Ромалы, хироманты и предсказатели судьбы

Во времена моего раннего детства частыми гостями в нашем посёлке Бродовое были цыгане. Они появлялись на дороге у въезда в посёлок всегда неожиданно. Кочевали цыгане  на двух, а то и трёх кибитках.

 Говорят, что цыгане появились на Земле  порядка 500 лет назад. До сих пор нет единого мнения по поводу того, откуда они пришли. Большинство сходится на том, что родиной цыган всё же является Индия. У них нет своего государства, живут они по всему миру. Цыгане – это не национальность, это - как кличка. Правильное название этого кочующего народа – ромалы.

В1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, результатом которого стало признание цыган мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна. Флаг цыган разделён на две горизонтальных полосы. Верхняя, синяя, символизирует небо; нижняя, зелёная — траву, поля. В центре флага располагается красное восьмиспицевое колесо, которое одновременно символизирует собой традиционное кочевье и «вечное кочевье духа».

Каждый клан имеет свой герб, где используется ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкова, колода карт.

Современная жизнь, безусловно, внесла свои коррективы в жизненный уклад  этой нации.

Цыганский кортеж следовал напрямую через весь посёлок в сторону поселкового гаража, проезжал мимо лесопилки, именуемой громко Заводом, мимо Камчатки – нескольких жилых бараков, стоявших поодаль от посёлка, и продолжал свой путь по берегу реки Лапшанги до первой либо второй взголови.

Взголовь – это возвышенный песчаный речной берег вдоль луки или изгиба речного русла. Там, где река делала крутую петлю, в излучине была намыта течением и весенним паводком покатая гора из чистого крупного белого кварцевого  песка. Эта песчаная гора переходила в довольно-таки  широкую и ровную береговую поляну во всю ширину  речной петли. Вдоль всего течения реки в местах её крутых изгибов были такие взголови и располагались они всегда по правому берегу, тогда как берег левый имел не высокие и продолговатые песчаные косы.

 Очевидно, песчаные возвышенности напоминали подушку или то, что можно было подложить под голову, в изголовье, чтобы удобнее было спать. В гидрографической  терминологии для обозначения понятия верховье реки использовался термин изголовь, имеющий кроме этого и другие значения: верховье острова, мыс, ближайшее к берегу отмелое место. На территории Дона фиксируется слово зголовь.

Так или иначе, употребляемое бродовянами слово взголовь имеет сходство с приведёнными выше толкованиями  и его, скорее всего, можно отнести к словам местного диалекта.

Добравшись до взголови, цыгане распрягали лошадей и вели их к реке напиться. Напоив коней и стреножив, пускали их пастись невдалеке от остановившегося  на ночлег табора.

Мужчины и старые цыганки оставались у кибиток на взголови  наладить цыганский быт, а молодые цыганки со своими выводками цыганят устремлялись к посёлку. Как-то у них всё ловко получалось: они быстро рассредоточивались по поселковым улицам и начинали обход домов. Со всех сторон можно было услышать их громкие крикливые голоса. Иногда доносился плач ребятишек, что были подвязаны на груди у некоторых цыганок. Маленькие цыганята цеплялись за цветастые подолы юбок, чтобы не отстать от быстро передвигающейся матери.

Цыганки и цыганята были босы, черны по своей природе и от солнца, сопровождающего их в постоянных передвижениях. Головы цыганок были обвязаны красивыми цветастыми платками концами назад, на груди побрякивали мониста и бусы, а в ушах красовались длинные и непременно большие серьги.

Окружив хозяйку дома, цыганки предлагали погадать ей по руке или на картах, либо пытались разжалобить своими вечно голодными, плачущими, сопливыми и чумазыми ребятишками. Когда цыгане заходили в дом, хозяйка стремилась поскорее выставить их за дверь, пообещав вынести что-нибудь из съестного. Давали им картошку с огурцами и луком, хлеб, крупы. Если чего-то недодавали, то следовала конкретная и настойчивая просьба-прошение о выделении нужной провизии.

