Где-то на сопках багульник цветёт

У каждого человека в жизни есть или была когда-то мечта, которая самая-самая …
Такой мечтой в моей жизни стала геология. Как и когда она возникла, я точно не определю. А вот что способствовало её зарождению, могу сказать точно. Это жизнь в лесном посёлке в единении с природой: с лугом и лесом, с фауной моего родного лесного края.
С самого раннего детства играла я разноцветными камушками, что находила на улицах посёлка Бродовое либо на отмелях лесной речки Лапшанги, протекающей буквально в нескольких сотнях метров от жилых домов. Много красивых камней встречалось и в канавке после проведённой трактором опашки посёлка в целях предохранения  от лесных пожаров. В качестве декоративных красок в своих играх на речке использовали мы отполированные рекой  цветные комки глины и ила. 
 Однажды, играя камушками в песчаной борозде  рядом с посёлком, увидела я тонкую, изогнутую как змеевик золотисто-серебристую трубочку.  Она так сияла на солнце! Я подбежала к ней и, протянув руку, хотела взять её. А трубочка – раз! -  и ушла вертикально в землю. Я в полном недоумении стояла над этим местом, а по моим щекам катились слёзы. Это были слёзы страха, досады и обиды.
Скорее всего, это была безногая ящерица веретеница ломкая, которая распространена в нашей местности. Хотя в посёлке  что веретеница, что медяница или медянка – всё было едино. Длина веретеницы  обычно около 25 сантиметров. Взрослые особи серо-бурого или бронзового цвета. Окраска молодых особей - светлая, серебристая. А спряталась она так быстро в свою норку в песке. В жизни у меня было ещё несколько интересных встреч с этими ящерицами.
 С тех пор цвет золота и его блеск у меня всегда ассоциировался с блеском моей золотисто-серебристой ящерицы!
В детстве зачитывалась я сказами  Павла Петровича Бажова. Первая книга уральских сказов «Малахитовая шкатулка» вышла в 1939 году, а в 1940 году  автор за эту книгу стал лауреатом Сталинской премии. В 1946 году был снят по книге кинофильм «Каменный цветок», другие кинофильмы на сказы Бажова появились лишь в начале 80-х годов прошлого века.
Всем знакомы незабываемые и волнующие воображение сюжеты и образы уральских сказов Бажова. Хозяйка медной горы была хранительницей драгоценных пород и камней. Великий Полоз – золоту полный хозяин, у которого дочерьми были многочисленные Змеёвки и Медяницы. А  волшебный козёл серебряным копытцем выбивал драгоценные камни.
Разве можно было забыть этих героев и блеск драгоценных камней, которые будоражили детское воображение?!
В конце 50-х – начале 60-х годов двадцатого века большой успех выпал на долю композитора Александры Пахмутовой. В 1961 году была впервые исполнена на радио её песня «Геологи», где звучали как призыв такие слова: «Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветра и солнца брат». С тех пор в 70-х годах эта песня всегда звучала из радиоприёмников. Были в то время и другие замечательные песни о людях трудной и романтичной профессии геолог. Росла я мечтательницей под эти песни.
Когда в 70-х годах прошлого века объявились в нашем посёлке геологи, я хоть и была невелика, но запомнила молодых и загорелых ребят, которые какое-то время  стояли по квартирам в посёлке. Каждый день они  уходили  со своим инструментом в лес, на болота. Совсем рядом с посёлком на когда-то заболоченном участке, который ребятишки приспособили под футбольное поле, пробурили они скважину. Здесь не обошлось без зрителей из числа тех же ребятишек.
 Многие годы я навещала эту поляну и гляделась как в круглое зеркало в водную гладь  скважины, которую никак не могла сомкнуть земная  твердь. Какова была глубина той скважины? В разделе «Геологическое строение и недра» книги «Природа Горьковской области» 1974 года выпуска говорится  о том, что в те годы уже на территории области осуществлялось глубокое бурение. По определению термина глубокое бурение  предполагает сооружение скважин в земной коре в интервале  глубин 4500-6000 метров. Однако, интервал или глубину бурения всё же определяет  достигнутый уровень техники и технологии бурения в конкретный период времени.
