Омут и бычок-подкаменщик

Вся ребятня посёлка Бродовое летом проводила время на реке Лапшанге.
Купались мы, бродовяне, обычно на Омуте - у большой песчаной взголови чуть выше того места, где находились мостки через реку из длинных брёвен-хлыстов. Здесь было наиболее широкое, глубокое и тихое по течению место в реке. Хотя и самому термину «омут» как раз  присущи такие характеристики, и омутов по реке было немало, но это место – Омут – было одно такое излюбленное. Малышня барахталась на отмелях.
В песчаном склоне взголови была укреплена ребятами толстая половая доска, которую удерживала кряжистая опора. Доска хорошо пружинила и выполняла роль трамплина при нырянии и прыжках в воду. Здесь можно было не опасаться, что, ныряя, воткнёшься головой в песчаное дно либо в корягу, хотя чуть левее трамплина таковые имелись. Бывало для мелкотни, что плавала не хуже взрослых, сооружали трамплин  пониже из второй доски. Места, где купались все - от мала до велика - были глубоки и хорошо обследованы.
Берег Лапшанги напротив Омута был обрывистый и обнажал несколько слоёв цветного ила. А на самом берегу стояла большая ветвистая и очень высокая берёза. Позднее, когда я подросла, эта берёза стала моим излюбленным местом для вечерних мечтаний и первых душевных переживаний. Я забиралась по берёзе очень высоко и устраивалась в развилке ствола. Вечером в тишине было хорошо слышно всё, что происходило на посёлке. Спускалась я с берёзы, когда по реке начинал стелиться белый молочный туман.
По летам у нас всегда гостили наши городские родственники. Однажды пошли на речку и мои родители вместе с гостями. Мне, наверное, было тогда лет семь, и плавать я ещё не умела. С подружками мы барахтались в воде у берега, строили замки из мокрого песка. Я не ожидала никакого подвоха.
Вдруг меня кто-то хватает за ногу и тащит на середину глубокого омута. Я, захлёбываясь водой, только иногда могла высунуть голову из воды и хватануть ртом воздуха, после чего снова погружалась под воду. Меня бросают на середине омута и я вдруг понимаю, что вот сейчас я могу утонуть! Отчаянно начинаю барабанить  руками по воде. На крики не было сил и времени. Страх утонуть был столь велик, что я вдруг поплыла к берегу. Конечно, поплыла - это громко сказано. Но, всё же, барахтаясь, я двигалась вперёд!  Я спасла себя. С тех пор я стала плавать, а позднее научилась и нырять.
Правда, родственника, который проделал надо мной этот эксперимент по обучению плаванию, я долго не могла простить за жестокость метода обучения.
Повыше Омута находилась отмель, и дальше вверх по течению до самого Прокопа тоже было мелко. Прокоп – это ручей в зарослях ивняка, соединяющий поселковые озёра с рекой. Был ли этот Прокоп рукотворным -  не могу сказать точно. Возможно кое-где его и прокапывали лопатами, но исключительно для того, чтобы в узкое место прокопа поставить плетёную из ивовых прутьев вершу-нароту под рыбу, спешащую выйти из озёр в реку.
На отмели мы всегда ловили бычков, которые сидели под большими глыбами ила, торфа или под небольшими валунами, часто встречающимися на песчаных каменистых отмелях в реке Лапшанге. Мы, ребятишки, называли их за большую голову головастиками и ловили их руками, аккуратно передвинув в сторону укрытие бычков.
Отмель у Омута была излюбленным местом у большеголовых донных рыбок. В других местах по реке не часто можно было встретить этих обитателей. Видно, им нравилось играть с ребятишками в прятки и поддавки! Поймать бычка было непросто. Рыбка была очень чувствительной к любым изменениям вокруг её места обитания и очень быстро реагировала на появившуюся в воде муть либо на изменившееся освещение и
быстроту течения воды. Если ты передвинешь глыбу неаккуратно, то и бычка тебе не видать!
Удавалось нам ловить и усатых пескарей, которые пугливыми стайками паслись вдоль песчаных отмелей у берега. Для этого брали платок с головы и вдвоем, взявшись за
концы платка, тащили его к берегу, плотно прижав ко дну. При этом ногами сбоку от платка загоняли-направляли  стайку пескарей в платок.
Когда пескари приближались к платку, слаженными движениями рук мы их как бы зачерпывали и поднимали платок к верху. Вот и все премудрости лова! Толстенькие, пёстренькие, песочного цвета пескарики оказывались в ловушке.
