Герда против Снежной Королевы

Все помнят сказку Ганса Христиана Андерсена про Снежную Королеву, где Герда спасает своего непутёвого друга Кая из лап холодной и богатой красавицы. Ну, это она сама уверена, что спасает. Вообще-то, она просто отбирает мужика у другой.
Герда – вполне типичный персонаж в эмиграции. Происходит из полной городской небогатой семьи. Пассионарность достаточно высокая – к своей выбранной цели идёт неотвратимо, хотя постановка задачи и правильность цели, вообще-то, вызывает большие сомнения. В эмиграции демонстрирует неплохие адаптационные качества. В сказке она быстро находит общий язык со всеми персонажами, исключая только саму Снежную Королеву. А так – что с оленями общаться, что с разбойниками, что с царями – совсем не проблема. Значит и язык учит: надо ведь как-то с оленями разговаривать. Могла бы достигнуть неплохих карьерных высот, но неискоренимое стремление принести себя в жертву чаще всего не позволяют ей этого сделать. Не остаётся ни сил, ни времени. Отношение к действующему законодательству достаточно сложные. Помните – и с царями, и с разбойниками общий язык находится почти сразу. Работы выбирает тяжёлые, если они хорошо оплачиваются. Работу свою не любит, на работе страдает, иначе откуда возьмётся осознание собственной жертвенности?
Сам же Кай предпочитает заниматься непыльной и несложной деятельностью: безуспешно пытается складывать из букв Ж, П, А и О слово «ВЕЧНОСТЬ». Занятие по определению вечное. Сразу же сказочник оговаривает скверный характер Кая, который насмехается над всеми, и в первую очередь над самой Гердой. Объяснения вредного характера осколками кривого зеркала злого тролля, заставляющих воспринимать всё шиворот-навыворот и видеть во всём только дурное, примем в качестве сказочного допущения. В конце концов, нам не важно знать причины неуживчивого характера персонажа, и врождённые они или благоприобретённые.

В условиях иммиграции Герда достаточно быстро находит себе объект для «спасения». Не может она без этого. Почему-то в ней запрограммировано неистребимое стремление жертвовать собой для спасения кого-нибудь. Не пытаясь даже выяснить, а требуется ли такое спасение самому объекту помощи. И отмазка хорошая для окружающих: «околдовали», видите ли жениха, выручать надо. А Кай, например, совсем не звал Герду на помощь. С голоду во дворце Снежной Королевы явно не опух, был хорошо одет и имел кучу прислуги. Но появилась Герда со своей тягой к жертвенности, и сказка для Кая закончилась. Вскоре наступил конец сказки и для Герды.
 
В русских народных сказках аналогией Герды является Алёнушка, спасающего своего братца. Ну, та хоть родного брата спасает, и не от богатой красавицы, а от страшной Бабы Яги и от перспективы съедения.

В восточно-славянской культуре жертвенность почти приравнена к святости. Как учили ещё в пионерах: «Если я гореть не буду, / Кто тогда рассеет тьму?!», «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Пионеры юные, головы чугунные, сами оловянные, черти окаянные». С самого детства человеку внушали: надо жертвовать собой ради людей.

Типичный представитель жертвенного типа людей – Данко из рассказа Горького, вырвавший собственное горящее сердце, чтобы осветить путь своему народу. «Я жертвую собой, чтобы вас всех спасти и рассеять тьму!». Собой-то он пожертвовал, кто бы спорил, но вот жертву его народ не оценил, а кто-то даже наступил на догорающее на земле сердце и растоптал его.

Но вернёмся к Герде. Раз уж настроилась она принести себя в жертву и бороться со злыми чарами, то остановить её на этом поприще не сможет никто. Кстати, в западноевропейской сказочной традиции заколдованный герой – мужского рода. Лягушк. Царевн. То есть принц. И этих вот лягушков массово находят иммигрантки и начинают заботиться о них. По каким таким болотам они их находят, а главное – зачем - это отдельная история. Наши женщины очень часто выискивают себе совершенно немыслимые варианты при подборе спутника жизни. Сплошь и рядом это старые, бедные, больные, плохо образованные итальянцы, перебивающиеся случайными заработками. Что заставляет наших женщин жить с ними и заботиться о них? Буквально приносить себя, свою жизнь, своё здоровье в жертву? Ради чего? Происходит какое-то непонятное само-зомбирование.

Независимость и демократия открыла нам глаза на тот факт, что лягушку, куда не целуй, везде эта, ну как её, в общем – лягушка. Факт, прямо скажем, мочевидный. И отсюда может возникнуть душевная рана. Кстати, в итальянском языке есть слово «rana», что на русский и переводится, как «лягушка».

Анекдот в тему:
Кай и Герда сидели у окна, прижавшись носами к холодному стеклу. На
улице крупными хлопьями валил снег.
- Какая красота! - думал Кай, глядя остекленевшим глазом на совершенство
снежинок.
- Здравствуй, жопа - Восьмое марта - думала Герда.


Рецензии