Всяких разговоров ходило с той поры и буквально до недавнего времени об изыскательских работах за посёлком Глухое в районе речки Чёрной, что находится около Уреня по левобережью реки Ветлуги. Якобы в том месте собирались строить атомную электростанцию. Слухи рассеялись только в 2009 году, когда была вынесена на обсуждение информация о строительстве на севере Нижегородской области, а конкретно в районе Уреня атомной электростанции. Но проведённые экспертизы определили другое место под строительство АЭС – Навашинский район.
В нашем  Ветлужском крае имеется много селений, речек, озер с названием «Черная». Все эти названия даны за цвет воды (речки протекают по торфяникам).
Работы вблизи посёлка  Бродовое были закончены, и экспедиция ушла к посёлку Северный, а затем её изыскания были продолжены  в Костромской области.
Возможно, и при написании раздела «Геологическое строение и недра»  книги  «Природа Горьковской области» 1974 г были использованы и результаты тех изысканий 70-х годов. Современным изданием, характеризующим наш родной край, природные условия и ресурсы является книга «Поветлужье», выпущенная Ассоциацией «Поветлужье» в 2004 году.
Возраст Земли составляет примерно 4,5-4,6 млрд. лет. Историю Земли условно делят на 4 эры: Первобытная (Архейская), Древняя (Палеозойская), Средняя (Мезозойская) и Новая эра (Кайнозойская). Мы сейчас живём в Кайнозойскую эру. Кайнозойская эра (от греч. kainos — «новый, современный») началась примерно 63-70 млн. лет назад.
В результате глубокого бурения в нашей области были обнаружены повсеместно осадки девонского периода палеозойской эры: пески, песчаники, глины, известняки, доломиты, которыми богата наша область. Что-то из этих  залежей находится и на территории нашего района.
Общеизвестна нефтеносность девонских отложений. В книге «Природа…» 1974 г. говорится, что «в Горьковской области изучение нефтеносности пород девона – задача ближайших лет». В книге «Поветлужье» 2004 г. на схеме месторождений полезных ископаемых территория Варнавинского района не помечена как территория нефтеперспективных работ. Всё же мне хочется верить в то, что наши места и наши болота просто ещё недостаточно обследованы и изучены, в том числе и на предмет выявления месторождений нефти.
Просто не верится, что в наших болотах  ничего нет! Ведь маслянистая плёнка на водном зеркале той скважины у посёлка Бродовое, о которой я написала выше, всегда присутствовала.
Конечно, как мне кажется, какая-то информация о полезных ископаемых родного края наверняка и сейчас открыта лишь для ограниченного круга лиц и ждёт своего часа.
Ещё один период - четвертичный кайнозойской эры – оставил след в нашем районе. Большую часть этого периода составляют континентальные (материковые) обледенения. Только последние 15-20 тысяч лет развития земной коры приходятся на послеледниковый период.
Морена – это породы, образованные в период  оледенения, а также, в большей степени, принесённые ледником. К ним относятся валунные глины, суглинки, валуны. Установлено, что принесённые ледником валуны принадлежат Кольскому полуострову и Карелии, откуда пришёл к нам ледник, а центром оледенения была Скандинавия.
Наиболее мощные моренные отложения прослеживаются на водоразделах в северо-западных окраинах  Ковернинского, Семёновского, Варнавинского и Ветлужского районов области. Эти районы стали перспективными  для поисков месторождений валунного камня. На большей части территории мощность моренных отложений не превышает 2-5 метров, а в верховьях реки Лапшанги толщина морены 18 метров!
Возможно, в 70- х годах прошлого века те же или другие геологи обнаружили и каменную гряду совсем недалеко от посёлка Бродовое в районе так называемых землянок. Примерно в это же время стали мостить в районе дороги камнем, принесенным на территорию Варнавинского района ледником. Карьер, прозванный местными жителями «Камни», разрабатывали много лет. После разработки он зарос лесной малиной и земляникой, и мы, бродовяне, много лет ходили туда по ягоды.
