маленький кусочек Родины

Здесь, недалеко отсюда, родилась моя бабушка, которую я никогда не видела... а недавно она напомнила о себе кульком старинных серебряных монет, который вывалился под ноги новым хозяевам дома, когда перекладывали подпол столетней печки... и купили они себе какую-то машину... и на здоровье! Все-таки, все эти разговоры о кладе, зарытом в этом доме в старые времена, были основаны на реальных событиях. Сколько раз плакала мама, когда в очередной раз, приехав в родной опустевший дом, заставала взломанную дверь, а посредине комнаты - гора битых кирпичей от  разбуренной печки. А ведь кто-то имел точную информацию, что надо искать, именно, в печке, но повезло только этой многодетной семье, которой Родина вместе с 60 плодовыми деревьями была действительно продана за символические 30 у.е.
 
Как меня смущало это слово - мещанка. Чувство унижения - слабое подобие тех чувств, которые меня окатывали волной всякий раз, когда я пыталась оценить свои мысли и действия. Я, как мещанка... мещанская психология... А было же за что - соблюсти внешние приличия, как бы соседи ничего не подумали, надо собрать денежек на черный день, это мяско только для гостей, а вы слышали, что она сделала?, -  и прочая... И каким был мещанином один из предков, которого приняли в сословие в 20 годы 19 века? Написано в архивных документах - примерного поведения. Вот, это все, что я написала выше, и есть примерное поведение? Копили, голодали, закопали и, зачахнув над серебром, умерли... Почему же не взыграл этот инстинкт самосохранения после революции? Почему их поголовно репрессировали?? Все потеряли, и жизнь тоже... Почему?

Какая же, все-таки, была моя бабушка? Мне так всегда интересна была ее личность. Я доставала всех родственников одним вопросом, кто, из живущих, на нее похож? Знаю, что не я...
 
А еще ее фамилия была созвучна фамилии владельцев этой земли во времена Великого княжества Литовского. Собирая материалы о бабушке, я, одновременно, стала интересоваться и историей литовских магнатов Ходкевичей. Кстати, именно к одному из Ходкевичей сбежали от гнева великого Ивана Грозного первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.

И вот она поездка на малую Родину... Представьте - 7.30!, темное и морозное утро, мы - в Жиличах, бывшем поместье Ходкевичей, больше двух часов бродим по потрясающему дворцу, построенному здесь в конце 18 века Булгаками. Ради нас четверых экскурсовод в такую рань вышла на работу! Комплекс находится в состоянии подготовки к реставрации. В некоторых местах мастера, отчистив более позднюю краску, уже нашли позолоту, сделанную еще в 18 веке.
 
И каков будет комплекс после ремонта, сложно сказать, но то, что увидели, заворожило.

Итак, темно, взрытые паркетные полы, где-то отключено электричество, облупившаяся местами краска... сыро, зябко, таинственно... Фонарик высвечивает роскошную лепнину, а сознание жадно наслаждается буйством красок - сочные насыщенные тона выхватывает взгляд, зал за залом, анфилада комнат, обнаженно пустых, стыдливо прикрытых роскошными разрисованными потолками... Как этот дворец напоминает вышедшую в тираж фаворитку, украшающую свое обрюзгшее тело шубкой из шиншиллы...
Не было желания что-то говорить и чем-то восторгаться. Это был кусочек неведомой нашему сознанию истории. Только какие-то образы красавцев в мундирах с золотыми позументами и перламутровые обнаженные шейки дам в газовой вуали с высокомерно поднятым подбородком...

И это - тоже часть моей Родины. Незнакомая и загадочная. Та часть, которая не продана за 30 сребреников. Она ампутирована из нашего сознания начисто. И мы висим почти сто лет где-то между миром торжественной красоты, скопидомства мещанства и прямолинейным , без извилин желанием выжить любой ценой, для этого заложив, а потом и продав уже свою душу...
И тогда, наконец, мы узнаем себе цену... И кто его знает, перевесит ли она стоимость того кулька серебра, скопленного моими предками-мещанами...;


Рецензии
Прошлым надо дорожить. Как это не банально звучит, но без прошлого, нет будущего. Вот и мельчают сейчас наши родственные отношения. Корней своих не знаем. Написано образно и бережно. Успехов вам!

Ольга Море   13.09.2018 16:03     Заявить о нарушении
Спасибо! Взаимно)Мне пришлось и в национальном историческом архиве рыться и по всяким кладбищам таблички рассматривать и в разные места ездить.Начертила кучу схем и собрала хотя бы имена более 500 человек. Все очень сложно.

Наталья Цымбурская   16.09.2018 01:01   Заявить о нарушении