В сенокосную пору днём в большинстве домов посёлка на хозяйстве оставались одни дети да старики. Завидев цыган, пулей летели мы по домам и закрывались от них дома на все запоры. А вот иной бабушке не удавалось быстро встать с койки и встретить гостей. Пока она с кряхтеньем поднималась с постели, шустрые цыганята успевали пошвашить без хозяйки на кухне и прихватить, что плохо лежит.

Управившись с подомовым обходом и нагрузившись различным провиантом, довольная и бо;льшая часть табора устремлялась к своему стойбищу. Там рядом с раскинутыми шатрами уже вовсю дымились один-два костра, над которыми были подвешены котлы с кипящей водой. Чуть в стороне дымили трубами «цыганские»  медные самовары.
«Цыганские», а также «армейские» самовары объёмом 12-15 литров делались на тульских фабриках специально для больших коллективов. Возможно, самовары были и больших размеров – многоведёрные трактирные. .Хлопотали у кибиток крытых прочным материалом, выбеленным солнцем, ветром и дождём  старые цыганки. По возвращению таборных цыганок они уступали им место у костра, а сами усаживались в сторонке с вечно дымящимися в зубах трубками.

Трапеза заканчивалась, когда начинало уже темнеть. Искры костров улетали в тёмное небо, а над табором разливались ещё долго цыганские песни. Иной раз их исполняли под гитару, под неё же и начинались зажигательные цыганские пляски.

Цыгане вызывали интерес у поселковой молодёжи и ребятишек, поэтому всегда находились желающие сходить к их становищу, посмотреть, чем они были там заняты. Помню, и мы, маленькие девочки, бегали к взголови, только приближаться близко побаивались. Меня моя бабушка Агафья попугивала цаганами, говорила, что они украдут меня, если буду к ним бегать.

Стоял цыганский табор на взголови иногда дня по два, но случалось и больше. Наверное, всё зависело от того, как бродовяне их одаривали съестным.

Не знаю, каким образом это произошло, только остались как-то в начале 70-х годов прошлого века у нас на посёлке две цыганские семьи на постоянное место жительства. Может начальник лесопункта их уговорил. В лесу рабочие руки всегда были нужны. Им дали жильё в многоквартирных бараках. В одной квартире поселился старый цыган и цыганка тётка Лиза с четырьмя детьми. Пашка был уже почти парнем, а Тонька – ещё маленькой.

Пашку почему-то тётка Лиза всегда называла Пурькой. Бывало, она выходила  на крылечко и кричала на весь посёлок: «Пурька, яв дарик!». Это означало по-цыгански  «иди домой».  Тонька вскоре пошла в нашу начальную школу, ей даже школьную форму справили. Надо признать, ученица из Тоньки была никудышная. Ведь дома с ней никто не делал уроки, поэтому она почти всегда приходила в школу с невыученными уроками. Тетради у неё были чем-то заляпанные, грязные.  Брат её, Пашка, ездил в лес в делянку с работягами сучки обрубать со спиленных деревьев.

Другая семья цыган состояла с тёткой Лизой в кровном родстве – это был её старший сын. Он был крепкий молодой цыган. К тому же был он женат на русской женщине. Жена его была белокожа, грудаста и дородна или как говорили ещё - в теле. Так и хочется тут же добавить: и ленива. Она исправно рожала кудрявых белокурых и белолицых ребятишек-крепышей, а остальное, казалось, её совсем не интересовало. Сам хозяин молодой цыганской семьи работал на лесозаготовках в лесу, как и всё мужское население посёлка.

Прожили цыгане на посёлке недолго. Либо цыганская кровь в дорогу позвала, либо родственники, закрепившиеся за землю в пригороде города Горького.

Жизнь свела меня с цыганами ещё раз буквально несколько лет назад. Рядом с нами в Красных Баках наши соседи только что купившие дом, что-то не поделили с родственниками и кому-то из них назло взяли и тут же этот дом перепродали цыганам.

