего физрука мы увидели что-то такое, что сразу прервало наш смех.

     Он появился у нас в конце зимы. Школа была насквозь проморожена зимними стужами. Мы сидели на уроках в пальто и платках, дыханием согревали стынущие пальцы. Он сразу же стал заметен в школе в своей темно-зеленой командирской гимнастеркой, и особой щеголеватой выправкой, и протезом, а главное – орденами.

     Мы, девчонки, наверное, прежде всего, замечали его юность, его протез вместо правой руки, его веселую,  «неучительскую» манеру обращения. А мальчишки, те сразу же были безоговорочно покорены им. Он принес с собой героическую романтику – он был партизаном. Они просто ходили за ним следом, повторяя друг другу с восхищением:

     - Орден Ленина… Медаль…

     Да и предмет, которому он учил, был очень уж недевчоночьим – он учил нас стрелять. Сколько лет вот прошло, а,  кажется, напряжешь память, и всплывут специально вызубренные отличия малокалиберных винтовок «ТОЗ-8» и «ТОЗ-9». На его уроки считалось просто неприличным приходить не подготовившись. Да и на другие уроки тоже. Такое уж было время.

     Помню, как, договорившись, мы однажды принесли в школу по полену дров и жарко натопили печь. И впервые среди зимы вдруг сняли в классе пальто. Мы горячо завидовали тем, кто после войны будет сидеть в платьях на уроках и писать на настоящих тетрадях. А пока война была вокруг нас. На уроках физкультуры мы маршировали по городу и самозабвенно пели «строевые песни». А на уроках физики старались отвечать как можно четче и лучше. У нашей учительницы Елены Александровны Ворониной был тяжело ранен сын – артиллерист. И она, хрупкая, изящная даже в пальто, с копной красиво причесанных снежно-седых волос, вся словно закоченела от боли, хоть голос ее по-прежнему звучал ровно, и рука твердо ставила нам оценки.

     Иногда наш новый учитель приходил на занятия без привычной улыбки. Мы уже знали – сегодня уходили на фронт старшеклассники, и он провожал их, своих учеников, теперь товарищей по войне. Они были ему  ближе, чем мы, непоседы. Он знал, на какое дело провожал Юру Сидельникова, Колю Брянцева, Борю Первова. Он и сам был готов идти с ними,  и тогда, наверное, школа и занятия с нами казались ему нежеланным, досадным делом. Но эта рука…

     Он, Николай Александрович Чужов,   окончил нашу школу в 1938 году и поступил в Рязанское пехотное училище. В девятнадцать лет он уже был на финском фронте. Был командиром минометной роты под Брестом, когда началась Отечественная война. И первый бой его начался на третий день войны, под Слонимом. В этом бою был тяжело контужен. Очнулся, когда линия фронта отодвинулась далеко. Он шел два месяца вторично раненый в ногу, ежечасно подвергаясь опасности, чуть не теряя сознание от боли и голода. В августе в Духовщинском районе он встретил группу отставших частей бойцов и командиров. Они объединились в партизанский отряд, начальником его стал Чужов. Отряд рос, налаживалась связь с другими отрядами. На основе двух крупных партизанских групп возник в 1942 году знаменитый батальон «Бати» - Н.З. Коляды, прибывшего на Смоленщину для организации партизанского движения по заданию ЦК партии.

     Так возник в фашистском тылу целый партизанский край: здесь работали органы Советской власти, работал Духовщинский райком партии. В книге документов «Партизанская борьба с немецко-фашистскими оккупантами на территории Смоленщины в 1941-1945 годах» зафиксирован один день взвода под командованием Чужова. 2 июня 1942 года. Заминировано железнодорожное полотно у деревни Семеново, заминирован большак Духовщина – Ярцево, у деревни  Ветошкино подорвано две автомашины с сорока гитлеровцами, разгромлена полиция в деревне Песнево, взято в плен тринадцать полицаев, на большаке Духовщина – Смоленск перерезали связь противника.

     А сколько было таких дней!

     Комсомолец Чужов стал командиром отряда. А было командиру двадцать два года. В боях рождалась скрепленная опасностью и мужеством дружба. В боях гибли друзья. Застрелился, оставшись последним в живых, окруженный врагами самый близкий друг А.П. Соколов, погибли командир третьей бригады Г.В. Очиров, секретарь Духовщинского райкома партии П.Ф. Цуранов, повешена гитлеровцами смелая разведчица Вера Богданова…

     В одном из боев его ранило в руку. Разгоряченный, он сначала не обратил на это внимания, а на другой день до руки не дотронуться. Решили отправить раненого за линию фронта. Как шел командир со своим сопровождающим? Пять дней, вернее, пять ночей с короткими боями, ни разу не поев и не поспав, как следует. Он шел, неся нестерпимо ноющую руку. Когда дошел, наконец,  до госпиталя, узнал, что поздно: началась гангрена.

