Воскресенье 1-й недели Великого поста

            В неделю Торжества Православия.

    В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует день Торжества Православия. Этот праздник был учреждён в честь восстановления почитания святых икон. Сие событие произошло при малолетнем византийском императоре Михаиле III и его матери (регентше) святой царице Феодоре, а также при константинопольском патриархе Мефодие исповеднике. История эта такова. Лев Исавр, пасший ранее ослов и свиней, оказав услугу императору Юстиниану II, попал на государственную службу. Более того, по Божьему попущению, стал вскоре византийским императором. Патриархом в Константинополе был тогда святой Герман, призвав которого, новый император сказал, что ему кажется, будто иконы ничем не отличаются от идолов. Даже если допустить, что святы и истинны изображения святых, всё равно, в храмах их необходимо повесить выше, чтобы грешники не оскверняли их своим целованием. Потому архиерей получает повеление, убрать, как можно скорее, иконы от народа. Патриарх старался отвратить императора от такой мерзости. А затем, припоминая прошлые годы, спросил, не будущий ли император был тем человеком, который прогневался в своё время на почитавшего святые иконы Конона. Царь ответил утвердительно, добавив, что он был призван к этому делу с юных лет. В итоге, он выгнал из страны не повиновавшегося ему патриарха Германа и поставил на его место своего сторонника Анастасия, начав, таким образом, открытую борьбу против иконопочитания.

    Говорят, что ненависть к иконам ему внушили евреи, предсказав ему каким-то волшебством восхождение на трон. Было это ещё в те времена, когда Лев Исавр был убогим крестьянином, зарабатывавшим вместе с ними на жизнь, погонщиком ослов. Когда Лев бедственно кончил свою жизнь, во главе империи и в авангарде иконоборчества стал его сын Константин Копроним. Лютейший скимен*. Не будем долго рассказывать о том, сколько беззаконных дел сотворил этот нечестивец, но и он скончался постыдно. Он умер от горячки во время похода на болгар. После него царствовал его сын от дочери хазарского кагана Лев IV Хазар. Но и тот, не отойдя от иконоборчества, скоропостижно умер. Позже царская власть перешла к его жене, святой царице Ирине, ставшей регентшей при своём несовершеннолетнем сыне Константине VI. Будучи наставляемы святейшим патриархом Тарасием, они созвали VII Вселенский Собор, на котором Церковь утвердила иконопочитание. После них на престол взошёл госказначей Никифор из Геника. Следом страной правил его сын, евнух Ставрикий, а за ним императором стал Михаил Рангаве. Все они были иконопочитателями.

    Михаила сменил Лев V Армянин, которому некий иконоборец, монах – затворник внушил мысль, что, будто бы все военные неудачи Византии последних лет произошли из-за того, что в империи было допущено идолопоклонство. Взойдя на престол, Лев открыл новый этап иконоборчества. Все благочестивые иерархи были низложены, сосланы, подвергнуты гонениям, а храмы вновь осиротели, лишившись своего украшения в виде святых образов. Затем империей управлял аморрей Михаил II Травл, который был относительно умеренным иконоборцем. Следом правил его сын Феофил, превзошедший всех предыдущих императоров гонениями иконопочитателей и настоящими зверствами против них. Множество святых отцов и исповедников предал Феофил за почитание икон разнообразным мукам. Устраивал судилища и открытые диспуты, в которых принимал непосредственное участие. Всюду в Константинополе он выискивал иконопочитателей, и так всех запугал, что ни одного из них в городе в течение длительного времени невозможно было найти. Феофил самодовольно правил в течение 12 лет, постоянно пресыщаясь так, что, в конце концов, заболел животом. Его уста настолько сильно отверзлись, что показались внутренности и, очевидно, приблизилась смерть.

               Царица Феодора тяжело переживала из-за болезни мужа, ложась спать, она увидела во сне Пречистую Богородицу с Младенцем на руках. Их окружали пресветлые ангелы, которые при этом избивали Феофила, подвергая его наказанию. Когда она проснулась, едва пришедший в себя Феофил, вскричал: «Горе мне, окаянному, ибо за святые иконы бьют меня нещадно». Тогда царица возложила на него образ Богородицы, которой стала слезно молиться. Феофил заметил у одного из предстоящих перед ним людей наперсный крест и, взяв его, поцеловал. Уста, дышащие злобой на иконы, и безобразно разинутое горло тотчас пришли в норму. Мучащая его болезнь несколько отступила, страдания прошли, и он заснул, успев исповедать почитание святых икон. Царица достала святые образа из киотов для целования, убеждая проснувшегося Феофила всей душой почтить святые иконы, приложившись к ним.
 
     Вскоре Феофил умер. После его смерти Феодора освободила всех исповедников, которые находились в тюрьмах и ссылках. Был низложен иконоборческий патриарх Иоанн Грамматик, место которого занял святой патриарх Мефодий. Во времена гонений Мефодий был исповедником, перенёс немало страданий, одно время его даже держали живым в гробнице. Иоанникия Великого, нёсшего тогда на Олимпийских горах аскетический подвиг, посетил, по Божиему Промыслу, великий постник Арсаакий. И сказал ему: «Бог прислал меня  к тебе для того, чтобы мы вместе пошли в Никомидию к преподобному Исайе Затворнику, и узнали от него, что угодно Богу, и что подобает Его Церкви». Когда они пришли к Исайе, то услышали от него следующее: «Так говорит Господь: пришёл конец врагам образа Моего! Идите к царице Феодоре и патриарху Мефодию и скажите им, чтобы всех иконоборцев они удалили от власти, и совершили торжество в честь святого образа Моего и креста, принеся Богу жертву с Ангелами».
 
