Происхождение самой известной фамилии в Неаполе

При папе Инокентии III началась практика давать приют брошенным детям. Первый приют приёма подкидышей был организован при монастыре, где сейчас находится госпиталь Святого Духа в Риме.

Монастырь Святого Благовещения Богородицы или Ave Gratia Plena, был построен в Неаполе в XIV веке по исполнению обета двух неаполитанских аристократов, освобождённых из плена. При нём было образовано церковное братство Сожалеющих и Кающихся, к которому были приписаны основные феодалы и аристократы Королевства, и там же был образован приют для немощных и бедных.

В 1322 году на пороге монастыря была обнаружена новорожденная девочка, рядом с которой находилась записка "брошена из-за бедности", и с этого дня основной целью монастыря стали приём и выкармливание брошенных детей.

В 1343 году королева Санча Арагонская, вторая жена короля Роберта Анжуйского, построила за свой счёт новую церковь, при которой находился большой приют, что значительно увеличило возможности для благотворительности.

В стене монастыря было проделано отверстие и устройство для приёма детей, называемое «Ruota» - «колесо».

Снаружи, поверх колеса, находилась мраморная скульптура ангелочка и надпись: “Отцы и матери, которые кидают своих детей сюда / нам нужны ваши пожертвования”. Передача новорожденных через «Колесо» имело и сакральное значение, так как прохождение через стену монастыря посредством механизма превращала ребёнка в «сына Мадонны», и поэтому в течение столетий, пока действовал этот обычай, детей называли «Esposti dell’Annunziata» - «Выставленные перед Богородицей».

Со временем отверстие в стене было значительно уменьшено, чтобы через него мог пройти только новорожденный ребёнок. Однако иногда матери смазывали оливковым маслом своих более старших детей, и при проталкивании через отверстие те получали травмы конечностей и повреждения внутренних органов.

У некоторых новорожденных на шее был листок с именами родителей, или украшения из золота и серебра. Любой знак особый знак, который находили у ребёнка, записывали в специальную книгу, чтобы в будущем можно было провести опознание. Иногда отцы и матери возвращались, чтобы забрать своего ребёнка. Иногда матери приходили, чтобы быть кормилицей для ребёнка, и в этом случае им полагалось даже вознаграждение.

Условия жизни для детей в приюте были ужасными, многие умирали в первую же неделю, выживших передавали кормилицам, которые выполняли свои обязанности за плату. Самых удачливых забирали бездетные семейные пары, которые должны были получить разрешение на этот благочестивый поступок.

Имя при крещении детям давала дежурная кормилица, фамилия же у всех была одинаковая: Эспозито. Самым первым ребёнком в истории, получившим фамилию Эспозито, стал в январе 1623 года двухлетний Фабрицио. Потом были многочисленные другие, пока Джоакино Мюрат не постановил давать детям разнообразные выдуманные фамилии, чтобы избегать несмываемого позорного пятна.

"Дочерей Мадонны" было принято выдавать замуж. По определённым дням старших девочек собирали в зале приюта, одетых в свои лучшие одежды. Каждая из них держала в руках платок. Будущие мужья, чаще всего пожилые вдовцы, находились в зале. Процедура обручения была простая и быстрая. Каждая девушка бросала платок на пол. Тот из женихов. который поднимал платок, становился её мужем. Зал, в котором происходила процедура обручения, был одним из самых красивых и богато украшенных мрамором в историческом районе Форчелла.

Джоакино Мюрат в 1814 году пытался отменить этот обычай, колесо окончательно было запрещено в 1875 году, однако приют для сирот просуществовал ещё почти столетие.
Большое количество брошенных детей в Семнадцатом веке было типично не только для Неаполя: в Риме брошенным детям давали фамилию «Пройетти», в Тоскане и Умбрии «Диотигуарди» и «Диотиволеви» и подобное явление отмечалось по всей Европе. Дело в том, что после Контрреформации внебрачные дети рассматривались, как незаконные, исключённые из общества. Выбор родителей тайно передать своего новорожденного в религиозные структуры давал ребёнку некий шанс на нормальную жизнь в будущем, несмотря даже на высочайшую детскую смертность, типичную для подобных приютов.

В конце 2008 года, был открыт для исследователей Архив Благовещения Богородицы, где хранится вся документация монастыря и приюта с тринадцатого по семнадцатый века. К семнадцатому веку относятся свыше шести тысяч документов. Большинство документов сохранились плохо и практически не читаются. Но ясно, что большинство биографий воспитанников приюта одинаковы. Дети неизвестных родителей, не достигших ничего в жизни.


Рецензии