У берега в мокром песке выкапывали мы глубокую запруду и в неё отпускали пойманных рыбёшек.
На верху взголови  около кустов ребятишки обычно раскладывали небольшой костерок, вокруг которого грелись те, кто покрывался пупырышками от долгого купания в омуте. Ведь вода в нём прогревалась лишь в верхних слоях, оставаясь на глубине довольно-таки холодной. Здесь же над костерком, наживулив пескарей на ошкуренные ивовые прутики и слегка присолив - если имелась у кого-то из запасливых соль - мы поджаривали их. Бычков мы не ели, потому что они были  малы размером - сантиметров по десять, да и голова с плавниками составляла полтуловища. Перекусив, продолжали купаться дальше.
Наш речной бычок – это обыкновенный подкаменщик, или европейский обыкновенный подкаменщик, или широколобка - пресноводная - рыба отряда колючеперых семейства рогатковых или бычковых. Бычок-подкаменщик – единственный вид этого рода, встречающийся в Европеской части страны. Длина его от 8 до 10 сантиметров. Тело голое без чешуи, спинных плавников два. Его брюшные плавники расположены на груди. Рыба плохо плавает и поэтому рывками передвигается над дном с широко расставленными грудными плавниками. Этот вид требователен к качеству воды, ему необходима высокая концентрация кислорода и скорее низкая температура воды. Подкаменщик – рыба донная, обитает на каменистом дне. Он  активен ночью. Днём бычок неподвижен и почти незаметен на каменистом грунте, укрываясь под камнями и корягами. Подкаменщик питается личинками насекомых, икрой рыб и лягушек, молодью других рыб. Нерестится он в начале мая. Самка откладывает в вырытую ямку-гнездо 100-300 оранжевых икринок. Самец проявляет заботу о потомстве, ревностно охраняя гнездо.
Встречался бычок-подкаменщик на территории области в первой половине XX века в р.Теша, в Оке и Волге около г. Н. Новгорода, в Волге у с. Безводное, в небольших притоках р.Унжи. В 1960-х гг. изредка встречался в Горьковском водохранилище. В 1995 г. установлено обитание в р. Ижме (Воскресенский р-н). Численность его всюду была невысокая и прослеживалась тенденция к её дальнейшему снижению.
А ведь когда-то - ну, конечно же, во времена моего детства! -  этот бычок часто встречался и в нашей лесной и чистой речке Лапшанге. Было это в 70-80-х годах прошлого века.
В отличие от Европейской части нашей страны, в Азовском море бычки обитают в больших количествах и являются даже промысловой рыбой.
В недалёком прошлом, когда мы отдыхали в небольшом приморском городке Геническе, что находится в Украине рядом с Арабатской стрелкой, соединяющейся с полуостровом Крым, довелось и нам ловить бычков в Азовском море.
Азовское море гораздо мельче Черного моря, максимальная глубина его 15 метров и в нем нет таких сильных течений. Поэтому оно быстрее прогревается. К тому же, в результате цветения водорослей в воде уменьшается количество кислорода, и бычок идет к прибрежной акватории.
Замор бычка вследствие недостатка кислорода в воде – ежегодное природное явление на Азовском море. Чтобы не допустить массовую гибель бычка, который является одной из главных промысловых рыб этого региона,  начинают его вылов. Затем рыба поступает в переработку на консервные заводы и уже в жестяных банках бычок попадает к нам на стол. Надо отдать должное этой маленькой рыбке – вкус у консервов отменный! . 
На отдыхе в Геническе мы часто ходили на рыбалку к мосту, соединяющему материк с Арабатской стрелкой. Здесь, у камней ловились бычки- керчаки, похожие на глубоководных чудовищ. Хорошие, крупные бычки!
Если Генические бычки тёмные, почти чёрные, то бычок Бердянский, светло-пёстрый по окраске. У него очень вкусная печень (главное - большая), да и голова с пастью будут побольше и занимают треть тела. И что в нём остаётся есть?   
Другой вид бычка – Гейша. Он среднего размера и обычно темно-зеленого цвета.
Кругляш - самый распространенный и хороший вид бычка. Когда этот бычок попадает на крючок, сопротивляется по-страшному. Даже небольшой бычок тянет с громадной силой! Обычно серьезный лов на море начинают осенью, когда идет заготовка кругляша на консервы. Он как раз жиреет. И консервы из него получаются замечательные!
