Новопровинциал философия долга 6

Рисунок: Стив Ланилец Муза в Зеркале Эскиз

- Добродетель есть твердость максимы человека при соблюдении своего долга. – цитировал для меня Зевс, что-то из трудов Канта….
Может быть, как раз из той книги,
Которая оказалась в руках у Цинь-Шихуанди…
- Всякая твердость, - продолжал Зевс…,
- Узнается через те препятствия, которые она может преодолеть…,
- Для добродетели же, такие препятствия,
- Не боле чем естественные склонности,
- Естественные склонности, которые тем не менее…,
- Могут прийти в столкновение с нравственным намерением….
- Поскольку, всякий долг содержит понятие принуждения,
- Обращенное к нему со стороны закона,
- То этический долг содержит такое принуждение,
- Которое возможно только внутреннего законодательства человека….
-И это, - продолжал Зевс,
- Говорило о том, что Кант проявляет заботу,
- О чисто интеллектуальном….
- Интеллектуальном и «строгом образе мыслей», который подчиняет суждения опыта и…,
- Тех действия которые соответствуют принципу исключения между добрым и злым.
- Слова северного философа, Канта, о том,
- Что для учения о нравственности вообще очень важно не допускать, насколько возможно…,
- Никакой моральной середины…,
- Будь то поступки или человеческие характеры…
- Поскольку при такой двойственности,
- Все максимы могут потерять определенность и устойчивость….
- То есть, из двух добродетелей, по мнению Канта,
- В случае если они конфликтуют друг с другом…,
- Подлинной добродетелью может быть только та,
- Что определяет  долг…
- Цинь-Шихуанди, готов был по-детски хлопать в ладоши, читая этот строгий вывод философа….
- Однако, он ощущал, что Кант знает много больше того, что понял сейчас он…,
- Цинь-Шихуанди….
- И Кант знал….
- Он видел разрушающую веление долга естественную диалектику….
- Философию, которая подразумевает наклонность к умствованию наперекор…,
- Инстинктивно и естественно противоречить строгим законам долга и даже…,
- Даже подвергать сомнениям силу закона Долга,
- Ну, или, по крайней мере, его чистоту и строгость,
- А так же, подспудно,
- Но где это только возможно,
- Делать закон Долга соответствующим собственным желаниям и склонностям,
- И тем самым, в корне подрывать его…,
- Лишая всего его достоинства,
- И это, - Зевс сделал в своей речи драматическую паузу…,
- И это, в конце концов, не могло быть одобрено Цинь-Шихуанди….
- Кант развивал свою диалектику, которая…,
- Которая возникает в обычном нравственном сознании,
- В то время, когда это сознание развивает свою культуру и…,
- Восходит к практической философии…
- Он думал об этом…,
- Просто для того, чтобы избавиться от двусмысленности,
- Двусмысленности, которая разлагала нравственный принцип…,
- Цинь-Шихуанди вновь продолжал чтение и…,
- Находил у Канта нравственное начало, которое сводилось лишь к субъективному сознанию долга.
- И если долг есть долг —  чистый,
- Его исполнение следует единственно…,
- Уже из самого уважения к этому долгу….
- Говоря об этом, Кант делает из человеческой совести подлинную философскую категорию…, - сказал вдруг Зевс…,
И, практически словами Льва Гумилева….
Говорит мне о том…,
- Что совесть, как философская категория….
- Стала для Канта результатом Божественного Озарения….
- Озарения, породившего новую философскую,
- И общую жизненную парадигму…,
- В которой уже не требовалось более доказывать кому-то сам по себе факт существования Совести….
- При том, что и сама эта Совесть не была доказательством чего либо…,
- Но просто….
- Просто существование человеческой совести,
- Как философской категории, стало теперь…,
- Совершенно очевидным и явным…,
- И, действительно,
- Совесть человека становиться наилучшим судьей по вопросам морали,
- Высшей способностью нахождения моральной истины и…,
- Выработки правильного решения и подлинно нравственной точкой зрения,
- В случае, конечно, если Совесть не только субъективна, но и соединена со знанием объективной истины.
- Поэтому, наверное, у Канта,
- Совесть как раз и появляется там, где…,
- Голос разума умолкает,
- Где мышление не справляется с познавательными проблемами.
- Поэтому, все же Совесть у Канта…,
- Уже в своем появлении «по необходимости» становиться субъективной….
- В Книге, которую читал Цинь-Шихуанди, северный мыслитель, такой далекий и…
-Такой близкий,
- Вместе с эстетической и разумной потребностью человека в совести признает в ней и значение религиозного опыта…,
- Которую он счел своего рода «религиозно-совестливая» установкой….
- Кант вел речь идет о первоначальных задатках моральности…,
- В которых склонности,
- Порыв к действию,
- Само действие….
- Требуют волеизъявления, не обходящемуся без совести….
- Временные ступени выражения этих задатков,
- И формы их осознания в смутном, отчетливом и религиозно-верующем воплощении…,
- Придавали учению Канта о совести законченный вид…,
- Кант считал, что учение о совести….
- Есть по сути дела, учение о…,
- Том благе, которое имеет всеобщее значение….
- И это  деяние, есть…,
-Воля и сознание морального человека.


Рецензии