Подарок судьбы

Это случилось в 1996 году, когда меня направили на курсы повышения квалификации в Москву.

Само по себе одно только это событие для меня было памятным. Почти целый месяц в апреле  я проходила обучение в Финансовом институте повышения квалификации по курсу «Расчётно-кассовая работа в Центробанке РФ». Очень часто наши занятия проводили в главном здании Центрального банка России, что находится на улице Неглинная,12. Его ещё в новостных программах телеканалов можно увидеть. Здание красивейшее и учреждение серьёзное.

Финансовый институт располагался в центре Москвы рядом с метро «Китай-город». Нас не только учили, но и проводили для нас много экскурсионных мероприятий. Запомнилось посещение знаменитых московских бань Сандунов. Правда, нам лишь показали банные апартаменты. Буквально за стеной в том же длинном здании находилось тогда какое-то  подразделение, где у нас проходило занятие.

В свободное время коллеги стремились  куда-то пойти: кто на концерты Петросяна, кто в музеи. Только меня не тянуло туда, куда шли все. Я предпочитала одиночные вылазки. В первую очередь  купила экскурсию в  Алмазный фонд в Кремле, чтобы полюбоваться на золотые самородки, уникальные ювелирные изделия, бриллианты, известные всему миру алмазы «Шах» и «Орлов», усыпанные драгоценными камнями царские короны, державу и скипетр. А ещё - утолить тоску по несбывшейся мечте стать геологом.  По жизни сложилось так, что стала я банковским работником. Уступила при выборе специальности маминому ультиматуму и уговорам да доводам брата Валерия и  родственника Анатолия Ильина.
 
А ещё  у меня была мечта попасть в театр имени Ленинского комсомола  на рок-оперу «Юнона и Авось».  Это одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Мечта была давняя. Первая телевизионная версия рок-оперы вышла в 1982 году,  но увидела я её по телевизору гораздо позже. Увидела – и полюбила на всю жизнь! Не было раньше ещё «видиков» и возможности записи и повторного просмотра полюбившегося фильма или телепрограммы.
 
Рок-опера или современная опера, как она тогда называлась (ведь рока у нас тогда не было и не могло быть!)  повествует об истории любви русского графа Резанова и молодой испанки  Кончитты.

 В театре «Ленком»  до рок-оперы «Юнона и Авось» была поставлена ещё одна рок-опера Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия по культуре отклоняла 11 (!) раз. Новый спектакль был разрешён сразу.

Андрей Вознесенский вспоминал, что перед комиссией режиссёр Марк Захаров ездил в Елоховский собор, где были поставлены  свечи у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере). Три освящённых иконки были привезены в театр и поставлены в гримёрках  на столиках исполнителей главных ролей  у Николая Караченцова и  Елены Шаниной, а также у Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке).

 Премьера её состоялась 9 июля 1981 года на сцене Московского театра Ленинского комсомола.

Уже более 30 лет спектакль в репертуаре легендарного театра. Рок-опера стала культовой и одной из самых «долгоиграющих»  сразу после премьеры. Спектакль выдержал на сцене более тысячи представлений и до сих пор собирает полные залы театров.

Сюжет рок-оперы основан на реальных событиях. В 1806 году видный деятель Российско-американской компании граф  Николай Петрович Резанов  возглавил экспедицию к берегам Калифорнии, в то время испанской, на парусниках «Юнона» и «Авось» с целью развития торговых отношений России. Случилось непредвиденное: в Сан-Франциско 42-летний Резанов  влюбился в 15-летнюю дочь испанского губернатора Кончитту, которая ответила ему взаимностью, вопреки воле родителей. С целью получить разрешение на брак с католичкой Резанов вновь отправляется в Россию. По дороге он простудился и умер в Красноярске. Кончитта 35 лет ждала возвращения жениха, не веря в его смерть. Получив точные о том сведения, она ушла в монастырь и дала обет молчания.

Мне очень нравится артист Николай Караченцов. Его неуёмная энергия, пластичность, щербинка в зубах и голос с хрипотцой придают ему такую  харизму! Любимый фильм с его участием – «Белые росы». Заслушиваюсь песнями в его исполнении. В рок-опере «Юнона и Авось» Караченцов сыграл главную роль - графа Николая Резанова. У них  имя и отчество даже одинаковые!

При входе в метро в фойе раньше всегда продавались билеты на различные концерты и спектакли в театры, повсюду висели афиши. Но лишь одна  строка на грифельных досках распространителей билетов меня интересовала: театр «Ленком» и наличие билетов на рок-оперу «Юнона и Авось».