Песчаник – редко попадающийся бычок совершенно светлой окраски. Это объясняется местом обитания. Обитает он на песчаных почвах, в редких укрытиях. Тогда как вышеперечисленные виды довольно плотно оккупируют камни.
Вес азовских бычков 100-150 грамм, но попадаются и довольно крупные экземпляры грамм по 200-250, но это редкость.
Лучше всего бычки клюют на опарыша или кусочки мяса, на червя. Если опарыша вырастить в какой-нибудь банке, припрятав её в зарослях в самом углу хозяйского участка нам не составляло труда, то найти червя в окрестностях генического моста было проблематично.
На какую наживку ловить – проще всего посмотреть, на что ловят другие и взять то же самое. Так, подсмотрели мы ещё один вид наживки - мясо виноградной улитки, которую потом собирали в саду.
Однажды такую приманку заглотила водяная змея, которая встречается в прибрежных водах Геническа. Клёв был такой, что мы подумали - крупная рыба клюнула. Даже удилище согнулось. Хорошо, что змея сорвалась, а то бы было у нас с сыном визгу!
Ну, а если кому-то рыбалка не удалась, то в Геническе есть одно рыбное место, где улов практически всегда гарантирован. Это - Генический рынок, рыбные ряды. Там рыба всегда водится, да еще и разнообразная!
Когда-то в середине 80-х годов прошлого века мой брат Валерий проходил плавательскую практику на судне смешанного типа «река-море», на котором ему довелось подниматься от города Горького до порта Кандалакша, что на Белом море.
С Белого моря он привёз фотографии, где он с удочкой на больших прибрежных камнях ловит бычков. Бычок, выложенный на камень, с большой головой,  с расправленными боковыми перьями и жабрами напоминал самого настоящего морского монстра! Он был крупный и чёрный, и почти сливался с мокрым камнем. Лишь белые пестринки указывали на то, что на камне что-то или кто-то лежит.
Удочки для ловли рыбы мы всегда берём с собой, куда бы ни ехали. Только тогда отдых становится полноценным и полным впечатлений, когда побываешь на рыбалке!
И как можно забыть отдых и рыбалку в станице Голубицкой Темрюкского района, что находится на другой от Геническа стороне Азовского моря! Станица расположилась в пятидесяти километрах от Анапы, а мимо её идёт трасса на полуостров Тамань и паромную переправу на Крымский полуостров - порт Кавказ.
             Здесь в отходящих от реки Кубань каналах было полно карася, мы не успевали закидывать удочки! Для меня было потрясением, когда я, вытаскивая из воды удочку, увидела широкую подковообразную морду на крючке. Заикающимся голосом я проговорила « К-к-кро-кро-…», приняв ЭТО за крокодила. Но, в голове тут же возникла
правильная мысль: «Откуда здесь крокодил!?». А вытащила я на берег – вы не поверите – черепаху! Проходящий мимо мужчина пояснил, что в этом нет ничего удивительного. Ведь в каналах полно обитает водных черепах. Вот Вам и рыбалка на грани инфаркта!
По данным Красной книги России популяция бычка-подкаменщика неуклонно сокращается. К сожалению, маленькая симпатичная рыбка моего детства занесена уже как исчезающий вид в Красную книгу Нижегородской области, где ей присвоен код Д. Это означает, что вид бычка-подкаменщика  –  неопределённый вид, малоизвестный и    недостаточно изученный. Для конкретизации его статуса нет достоверных данных.          Выходит, бычок-подкаменщик может навсегда исчезнуть до конца не изученным?
К исчезновению этого вида в реке Лапшанге привело и загрязнение её вод вредными сбросами работавшего в те годы на посёлке Северный, Лапшангского леспромхоза, одно время производившего клеёную фанеру, а затем и клеёные изделия для домостроения.
Сейчас, конечно, после закрытия этих производств река давно восстановилась. Только вот кто отправиться на поиски исчезающего (или уже исчезнувшего?) вида бычка-подкаменщика? По лесистым берегам реки Лапшанги  сейчас и жила-то практически не осталось. А мы, взрослые, уже не бродим по отмелям и не передвигаем глыбы-укрытия, под которыми прятались когда-то эти маленькие донные рыбки…
Как следует из рассказа, у нашего бычка-подкаменщика есть много собратьев, которые обитают от Белого моря до Азовского моря.
Только мне кажется, что наш бычок-подкаменщик был самым симпатичным!
            Может быть оттого, что он родом из детства? 
Фото из Интернета

01.04.2014 г

 


Рецензии