Не доезжая до Варнавина, у деревни Гордино располагается буквально на поверхности ещё одна каменная россыпь. Здесь разведано месторождение песчано-гравийного материала, которое называется «Гординское».  По руслу полувысохшей речушки Каменки, впадающей в речку Курдомку  находятся каменные скопления валунника. Залежи его имеют лентовидную форму, где ширина может достигать 30-100 метров, а длина до 400 метров. Не очень давно в Гордине даже занимались производством гранитной крошки из гравийно-валунной смеси кристаллических пород. Однако этот бизнес  продержался недолго.
Я, бывая  в русле речушки Каменки, готова искать и находить интересные камни часами. Когда камни находятся в воде, они так красивы и привлекательны! Обсохнув, становятся серыми и невзрачными, из-за чего теряют много в своей красоте. Но мне интересны камни все без исключения! Есть камни от Гордино у меня и вдоль пруда, что выкопан в огороде. Греют они мою душу, особенно когда я их укладываю-перекладываю с места на место.
В окрестностях посёлка Бродовое  встречались большие камни в самых разных местах. Так, на левом берегу реки Лапшанги, чуть ниже самого посёлка лежит довольно-таки крупный валун размером где-то 1-1,5 х 0,7 метра. Я любила посидеть на нём и ощутить тепло, что подарило валуну солнце. Но однажды я увидела на камне большую змею, которая, как и я грелась на нём. С тех пор я проходила мимо камня с большой осторожностью. Плоские каменные плиты бродовяне укладывали обычно перед крылечком.
 В самом русле реки Лапшанги на мелких перекатах и отмелях также встречаются участки дна с мелкими каменистыми пластинками и небольшими валунами. Большими любителями подводных камней были большеголовые бычки-подкаменщики, которые скрывались под ними. Мы, ребятишки, называли их головастиками за большую голову и ловили их руками, аккуратно передвинув в сторону отшлифованные водой большие куски ила, торфа или небольшие валуны. 
Подкаменщик – рыба донная, обитает в проточных и прохладных водах и очень требователен к качеству воды. К сожалению, маленькая симпатичная рыбка моего детства занесена уже как исчезающий вид в Красную книгу Нижегородской области. К исчезновению этого вида в реке Лапшанге привело и загрязнение её вод вредными сбросами работавшего на посёлке Северный Лапшангского леспромхоза, одно время производившего клеёную фанеру, а затем и клееные изделия для домостроения.
Известен в наших краях у села Хмелевая валун-гигант, о котором рассказала газета АиФ Нижний Новгород и который с 1996 года объявлен геологическим памятником природы.
Этот валун является кварцитовидным песчаником красно-розового цвета. Его длина составляет  более трёх метров, а высота и ширина – около двух метров.
Некоторые считают, что в древности валун использовали как алтарь для поклонения языческим богам. Другие верят в предание о том, что под этим камнем лихие разбойники-грабители закопали свои сокровища.
В 1912 году великим русским путешественником, художником, писателем, археологом Николаем Константиновичем Рерихом была написана сказка «Клад», в которой он, используя этнографические знания о традициях кладоискательства, рассказывает о том, как нужно разыскивать и брать клад.
 Вот только некоторые установки для кладоискателя: «Про всякого человека клад захоронен. Только надо уметь клад брать. Неверному человеку клад не дается. Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай... Хоронили клады не с глупым словом, а с молитвой либо с заклятием. А пойдешь клад брать, иди смирно. Зря не болтай... Свою думу думай. Будут тебе страхи, а ты страхов не бойся... Иди себе бережно, не оступайся, потому брать клад - великое дело».
Нигде не встретила я информации о том, проверялись ли окрестности камня какими-либо инструментами или металлоискателем. А вдруг там на самом деле клад? Сейчас многим металлоискатель доступен. Есть у меня знакомый, который с другом ради спортивного интереса ездит по местам, где когда-то находились деревни и ищет то, что хранит в себе земля. Много интересных вещичек в его коллекции. Интересовался он и у меня насчёт заброшенных деревень в Варнавинском районе, только я ему ни о чём не рассказала.
