Соломенный бычок смоляной бочок

У разных народов, детки, сказки разные. Одной из самых распространённых сказок у славянских народов, в особенности у украинского, является сказка о соломенном бычке. Вкратце напомним сюжет: Бабка попросила Деда сделать соломенного бычка. Дед сделал бычка и обмазал его смолой. С помощью Бычка старики наловили несколько хищных зверей, которые в обмен на сохранение своей шкуры и жизни принесли кучу подарков: улей с мёдом, мелкий рогатый скот, домашнюю птицу. Откуда звери всё это изобилие взяли – сказка застенчиво умалчивает. Звери же дикие, разведением пчёл и домашних животных явно не занимаются. Очень, значит, захотели жить и изыскали средства.

И какой жизненный стереотип (мем) развивает сказка в мозгу ребёнка?

Во-первых, это типично сельский стереотип поведения. В городских условиях подобные действия были бы чистой уголовщиной, подпадающей под соответствующие статьи Уголовного Кодекса (часть 2 статьи 163 УК РФ: вымогательство, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия; статья 175 УК РФ: приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем). В понимании же сельского жителя данная ситуация не столь драматична. Звери ведь первые напали на Бычка, ну и значит должны заплатить за агрессию жизнью или материальными ценностями. Явное указание на необходимость наведения справедливости своими силами, без привлечения посредников в лице государственных структур. Анархические идеи, свойственные сельскому менталитету, передаются посредством подобных сказок из поколения в поколение.

Во-вторых, созданное Дедом устройство примитивно простое, даже по сельским меркам. Тем самым даётся установка, что для достижения положительного результата в будущем не потребуется обучение на высоком уровне. И действительно, особенностью сельского менталитета является нежелание учиться выше уровня, минимально необходимого для физиологического выживания. Селянин не глупее и не хуже горожанина, но ему действительно нет никакой необходимости изучать высокие материи. Повседневная жизнь его от этого не улучшится, и время на учёбу, которое можно было бы потратить с большей практической пользой, попросту пропадает.
Отношение трудовых мигрантов – носителей сельского менталитета - к законам вообще и к трудовому законодательству с одной стороны вполне фантастическое, а с другой, как ни странно, очень даже прагматичное.

Прагматичность заключается в том, что мигрант стремится соблюдать только те законы, избежать несоблюдение которых совершенно невозможно. Остальные он просто не замечает и не стремиться их замечать. Ни о каком сознательном соблюдении законов страны пребывания и речь идти не может, законы нарушаются при первой же возможности.

Крестьянский менталитет большей части трудовых иммигрантов бывшего Союза порождает целые системы социальных и трудовых отношений, полностью основанных на нарушении местных законов. Так, на Юге Италии среди трудовых иммигрантов процветали и процветают такие виды «бизнеса», как: торговля контрабандными продуктами питания, контрабандными же сигаретами, спиртными напитками, лекарствами. Естественно, всё это никак легально не оформляется и не регистрируется, налоги не платятся, никакому контролю продаваемая продукция не подвергается. Казалось бы, пустяки, но вот только не так уж редки случаи пищевых отравлений контрабандными продуктами, которые везут и продают в антисанитарных условиях. Случаются и серьёзные, вплоть до летальных, случаи отравлений контрабандными и контрафактными лекарствами.

Фантастичность же мышления проявляется тогда, когда нарушившие изначально закон, и продолжающие его нарушать в дальнейшем, работая без контракта и не оплачивая налоги, при уходе с работы хотят, чтобы в их отношении закон соблюдался. Не задумываясь – какой именно закон необходимо применить? А если оба? И в какой последовательности? А вот если взять и применить сначала иммиграционное законодательство? А оно, между прочим, однозначно запрещает иностранцу находиться на территории страны без визы или без вида на жительство, и работать «по чёрному», то есть нелегально и без контракта?

Отдельно следует подчеркнуть: инициатором изготовления Бычка является Бабка. Она же и начала первой практическое применение устройства. В современных условиях трудовой эмиграции мы наблюдаем, что именно женщинам с сельским менталитетом и принадлежит инициатива по выезду на заработки за границу.

Анекдот в тему:
Чем город отличается от деревни - в деревне бычки кроют телок, а в городе телки смолят бычки.


Рецензии