            Выслушав Исайю, они направились в Константинополь и всё это изложили патриарху Мефодию и другим Божиим избранникам. Затем все вместе они пришли к царице, которая, выслушав их, согласилась сделать, как заповедано. Присутствовали при этом общении лишь отцы, почитавшие иконы. После чего, царица, сняв с шеи святой образ и выйдя перед всеми вперёд, поцеловала его, произнеся: «Кто не покланяется иконам и не лобзает их благоговейно, ради любви к изображённым на них святым (не служа при этом иконам как неким богам), да будет отлучён». Тотчас великая радость охватила всех собравшихся. При этом царица попросила их совершить заупокойную службу о её муже Феофиле. Те сначала стали отказываться, но, видя её веру, в конце концов, повиновались. Собрал тогда святой патриарх Мефодий в великий Софийский храм всех жителей столицы, церковный клир, архиереев. В числе участников столь важного события были такие избранники Божии, как Иоанникий Великий, послы с Олимпа Арсаакий и Навкратий, ученики из великой обители Феодора Студита, писатели и исповедники Феофан и Феодор*, Михаил Святоградец и Сингел, а также многие другие. Возглавил этот собор сам патриарх Мефодий. Они совершили всенощное бдение, слёзно молясь о душе Феофила. Эти сугубые молитвы продолжались всю первую неделю Великого поста. В данных молениях с женщинами и прочими людьми участвовала также и сама царица Феодора.

    На рассвете в пятницу Феодора заснула и видит себя у крестного распятия.  Мимо шли люди, несшие на себе различные орудия мучений, увидев которых, она испугалась. Среди них брёл, как узник, царь Феофил со связанными сзади руками. Узнав его, царица последовала за ними. Когда дошли до Медных врат, она увидела некоего Мужа чудесного вида, который стоял перед образом Христовым. Феофила, приведя, поставили перед Ним, и царица, прикоснувшись к Его ногам, стала молить о царе. Чудесный Муж, едва раскрыв уста, сказал: «О, женщина, велика вера твоя, знай же, что прощаю Я Феофила ради твоей веры и слёз, а также ради молений рабов и священников Моих». И повелел стражникам: «Развяжите его и отдайте жене». После этого супруги вместе отошли, радуясь, и сон на этом прекратился. Такую картину царица Феодора увидела во сне.

    Когда происходили моления об усопшем царе, патриарх Мефодий взял новую хартию и, написав на ней имена всех царей – еретиков, к которым причислил и Феофила, положил в храме под престол. В пятницу, примерно в то же время, когда царице снился сон, Мефодий увидел некоего великого и страшного видом ангела. Тот вошёл в храм, подошёл к нему и сказал: «Услышано, епископ, моление твоё. Царь Феофил получил прощение, не докучай впредь об этом Богу». Мефодий, решив испытать, истинно ли было видение ангела, взял из-под престола рукопись и, развернув, увидел, что исчезло из хартии, по Божиему определению, имя Феофила. О, Промысел Божий!

    Царица, узнав об этом, обрадовалась, и послала к патриарху, чтобы он собрал весь народ в великую константинопольскую церковь святую Софию. Люди должны были явиться с честными крестами и иконами для того, чтобы все святые образа, которыми она была украшена, были ей возвращены. И, таким образом, открылось бы перед народом новое Божие торжество. Все люди, держа в руках свечи, собрались в церкви, вскоре появилась и царица с сыном. Состоялось всеобщее моление, после которого народ вышел из храма, держа перед собой святые иконы, честное древо Креста и Евангелие, и пошёл крестным ходом к, так называемому, Милию, взывая по дороге: «Господи, помилуй!». Возвратившись после этого в церковь, люди, через святых избранных мужей, расставили все иконы в храме по местам, провозглашая при этом имена святых, исповедовавших почитание святых икон, которое было утверждено на VII Вселенском Соборе. С другой стороны, напротив, оглашали отлучение от Церкви и предание анафеме еретиков - иконоборцев, после чего совершили литургию. С этого дня святыми исповедниками и было определено совершать ежегодно праздник Торжества Православия. Для того, чтобы не забылись нами когда-нибудь данные события, и не впали бы мы вновь в эту ересь.

    Молитвами святых Твоих исповедников, вечный образ Отца, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

            Примечания.

            Скимен – молодой, особенно сильный лев.

            Великая обитель – Лавра святого Саввы Иерусалимского в Палестине. Братья Феодор и Феофан Начертанные – монахи этого монастыря, авторы многих церковных богослужебных текстов. Своё прозвище получили вследствие того, что иконоборческий царь Феофил выгравировал у них прямо на лицах исповедание их веры.


Рецензии