 Вот так и расползается наше прошлое по запасникам и карманам любителей-одиночек…
Мечта быть геологом стала осознанной и приобрела конкретные очертания, когда я училась уже в девятом классе. Училась я всегда хорошо, была спортивной, как и все мои сверстники. Надумала я свой организм позакалять немного, подготовить к будущим испытаниям. 
Купальный сезон в лесной речке обычно заканчивался в первой декаде августа. Вода в Лапшанге, протекающей среди лесов от посёлка Северный мимо деревни Тимарихи и посёлка Бродовое, даже в жаркое лето приятно бодрила тело. Купалась я в тот год долго - вплоть до середины сентября. Правда, приходилось мне это проделывать тайком, а то бы влетело от родителей! Я ходила на речку всегда одна, выбирала укромное местечко, оглядывалась по сторонам – не видит ли меня кто – и забиралась в воду. Холодная вода обжигала кожу. Если даже я не плавала, то сидела в омуте минут по двадцать - закалялась!
 Возможно, это длительное купание-закаливание явилось причиной острого приступа ревматизма, который скрутил меня ранней весной. С высокой температурой меня увезли в Варнавинскую больницу, где целый месяц мне кололи уколы и давали таблеток не меньше десятка в день. Врачи пытались выяснить, что послужило причиной такого жестокого воспаления. Родители недоумевали, а я, прекрасно зная причину, молчала как партизан.
У меня очень сильно болели суставы рук, распухли колени, ноги отказывались ходить. Когда через месяц выписали из больницы, я ещё с большим трудом могла ходить только рядом с домом. Мама продолжила моё лечение домашними средствами. Вся печка была завалена мешочками с речным песком и солью, которые калили специально для меня. Да и большую часть свободного времени, обложенная со всех сторон котомками и мешочками с песком и солью, я проводила на печи. Надо признать, что только благодаря русской печке да домашним растиркам и шерстяным согревающим повязкам мои суставы после длительного лечения приняли обычную форму. В то лето купалась я мало, больше времени грелась на горячем песке.
Всё шло свои чередом. Мечта стать геологом меня не покинула с первыми испытаниями, а, наоборот, только окрепла.
В десятом классе в начале учебного года ничего не сказав моей маме, я послала письмо в Московский геологоразведочный институт. Вскоре оттуда мне пришёл ответ, что мне будут там рады, только приезжай да поступай. Также был вложен в конверт буклет с перечнем факультетов и условиями приёма. Радостная, я в тот же день сообщила матери, что буду поступать в Москву на геолога.
Вот только радости в её глазах я не заметила. Чуть позже мама пыталась со мной разговаривать, увещевать меня, что эта профессия не женская, трудная, что нужно хорошее здоровье. Все разговоры были напрасны, я была непоколебима в своём решении.
Мама сказала, что не одобряет мой выбор и никогда не согласится с ним. Мы с ней, наверное, первый раз в жизни остались каждая при своём мнении. Я к тому же  заявила, что уроки учить тогда не буду. Она промолчала.
Хорошее, весёлое время для меня настало! Не надо было сидеть допоздна за книжками, да и на разные развлечения время появилось. Всё это не замедлило сказаться на успеваемости.
 К себе на помощь мама призвала моего родного брата Валерия и родственника Анатолия Ильина. Валера учился в водном институте, а Анатолий уже его закончил.
Вот такая тяжёлая артиллерия была выставлена против меня. Что ребята мне только не говорили, как не убеждали меня в ошибочности моего решения! Последним доводом стало то, что они мне предложили испытать себя, пройдя от Бродового до посёлка Кресты напрямую через лес. При этом я должна буду через определённое расстояние копать ямки-шурфы, а в рюкзак они предложили положить кирпичей и тащить его на себе. Меня это ничуть не страшило. Лес и водные преграды меня не пугали, ну а тащить тяжести я бы тоже смогла! Посмеиваясь надо мной, брат спел мне песню, где были такие слова: «Жаль, что трое вчера утонули, а четвёртого, толстого, съели» (имелись в виду волки).  Эту песню про геологов ещё Владимир Высоцкий исполнял.