Весёлая жизнь у нас началась! Молоденькие цыганочки открывали окна, и целые дни то магнитофон орал, то они сами песни распевали. Вначале мы опасались воровства, но ничего этого не было. Соседские отношения были нормальные. Прошло какое-то время и стали мы замечать, что по ночам в наш прогон машины зачастили. Когда я полола в огороде грядки, стала слышать какие-то цыганские разборки. Меня из-за кустов, что росли вдоль забора, цыгане не видели, но они и не таились ни от кого при этих разговорах. Как ни странно, я понимала суть их разговора! Видно детское общение с цыганами запало в память.

Их разговоры меня стали настораживать, особенно когда стали звучать фразы с частым упоминанием денег или скорее стоимости чего-то в 500 рублей. А вскоре и следователь к ним наведался. Вот тогда и сложилось всё в одну картинку: и ночные гости, и цыганские разборки, и фразы про 500 рублей. Молодого цыгана вскоре посадили, говорят за распространение наркотиков. А затем к нашей большой радости и всё семейство покинуло район. Вот такое тревожное соседство получилось. Как бы мы смогли дальше существовать рядом с распространителями этой заразы, если бы милицией не были приняты меры? Тут бы и сна, и еды лишился в тревоге за детей и молодёжь. Но где гарантия, что они не продолжили это занятие в другом месте?

Была в моей жизни ещё одна встреча, но не с цыганами, а с сербиянкой, которая очень походила на цыганку. Случилось это в последний год учёбы в институте. У подружки моей были проблемы со своим знакомым парнем и она, прослышав, что в районе Красной Этны города Горького есть гадалка, стала уговаривать нас с девчонками составить ей компанию и съездить погадать.

Помню, что полное гадание тогда стоило 5 рублей, а не полное – 3 рубля. Денег лишних у меня не было, да и боязно мне как-то было наперёд в судьбу заглядывать. Когда я вошла в комнату, то увидела пожилую женщину, но она была ещё очень красива. Волосы длинные, вьющиеся, чёрные как смоль. Наряды на ней были до того ярки, что глаз невозможно было оторвать от неё.  Держа в памяти детские воспоминания о молодых цыганках, побирающихся у нас в посёлке, сразу поняла, что эта женщины совсем другого поля ягодка.

Я выложила на стол свой заветный трояк и произнесла: «Неполное». Хотя и без слов было понятно, что гадание для меня будет урезанным. Сербиянка смахнула мою трёшку куда-то себе в складки юбки и деловито начала выкладывать на стол большие цветные карты. Это сейчас я знаю, что такие карты называются ТАРО. Почитав литературу, каждый в наше время при желании может научиться предсказывать что-то с использованием таких карт.

Сербиянка, выбросив из колоды карту, называла имя, а я отвечала ей: «Да, есть такое имя. Это мой брат (моя мама, мой папа, тётя и так далее)». Меня тогда поразила эта её проницательность. Ведь, согласитесь, имена Валерий, Агафья, Павел, Августа, Максим были не самыми распространёнными, чтобы их просто так угадать. Гадалка не назвала ни одного лишнего имени. Конечно, мне хотелось узнать выйду ли я замуж, кто будет моим мужем, да и другие вопросы роились в голове. Но, пообещав мне, что замуж я выйду, сербиянка собрала раскиданные по столу карты, дав понять мне, что лимит оплаченной информации исчерпан.

Гаданием за 5 рублей подружка моя осталась довольна и то, что ей предсказала сербиянка, стало потихоньку сбываться. Проблемы оказались разрешимы. Возможно, что-то разрешилось и само собой, без предсказаний.

Снова свела меня судьба с женщиной-цыганкой в апреле 2003 года. Описанная мною выше встреча с цыганами-соседями случилась гораздо позже, чем эта. Мы с сыном по санаторной путёвке лечились в Анапе и жили в санатории «Россиянка» на берегу Чёрного моря. Вместе с нами приехала и цыганка Надежда Ивановна из Толоконцева. Поселились мы с ней рядом. Вначале я отнеслась к ней как-то насторожённо, но оказалась она совсем неплохой женщиной.

