Музыка дороги

Его окно выходило во внешнюю круговую площадку двора управления железной дороги. Прямо напротив стояла молодая берёзка, подняв свои ветви ко второму этажу. Над кабинетом Ивана Степановича, если пойти к центральной лестнице, затем по тому же обратному пути, но второго этажа, вернутся в комнату 212, можно попасть в кабинет Степана Ивановича, начальника общего отдела.  Но толстые межэтажные перекрытия не доносили никаких звуков вниз, до комнаты 112.   
Проект здания был послереволюционным, когда в административные круги молодой Страны Советов  пришло понимания важности тишины при работе. Да и удалённость от вокзальных путей была такой, что обычные хлопоты по прибытию и отбытию поездов происходили как бы в вакууме, если наблюдать за ними издали. Летом ещё при открытых окнах можно услышать, как работает железная дорога, но система вентиляции позволяла не заботиться об удобствах и характере сосредоточенности над бумагами. Окна были закрыты. Лишь строчили машинистки, перепечатывая с измызганными чернилами листы с его, Степана Ивановича, правкой.
Если подняться по уже мысленно начертанному пути в кабинет 212, откуда курьер разносил  подписанные для руководства к деятельности бумаги, то обязательно  разносчик продукта канцелярской кухни притормозит свой торопливый бег перед кабинетом 201. Табличка на двери извещала о том, что здесь находится сам начальник дороги. Фамилию часто меняли, потому что, несмотря на огромные полномочия, начальники долго не держались на этом месте. Были и такие, которых уводили с руками за спиной молодцеватые офицеры комитета государственной безопасности. Но чаще была бешеная ротация кадров, по которой можно судить о политической обстановке в стране. А та всегда была напряжённой, требовала митингов, собраний, парадов.
Иван Степанович, подписывая на «собачке» - специально разграфлённом углу оригиналов – очередной материал, подумал, как его воспримет новый хозяин железной дороги Стрельцов. Вчера его представил министр путей сообщения СССР Бещев на коротком собрании работников управления:
- Юрий Сергеевич наш человек. Работал первым заместителем начальника дороги на Дальневосточной. Теперь будет осваивать волжские просторы. Он прост, но требователен. Обиды не держит, за руку всегда поздоровается…
Министр говорил что-то ещё, но Иван Степанович примерял первое рукопожатие со Стрельцовым. Получалась накладка, главный редактор был высокий, а начальник - ниже на голову его получается. Как же сверху на него смотреть, не приседать же? А от этого и взаимоотношения не сложатся. А не получатся, жена запоёт известную песню: «Вань, да брось ты эту работу, смотри, какие круги под глазами, да и сердечко не сильное у тебя…»
О том, насколько крепкое или некрепкое его сердце редактор знал лучше супруги. Принесёт Киселёва материал, а там сплошной воды на бассейн для прыжков с трамплина хватит! Так и звали Марфу  Фёдоровну «Кисельными берегами» - вот-вот на вид была дородна, смущая мужиков большой грудью.  И предупреждала редактора: «Не режьте мой материал, так в нём всё красиво!»
«Да пусто!», - бурчал Иван Степанович, вызывая одну из машинисток, протягивая исчёрканные листы бумаги. А тут же бежит Марфа Федоровна со стенаниями и плачем. Какое сердце надо иметь!
«Увольте вы её, Иван Степанович, - советовал ответственный секретарь Григорий Малинин, - не в литературном журнале работает, а в рабоче-крестьянской газете!»
Принял Марфу редактор на работу после смерти её мужа, известного машиниста, попавшего в крушение. Бывший начальник дороги Любимов позвонил, потребовал хоть так помочь семье, где было трое детей. Рекомендовал: «Она стихи пишет и детям сочинения помогает слаживать».
Вот так, «слаживать»…
Резкий звук телефона оторвал от мыслей. Но в трубке не голос секретарши, а самого Стрельцова:
- Иван Степанович, поднимитесь ко мне, потолкуем.
Вот так, всё по-другому.
Юрий Сергеевич встал из-за стола, вышел навстречу редактору и первым протянул руку:
- Не тягу вызвал, а вас. Ночевать у меня не будете, а часто встречаться начнём, как же мне без газеты?
Улыбнулся и пригласил к приставному столу сесть, сам тоже к уголку придвинулся. У Ивана Степановича отлегло от сердца, всё по-простому. И растянул губы в доверчивой улыбке.
- Много здесь дел, редактор, - сказал начальник. – Станции старые, здания у многих рассыпаются. Путей на них мало, да короткие, куда до длинных поездов! Электрификации требуется ой, сколько! Да рельсы на новые менять. Удобные вагоны для людей требовать, а ещё много цистерн нужно, дорога же наливная – здесь нефть качают, вон в Башкирию только подавай! А дома? Трест слабенький, работников много! Обо всём этом надо писать! Мне не нужны отчёты, где я был, кому что сказал. По делам люди судить должны! А о делах газета рупором кричать должна, рупором! За грамматику не буду ругать, а за цифру или факт объясняться со мной придётся! Подписываетесь под эту программу, Иван Степанович?
- Я так и вижу свою работу, Юрий Сергеевич.
- Ну и добре. Поездил я по стране, успел. Везде бывал, но у вас «железка» особенная. Даром ли, что сто лет ей! Я не писатель, не поэт, не Чайковский, но ведь какая музыка в движении здесь! Заслушаешься! Так и пиши «Музыка дороги»!
- А вы её дирижёр? – настороженно, ещё чего-то опасаясь, спросил Иван Степанович.
- Ха, дирижёр!  Нет, дорогой, труженик коллектив её дирижёр! Она ему подвластна своей музыкой!


Рецензии
Приятно прочитать хорошее произведение про музыку железных дорог. Мои прародители работали десятки лет на Барабинском железнодорожном узле...

Глафира Кошкина   19.11.2016 10:30     Заявить о нарушении
На том и стоят династии железнодорожников, что любят эту музыку...
Спасибо!!!!

Владимир Вейс   19.11.2016 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.