Свободных билетов никогда не было. « Реально ли купить билет?» - задавала я вопрос распространителям.  «Девушка, ну что вы! На такой спектакль билетов практически не бывает уже в момент их продажи через кассы театра!» - неизменно звучало в ответ. Но всё равно изо дня в день я подходила к распространителям билетов на каждой станции метро,  где приходилось бывать.

И вот, однажды, я не поверила своим глазам: в заветной строчке о наличии билетов стояла цифра «1». Что это? С замиранием сердца я спросила у девушки за столиком, что это означает. «Да, действительно, у нас есть один билет на 13 апреля  в театр «Ленком» на рок-оперу «Юнона и Авось»! – ответила она. Это было чудо! Я держала в руках заветный билет!

В театр я пришла намного раньше начала спектакля. Мне было интересно всё. Ведь не зря же говорят, что театр начинается с вешалки: гардероб, буфет, фойе с  галереей фотографий знаменитых артистов. Прозвенел звонок, я вошла в зал и была удивлена, что он невелик.  Зал рассчитан всего лишь на 753 места. У меня был 10 ряд амфитеатра место 7 по правой стороне.

 Обзор сцены был очень хороший. Подняли занавес и взору открылись прекрасные декорации: слева – носовая часть корабля, мачты, реи, канаты, а на другой стороне сцены разворачивалось действие мюзикла. Всё было восхитительно – и  декорации, и музыкальное сопровождение, и игра актёров!

Николай Петрович Караченцов - с развевающимися черными волосами в мундире русского офицера, в белых панталонах в обтяжку, в чёрных высоких сапогах; Инна Пиварс - в роли юной Кончитты; Андрей Соколов - в роли Первого Сочинителя; Виктор Раков, Дмитрий Певцов, Сергей Чонишвили, Дмитрий Марьянов, Андрей Чернышов - в роли русских моряков и испанцев с обнажёнными мускулистыми торсами. Все молодые, безумно красивые и талантливые!  В премьерном спектакле  роль жениха Кончитты Фернандо сыграл Александр Абдулов.

Спектакль я просмотрела, как говорят, на одном дыхании. Прекрасная динамичная игра актёров, церковные песнопения, романс «Белый шиповник»  - всё брало за душу. Но, когда зазвучали слова романса «Ты меня на рассвете разбудишь» и, как молитва: «Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь» и «Я тебя никогда не увижу и уже никогда не забуду», моё сердце не выдержало. Ведь так свежа была рана и боль моей утраты. Год назад на моих руках в свой 38-й год рождения тяжело больной умер мой муж Владимир. Я буквально давилась слезами и рыданиями, но люди вокруг меня этого совсем не замечали. Каждый сидящий в зале, так мне подумалось позже, был наедине со своими эмоциями и переживаниями. Вот где верно выражение «задеть струны души»!

Позднее через Интернет я просмотрела все спектакли  «Юнона и Авось», где в главных ролях выступали уже другие актёры. Исполнители главных ролей  несколько раз менялись, хотя в роли графа Резанова неизменно, вплоть до несчастного случая, выступал Николай Караченцов. В настоящее время роль Николая Резанова  играют Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Возлюбленную графа юную испанку Кончитту после Елены Шаниной  и Инны Пиварс сыграли Алёна Хмельницкая, Анна Большова и Алла Юганова. Но игра актёрского состава 1996 года  с Николаем Караченцовым в главной роли была для меня лучшей!

После спектакля я, как и большинство зрителей, подошла к исполнителям. Видела Николая Караченцова  и других артистов совсем рядом с собой! Вот только растерялась видно - автограф взять не решилась.

Страшная авария 2005 года чуть не привела к гибели Николая Петровича Караченцова. Жизнь раскололась надвое: до и после аварии.  Что бы ни говорили сейчас  по поводу правильности принимаемых мер по его лечению, я верю в успех, верю в чудо.

Годы жизни актёра с момента аварии уже чудо. Чудеса есть и они случаются. Думаю,  все, кто переживает за судьбу актёра театра, артиста кино и  просто замечательного человека Николая Петровича Караченцова желают ему выздоровления.

Как память о подарке судьбы, о своём посещении рок-оперы «Юнона и Авось» я храню билет и театральную программку.

А закончить свой рассказ я хочу словами  поэта Андрея Вознесенского, прозвучавшими в эпилоге рок-оперы:

   «Аллилуйя возлюбленной паре!
   Мы забыли, бранясь и пируя,
   Для чего мы на землю попали-
   Аллилуйя любви, аллилуйя! 
   Аллилуйя всем будущим детям!»   

16.01.2014 г
               
 


Рецензии