Также мои братья принялись расхваливать водный институт, особенно открывшийся не так давно очень престижный факультет «Финансы и кредит». У института была отличная учебная база, были  три общежития, два из которых находились рядом с площадью Минина. Ежегодно студенты выезжали в стройотряды: в Сибирь - в порт Осетрово на реке Лене, в Казахстан - на всесоюзную ударную стройку Экибастузскую ГРЭС, в Молдавию - на сбор урожая. Проходили производственные практики как плавательские на судах река-море, так и на предприятиях речного флота.
Нет, я не скоро поддалась на уговоры, а вот моя успеваемость в школе продолжала уверенно катиться вниз!
Кто из учителей со мной только не разговаривал по этому поводу, не настраивал на учёбу! Это и классный руководитель Нина Фёдоровна Зырина, и  Александр Андреевич Смирнов, и Людмила Ивановна Ховричева.
 И я сдалась, хотя и не без боя. Презирала ли я себя за измену своей мечте, раскаивалась ли?  Сейчас могу твёрдо сказать, что не в чем мне было раскаиваться. Выбранная мною специальность стала моей судьбой, и я ни разу не покаялась в своём выборе. В системе Государственного банка я отработала 24 года, а затем ещё в аналогичной сфере районного казначейства 8 лет. Моя мечта стать геологом позднее трансформировалась в моё увлечение минералогией, которое всегда рядом со мной.
Закончив факультет «Финансы и кредит» меня ждала неплохая работа по специальности. Выпускников факультета с удовольствием брали на работу в учреждения Государственного банка. На предварительном распределении в комиссии находились представители Областной конторы Госбанка. По успеваемости я шла в первой десятке и у меня была хорошая перспектива в выборе места работы: «от Москвы до самых до окраин», как пелось в одной песне.
Представитель Госбанка, заглянув в мои документы и сверившись со своим листочком, где очевидно выписаны были вакансии, предложил мне работу в Варнавинском отделении Госбанка, то есть у себя на родине.
До окончательного выбора оставалась неделя времени, поэтому я решила съездить домой, на Бродовое, а заодно и зайти в отделение Госбанка.
Управляющая отделения банка Лидия Евстафьевна Опарина встретила меня очень хорошо, подтвердив наличие вакансии экономиста. Она рассказала о банковской работе, о перспективах и посоветовала принять предложение. Я, конечно, мечтала  поехать на работу куда-нибудь в Сибирь, которой грезила со времени стройотряда. Надо мной  подруги подсмеивались, потому что в те далёкие края попасть по распределению студенты из первой десятки в те годы не стремились. Эта перспектива ждала тех, кто шёл в самом конце списка на распределение.
Мама была рада, что я буду работать в Варнавино. Выбор был сделан.
Учиться в институте было интересно и совсем не утомительно! После первого курса наш экономический факультет в полном составе должен был ехать на уборку урожая в Молдавию. А меня манила Сибирь! Брат мой  через своих знакомых в комитете комсомола института договорился, чтобы меня с подругой Татьяной взяли пэтээмщики (факультет подъемно-транспортных машин) в стройотряд на реку Лену: в город Усть-Кут в порт Осетрово.
 Долгий многочасовой перелёт на самолёте до Братска с дозаправкой в Омске. В Братске мы успели посмотреть на ГЭС, постояли на краю рукотворного моря. От Братска до Усть-Кута мы добирались по железной дороге. В 1975 году БАМ  уже вовсю строился, но из-за низкой пропускной способности старой железнодорожной колеи наш поезд останавливался чуть ли не у каждого столба. А БАМовский мост через реку Лену ещё только начинали возводить. Нас возили туда на катере на экскурсию буквально сразу же после приезда на место. Яркие впечатления от увиденного тогда, остались на всю жизнь.