Не было ничего общего между ней и теми цыганками 60-х-70-х годов, хотя и она, может быть в те годы жила кочевой жизнью. Умела Надежда Ивановна гадать на картах. Многие, кто этим интересовался, ходили к ней. Раскладывала карты она почти задаром, ни к кому никогда не приставала и не предлагала погадать. Была она, как выяснилось позже, и неплохой знахаркой.

Однажды мне потребовалась её помощь.

Спала я в ту ночь плохо, всю ночь вертелась, крутилась. Утром, увидев багровый воспаленный послеоперационный шов, поняла причину ночного беспокойства. Надежда Ивановна зашла за мной, чтобы вместе пойти купаться в бассейн. Я, молча подняв футболку, показала ей свою болячку.

Что тут началось! Надежда Ивановна стала ругать меня:

- Нацепляла на себя всякой заразы! Где ты только вчера шлялась! – отчитывала меня соседка.

У меня отнялся дар речи. Я её не понимала. Тогда она пояснила мне, что я где-то подцепила на себя наговор или поветрие и велела рассказать подробно, куда я вчера ходила и с кем разговаривала.

И тут я вспомнила!

Я возвращалась в санаторий с вещевого рынка в Анапе. Иду я по тротуару вдоль забора, отгораживающего рынок, и вдруг вижу у тротуара впереди себя мужика в шапке- ушанке с опущенным одним ухом. Ну, точь-в-точь  как у деда Щукаря в «Поднятой целине» Михаила Шолохова!
   
 Когда подошла ближе, увидела, что на низенькой скамеечке в фуфайке сидел небритый мужик. Рядом с ним стояла стопка толстых старинных книг, похожих на древние церковные книги бабушки Груни Ильиной, которые я видела в детстве. Тут же стояла табличка с надписью: «Хиромантия. Гадаю и предсказываю по руке».

Я замедлила шаг, сердце ёкнуло: «Вот бы узнать, что такое настоящая хиромантия и как можно разгадать судьбу по линиям на руке!». Мужик, очевидно, заметив мой интерес к его предмету, взглядом выцепил меня из толпы и, когда я проходила мимо, жестом пригласил присесть рядом с ним на брезентовый складной стульчик. Но, я же трусиха! Я отрицательно покачала головой и прошла мимо. Но любопытство моё всё никак не унималось. Я раза два тихонечко оборачивалась на сидящего в одиночестве мужика, и каждый раз ловила на себе его смеющийся, снисходительный и пронизывающий насквозь взгяд.

Всё это я и рассказала Надежде Ивановне. Она утвердилась в своей правоте, а я почему-то сразу решила, что мужик-хиромант таким способом просто-напросто решил подшутить надо мной. Хоть и одет он был так странно, но не походил он на алкаша или шарлатана, или какого-то злодея. Напротив, он мне внушал доверие и с ним мне очень хотелось побеседовать!

Соседка сходила к себе в комнату и принесла какую-то зеленую мазь. Пошептала на неё у двери, чтобы я ничего не услышала и велела мазать воспалившееся место.  К вечеру все пришло в норму.

Другой раз Надежда Ивановна сняла за один день глубокое воспаление с больной ноги моего сына.

А вот раскинуть карты на себя у Надежды Ивановны я так и не рискнула, да и желания большого не было.

Тот небритый мужик в фуфайке со своими пронзительными глазами так и застрял в моей памяти. К нему мне всегда хотелось применить слово чернокнижник.

Надо сказать, что до этой встречи я уже имела представление о хиромантии. Так, ещё в 1990 году мне в руки попала совсем маленькая и тоненькая карманного формата брошюрка хироманта-графолога А. Василевского как на ней значилось. А называлась она «Хиромантия или как по руке определить характер, способности, состояние здоровья, прошлое и будущее человека». Книжонка была переводом с польского языка. Время от времени я брала её в руки и сравнивала рисунки в книжке с рисунками на своих ладонях.

