Пастушья сумка

Сегодня во Дворце культуры Бирюча случился большой праздник - День работника культуры. И это объяснимо, ибо работники культуры имеют право на профессиональную дату так же, как и работники остальных сфер деятельности. И понятно так же, что на этом празднике самым распространенным словом было "культура". Да и как без него обойтись в теме, ему посвященном, если я сам в одном абзаце слово "культура" использвал аж пять раз!
Известно, если даже сто раз произвнести слово "халва" во рту слаще не станет. Но к нынешнему празднику такое малоприменимо. Потому что торжество состоялось по настоящемцу насыщенным, тёплым и интересным. И когда я глядел на сцену, куда для получения Грамот выходили награжденные, я видел, что каждому из этих замечательных людей слово "культура" подходит замечательно. Не случайно в стихотворном(!) докладе Начальника Управления культуры Натальи Владимировны Валуйских, как я расслышал из зала, прозвучали слова :

"Не завсегдатаи конторы,
А гущи жизни дух и стать,
Жрецы Евтерпы, Терпсихоры,
Мы все собрались здесь опять!"

И надо признать, что славу и известность Красногвардейскому району нынче придают именно люди культуры. Лауреаты премии Правительства России - нижнепокровские самобытные певци и их руководитель Виктор Нечаев давно узнаваемы в лицо по всей стране. Гармонист Василий Осадчий из знаменитой десятки Гекннадия Заволокина изъездил и покорил Россию. Наша девочка Валентина Безух поет в хоре Надежды Бабкиной, а певица Наталья Тятых - в Кремлевском хоре...
И это только самый высокий уровень. А уж в области и районе замечательных людей и не счесть. К ним я непременно причисляю и малозаметных работникеов культуры - бухгалтеров, методистов, менеджеров.
И все они заслужили праздника.
И я сердечно поздравляю их.
Но...
Ох, уж это но.
Я сидел в зале и мне казалось, что идёт что-то не так. Администрация хвалит начальника Управления, начальник Управления хвалит главу района и получалось, что на сцене идёт награждение самих себя.
...Бога ради, не торопитесь меня бранить! Я не маленький, хорошо понимаю, в какое время живу. И то, что прадник рабоников культуры не может ничем не отличаться от праздника работников ЖКХ, полиции или медработников. Есть обкатанная схема,есть утверденные тексты.
Обычная перестраховка.
И это очень снизило накал праздника.
Ведь , по главному счету, в пределы ответственности, если можно так выразиться, Министерства культуры, не входят 99,9 процентов живой народной культуры. Ведь настоящие носители и творцы культура - да простят меня виновники праздника - это далеко не культработники. Даже почти всегда не культработники. Дело культработников - сохранение и развитие того, что создано и создается теперь самим народом.
А я имею в виду всё население России. И то,как утром приветствуют себя два хуторских соседа - уже культура. И как ведут себя люди в переполненом троллейбусе - тоже культура.
Сейчас в сельской России самое время перед выпасом скота. Общины подбирают и нанимают пастухов. И в Красногвардейском районе тоже.
И пастухи почти все до одного - носители редчайшей,неповторимой культуры . 18-й век на основе их творчества даже создал особый жанр - пастораль.
Но вы где-нибудь видели, чтобы Управление культуры по всей России хоть раз наградило Почетной грамомтой пастуха?!
У нас, на Засосне, живёт человек, в совершенстве владеющий уходящим, а может - уже ушедшим ремеслом. Иван Тихонович Рыбалкин - переплётчик книг. У меня на полке есть несколько фолиантов, одетых в оближки им. Это уже по форме - произведения искусства!
А у него нет учеников. А он орудует самодельным шилом и столетним прессом. На новый инструмент денег нет!
Ведь у нас именно Мистерству культуры выделяется 99.9 процената средств на культуру. А все остальной стране - 0,01 процента.
То есть, в жесткую систему министерства, куда не входит почти вся Россия, отдаются практически все деньги.
А на пастухов, переплётчиков,резчиков по дереву, гудочников и жалеечников, частушечников и мастеров лубка остается...ничего.
И в итоге День работников культуры выглядит, как праздник обслуживаеющего культуру персонала, который, по недоразумению, именно себя и считает культурой.
Но ведь как бы заиграл сегодняшний праздник, если бы на сцену для награждения вызвали последнего мастера изготовления дёгтя!
Но уже не вызовут. Умер Александр Иванович Демьянов, перенявший ремесло перегонки дегтя от отца и деда. А ведь дёготь - это смазка, на которой тележная Россия выехала из седой древности аж в середину 20-го века.
И никто не поднял от котла ковша мастера. Исчезло на наших глазах, умерло ремесло. А ведь оно - вековая культура берёзовой Руси!
...Извините, я разговорился.
И просто прошу рабоников культуры не держать на меня сердца. Я очень уважаю ваш труд, и мне просто хочется, чтобы вы посмотрели дальше сцены, чтобы выполняли не только циркуляры вышестоящего Управления, а обязательно отзывались на стук собственного сердца. Ибо правильно заметила Наталья Владимировна Валуйских в том же стихотворном докладе, как я расслышал из зала:

"И все - моложе мы и старше-
Лелеем добрые дела,
Не о себе заботы наши,
А чтобы Родина цвела!"


Рецензии