Я не отрывала глаз от тайги и сопок, проплывающих за окном вагона. А когда увидела город Усть-Кут, вытянувшийся вдоль реки Лены, и саму реку – широкую и величавую, громоздящиеся сразу за жилыми домами сопки, покрытые зеленью таёжного леса, душа пела от радости и восхищения.
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (ж-д. станция), Осетрово (порт).
Три месяца в стройотряде пролетели как один день. Мы с Татьяной работали в порту приёмосдатчиками, ребята развозили на карах (небольшие погрузочные машины с рогами для подъема поддонов с контейнерами) речные контейнеры. Морские контейнеры выгружались с железнодорожных составов портовыми кранами. Пришедшие по железной дороге грузы складировались на бетонированных площадках высокооснащённого различной погрузочно-разгрузочной техникой порта Осетрово. Потом контейнера  загружали на речные суда и везли  вниз по течению Лены в сторону Северного Ледовитого океана в пункты назначения: Киренск, Витим, Пеледуй, Ленск, Бестях и Якутск. По Северному морскому пути завоз осуществлялся до Якутска через море Лаптевых и устье реки Лены.
Жили мы дружно и весело. У ребят были гитары, по вечерам мы пели песни, играли в волейбол. Меня даже научили игре в бильярд, которая мне очень нравилась. Все знали, какая песня была у меня любимой. За вечер, бывало, песню «Где-то на сопках багульник цветёт»  пели раз несколько. Часто поднимались мы на близлежащие сопки. Бывало, немного хулиганили. Огороды находились сразу за жилыми домами у подножия сопок, а там уже подрастала картошка. Нет, мы не голодали, мы просто скучали без нашей привычной еды – картошки. Поэтому иногда мы где-нибудь на  разных участках и, обычно когда шёл мелкий-мелкий моросящий дождик,  выдёргивали несколько волотей картошки. Затем поднимались на сопку, разводили костерок под сенью елей и пекли её там. Печёную картошку с консервированными магазинными огурцами я помню до сих пор!
Рядом с городом находилась самая высокая и отвесная каменистая сопка, которая называлась Сопка любви.  Подъём на неё был крутым, а на самом верху располагалась небольшая плоская смотровая площадка. Вниз уходила отвесная скалистая стена.
Когда ребята засобирались на сопку, я выразила неуверенность в том, смогу ли самостоятельно взобраться так высоко. Однако они меня успокоили, сказав, что в случае чего втащат за руки на вершину. Подъём и правда оказался не из лёгких, но я сама его преодолела и была счастлива от открывшегося с высоты сопки завораживающего зрелища. Город лежал  у наших ног, а  извивающуюся среди сопок  реку Лену было видно на многие километры!
Все привлекшие моё внимание камни, которые попадались мне при подъёме на сопку, я засовывала в свою сумку. Ребята надо мной смеялись, говорили, что оставят меня у подножия сопки с моими валунами дожидаться их возвращения. Вскоре и я поняла, что лучше собрать камни при спуске, нежели при подъёме. Сумку с камнями до нашего лагеря ребята тащили по очереди. Естественно, с собой увезти всё, что я насобирала в окрестностях Усть-Кута за 3 месяца, я не смогла…
Не увидела я и багульника, что цветёт на сопках. Ну, во-первых, цветёт он весной, а не летом. Во-вторых, багульник,  о котором поётся в песне, произрастает не во всех местах, где есть сопки. Вот как описывает цветение багульника Валентина Томашевская  с национального сервера современной поэзии Стихи.ру: «У подножия сопок и  на склонах  растут кустики даурского багульника. Веточки багульника дарили ощущение чуда:  цветы багульника небольшие, с нежными, как шёлк,  лепестками,  но на веточке их очень много, и,  когда он зацветает, то покрывается  слегка лиловым облаком, затем полыхает  ярко-фиолетовым заревом, обдавая дивным горьковатым ароматом». А в-третьих, кустики эти вовсе и не багульник, а кустарник рода Рододендрон, хотя и называют его багульник даурский.