     Его уволили в запас, направили физруком в школу.

     Сразу после Дня Победы он побывал на Смоленщине. Через несколько лет снова приехал – крепко привязала его к себе партизанская земля…

     … В 1946 году стал Николай Александрович коммунистом. Потом три года работал в Пошехонском райкоме комсомола. А дальше – учеба в педагогическом институте. Подумал было об аспирантуре, да дома двое ребят подрастали, жене с ними трудно было. Вернулся в родную пошехонскую школу № 1 преподавателем географии.

     И снова наступила пора походов. Куда только не забирался он со своими кружковцами-краеведами.

     Весь район прошли вдоль и поперек. Приносили в школу трофеи – то ствол заржавленной пушки петровских времен, то тяжелую, как кирпич, древнюю книгу по фотографии знатного земляка. У ребят разгорался интерес к поискам, к истории родного края. Возникла мысль создать в школе краеведческий музей. В мае будет у него шестилетний юбилей. Около тысячи экспонатов расположено в двух классах и в коридоре светлой школьной пристройки. Чего тут только нет! Проходишь по музею – будто страницы десятилетий  листаешь. История пошехонских пионерской и комсомольской организаций. Славные земляки, выпускники школы: А.И. Костоусов – министр, П.И. Шашкин – инженер, писатель, П.И. Буренин – кандидат медицинских наук, об одном из научных подвигов которого  написал поэму С.Я. Маршак, ветераны коммунистической дивизии, участники Великой Отечественной войны.

     Пройдешь по музею – будто иными глазами посмотришь на родной край. Перед тобой предстанут прошлое и настоящее Пошехонья, его люди и их дела. Это один из лучших музеев области.

     Музей во многом определяет лицо школы. План краеведческой работы обсуждается  на педсовете, каждый учитель и каждый класс вносит свою долю в создание музея. О музее говорят на партийных и комсомольских собраниях. А сам он стал уже достопримечательностью Пошехонья. Сюда приходят летом туристы, бывают участники районных семинаров – клубные работники, секретари комсомольских организаций, пионервожатые, наконец, интересующиеся историей жители Пошехонья. Приходят не только посмотреть, но и приносят экспонаты. Летом, например, пришли учащиеся начальной школы из-под села Белое. Принесли с собой огромный ржавый меч. Сейчас он занял место в витрине. Землекопы нашли в карьере  кость мамонта, печник, разбиравший старую печь, принес свою находку – медный угольник 1870 года.

     Идут в музей и к Чужову письма с разных концов страны. В письмах расспросы о нем самом, о музее, о школе. А в прошлом году пришло со Смоленщины от «красных следопытов». Они разыскивали бывших партизан и предлагали организовать встречу однополчан. Слет состоялся в тот день и в том месте, где партизаны дали первый бой врагам. Собралось около 600 ветеранов, приехали даже с Сахалина.

     Двадцать лет не виделись. В седовласых, постаревших людях узнавали своих бравых командиров, в зрелом мужчине – тогдашнего сына отряда, пионера  Ваню Константинова, которого он, Чужов когда-то учил стрелять. А вот те, кому они принесли тяжелые пышные венки, те остались в памяти молодыми и веселыми. И странным вдруг показалось – на торжественно-траурном митинге говорить о них в прошедшем времени, не чувствовать рядом их плечо. Поздним вечером вспыхнул у озера Ретос партизанский костер и зазвучала песня о старой смоленской дороге. Был тот же их партизанский лес,  и те же звезды сияли в высоте, и те  же друзья сидели в зыбких отблесках костра.
     Нынче летом он снова поедет на Смоленщину – на вторую свою родину. Поедет не один, повезет туда группу юных краеведов, проведет их по тропам и деревням бывшего партизанского края.

     И пусть далека Смоленщина от Пошехонья, любовь к той и другой стороне  тесно сплетается в его сердце. Там, в горячем бою, защищал он дальний тыл своего края. Здесь, знакомясь с делом его сегодняшней жизни – музеем, понимаешь, что так любовно и бережно собирать историю родных мест может только тот, кто кровью своей и юностью заплатил за счастье всей огромной страны.

     Г. Пошехонье Володарск, средняя школа № 1.

     Северный рабочий, 6 января 1967 г.


Рецензии