До сих пор меня не покидает мечта посмотреть на цветущий багульник даурский. Была надежда встретить это растение в дендросаде Краснобаковского лесного колледжа. Но меня разочаровали, сказав, что багульник даурский там не высаживался…
Многие виды рододендронов цветут в апреле-мае, а высота этих кустарников может быть более двух метров. В переводе с греческого «родон» - роза, «дендрон» - дерево, то есть полное название «рододендрон» означает розовое дерево.
 Только по российской системе классификации растений багульник относится в семейству Вересковых, тогда как  по западной классификации он тоже включён в род Рододендронов. Всего в мире известно не более десятка видов багульника, а на территории России  встречается лишь четыре вида и самый известный и распространенный из них – наш родной багульник болотный.
В повести «Привычное дело» вологодского писателя Василия Белова упоминается ещё и багульник жёлтый: «Пахло лугами. Даже запах бензина … не мог заглушить этого ровного  лугового запаха, сложенного из ароматов жёлтого багульника, розового клевера, ромашки и сотен других трав, разморённых тишиной и солнцем». Меня эта фраза о жёлтом багульнике сразу насторожила. Хотя и есть жёлтый рододендрон, и произрастает он  в европейской части страны, куда входит и Вологодская область, только вот, проштудировав разные определители растений, среди растений Вологодской области багульника жёлтого я не встретила. Для меня остаётся загадкой, какое растение имел в виду Василий Белов, называя его жёлтым багульником?   
После возвращения из стройотряда  меня замучила тоска по реке Лене, сопкам, тайге. Буквально полгода во снах я возвращалась в те изумительные по красоте места…
На следующее лето наши ребята, с которыми мы сдружились в стройотряде на реке Лене, предложили нам с подругой пойти с ними в поход на Кавказ. Но мне с сожалением пришлось отказаться от похода, принеся себя в жертву сенокосу. Надо было помочь родителям в заготовке сена, так как коровка была для нас кормилицей. А для оставшихся в посёлке родителей – нужна была особенно. Хотя мы с братом и учились всегда со стипендией, но и зарплаты родителей уходили полностью на нас. Бывало, оставались они от получки до получки с одной трёшницей в кошельке…
Будучи ещё студенткой начала собирать я свою библиотеку  по интересующей меня геологической тематике. И сразу мне улыбнулась удача. В букинистическом магазине на Покровке, что долгое время находился напротив драмтеатра, мне попала в руки книга учёного, геолога, минералога, академика  Александра Евгеньевича Ферсмана, неутомимого исследователя природных богатств нашей страны. Называется она «Занимательная минералогия» выпуска 1953 года. Позднее в моей библиотеке появилась такая же книга, выпущенная другим издательством в 1954 году! Эти издания являются букинистическими, редкими.
В те годы выходило много книг о природных ископаемых: глине, поделочных и драгоценных камнях, воде, нефти и других минералах. Есть у меня и открытки, и почтовые марки по этой тематике. С большим интересом читала я художественную литературу: книги В.А. Обручева «Земля Санникова», Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы», Олега Куваева «Территория», Валерия Закруткина «Анабарский щит», Николая Якутского «Искатели алмазов», Николая Ключарева «Работные люди» и Евгения Фёдорова «Каменный пояс», Георгия Маркова «Соль земли». Собирала статьи из журнала «Наука и жизнь», брошюры из серии «Знание» и книги  из серии Библиотечки пионера «Знай и умей» по геологии и минералогии. Постоянно читаю историческую литературу, где часто описываются судьбы знаменитых на весь мир драгоценных камней, судьбы геологических открытий. 
Однажды пришлось мне помогать студенту лесного техникума в выполнении работы по почвоведению на примере почв окрестностей посёлка Бродовое, а также мною был собран и оформлен по всем правилам обширный гербарий растений, произрастающих в наших краях. Очень хотелось, чтобы гербарий вернули мне после проверки обратно, но педагог, увидев в своих руках такое богатство, не захотел расстаться с гербарием.
Когда-то свою коллекцию минералов Кольского полуострова показал мне Алексей Александрович Ширяев. Позднее я увидела настоящее произведение искусств – стрекозу, выполненную Юрием Фёдоровичем Мишуковым с использованием драгоценных и поделочных камней. А у моего соседа Леонида Конева есть статуэтка Хозяйки медной горы с горным хрусталем, друзами минералов и различными поделочными камнями, что находятся у её ног. Статуэтку в подарок привёз с Урала его друг-геолог.
Когда я была на курсах повышения квалификации в Москве, я посетила с экскурсией Алмазный фонд в Кремле. Сейчас с помощью Интернета я побывала во всех московских минералогических музеях. А сколько интересной информации почерпнула я из Интернета по интересующей меня теме!
 Вместе с сыном Михаилом собрали мы несколько кейсов минералов, выкупая в киоске «Печать» журналы «Минералы – Сокровища земли» с образцами камней и пород.
 У меня много украшений из поделочного камня: бусы, браслеты, кольца, подвески, брелки. Многие при покупке украшений из камня ориентируются на знаки Зодиака, с которыми, якобы, связан тот или иной минерал. Всё это описывается и трактуется  в разных ракурсах в различных книгах. Научно же эта связь никак не доказана. Да и как можно живой минерал привязать к знаку Зодиака? Вот если бы к конкретному человеку… Я никогда на это не смотрю – слушаю лишь своё сердце и душу. Если камень притягивает меня к себе, восхищает – он мне подходит. Натуральный камень,  когда его берёшь в руки всегда холодный. Об этом не нужно забывать при покупке украшений из камня. А верить или не верить в связь знаков Зодиака и драгоценных и поделочных камней – решайте сами.
Моя  коллекция украшений из камня постоянно пополняется. Правда, нет в ней изделий из драгоценных камней, но мозаика рисунка поделочного камня так многообразна, что глаз радуется!  Очень нравятся украшения из камня моей маленькой внучке Алисе, которая одевает их на шейку, ручки и пальчики все сразу.
Знания о геологическом строении территории нашего края и полезных ископаемых находятся в непрерывном развитии.
В числе разведанных минеральных ресурсов Варнавинского района имеются глины для производства кирпича,  песок строительный, 24 месторождения торфа, запасы валунов, используемых в строительстве.
Варнавинский район имеет хорошо развитую гидрографическую сеть, которая входит в бассейн реки Ветлуги. К числу изученных рек района относятся Лапшанга       (протяжённость 85 км), берущая начало из лесной заболоченной балки Ковернинского района, речки Шуда (44 км) и Шада (32 км), Ужгур (36 км), Наврас (30 км) и другие. 
На территории района около ста озёр, в том числе более 50 озёр без названия. Варнавинский район хорошо обеспечен подземными водами. Подземные воды различны по своему составу и уровню минерализации. Надеюсь,  что они будут также когда-нибудь востребованы и послужат во благо населения района.
Ещё П.Мельников-Печёрский в своих книгах «В лесах» и «На горах» писал о том, что  герой его повествования Стукалов ездил на Ветлугу, где «… песок золотой в земле рассыпан лежит». В продолжение этой темы приведу данные о последних геологических открытиях в Нижегородской области.
 О них заявил заслуженный геолог России, генеральный директор ФГУГП «Волгагеология» Алексей Коломиец на открытии выставки «Геология Нижегородского края в „недрах“ архивных документов» 30 августа 2013 года. «Я не сомневаюсь в алмазоносности территории Нижегородской области, уверен, что здесь есть и золото, и платина, и нефть. В Нижегородской области обнаружены алмазы, но это технические алмазы, так называемые лонсдейлиты. Это алмазы небольшого размера и представляют ценность скорее как геологический факт, нежели как полезное ископаемое», — сообщил Алексей Коломиец.
Если бы сейчас у меня была возможность ещё раз получить образование, хотя бы среднее специальное, а затем – поработать по специальности пусть даже небольшой отрезок времени, я бы без раздумий выбрала геологию. Но…
Так и идёт по жизни рядом со мной моя мечта, ставшая для меня увлечением на всю жизнь.

               
25.02.2014 г


Рецензии