Автор в предисловии пишет, что «линии на ладони – это не морщины от работы. Это символичные знаки, которые образуют гороскоп жизни для каждого из нас! Эти таинственные знаки служат букварём  для прочтения нашего предназначения».
Ещё будучи детьми заглядывали мы друг дружке в слегка сжатые ладошки и смотрели, какую букву выписывали линии на руке. Если  линии походили на букву «М», то это обозначало в нашем толковании «могила», если же на букву «Ж» - то значило «жизнь». Вот и вся наша детская хиромантия! Пересмотрев все ладошки, мы неслись в своих играх дальше по посёлку.

Когда-то давно я услышала песню «Три линии» в исполнении Надежды Чапраги, а в ней слова, которые запали в душу:

 «На руке три линии
  Лепестками лилии.
  Это – жизнь, а это – я,
  А вот там – судьба моя.
  Чему быть по линиям –
  Всё покрыто инеем!»

  Я человек увлекающийся, поэтому хиромантией я интересуюсь давно, перечитала  и пересмотрела по этой теме много книг и рисунков. Кое-какие представления о линиях на моей руке и связь их со своей судьбой я вижу чётко.
В одной из книг было написано, что с линиями на правой руке человек рождается, а линии на левой руке пишет сама жизнь. Такая формулировка подходит применительно к линиям моих ладоней, хотя встречала я и иные высказывания.

Линии левой руки - как вехи значимых для меня событий жизни. Причём  второстепенные линии для меня наиболее важны, нежели линии жизни и судьбы, которые считаются главными линиями.

Так, ровные линии-браслеты на запястье говорят о спокойной жизни в разные периоды: детство, молодость, зрелые годы. Прерывистая же линия свидетельствует о жизненных трудностях  в какой либо из этих периодов. Число линий на бугорке под мизинцем  моей левой руки говорит о количестве детей, а знак буквы «у» или «ухватика» на торце ладони рядом с основанием указательного пальца моей ладони - знак вдовы. Очень хорошо помню, как прорисовывался знак моего младшего сына на моей руке. Поперечные линии на боковой части ладони под мизинцем расскажут вам о числе близких родственников. Глубокая линия на бугре под большим пальцем – это след большой любви.

Возвращаясь к началу рассказа, а именно к цыганам, хочу  сказать, что именно благодаря хиромантии, умению читать карты и владению, возможно, гипнозом, а также опыту, передаваемому молодым старыми цыганками, цыгане могут гадать и предсказывать судьбу.

Хиромантия – это действительно целая наука, которая научит, если будет желание, любого разбираться в людях. Даже первое знакомство с человеком может многое рассказать вам о нём, достаточно для этого будет пожать руку либо взглянуть на его пальцы, форму руки, положение рук при ходьбе и так далее. Хиромантия даёт возможность лучше познать себя, но для этого нужны многолетние наблюдения за тем, как меняются линии на руках, причём на обеих. Для этого, кто занимается хиромантией всерьёз, делают даже гипсовые слепки либо снимают неоднократно отпечатки с ладоней, что служит аналитической базой в последующих предсказаниях.
Не равнодушна я и к предсказаниям через маятник – подвешенное на ниточке обручальное кольцо. Вместо кольца может быть и простая небольшая гаечка. А вот нумерология меня как-то не захватила.

Последние годы очень велик интерес к нашим славянским корням, к нашим Богам, которых мы практически никогда не знали, не ведали.  Согласитесь, изучать в школе мифологию Греции и не знать свою, славянскую – это какая-то нелепость. Многие люди сейчас, наверное, задумываются о судьбе, о том кто её пишет и программирует. Учёные считают, что всю информацию, связанную с конкретным человеком  несёт в себе  молекула ДНК.

В славянской мифологии есть Небесная Богородица, Богиня счастливого жребия, покровительница ткачества и рукоделия - Макошь.

Макошь прядёт Нить Жизни человека, а её дочери Доля и Недоля помогают ей в этом. Не зря  Доля и Недоля в славянской мифологии являются богинями судьбы и удачи.
Имена этих богинь упоминаются нами как нарицательные, когда характеризуют счастливую либо несчастливую судьбу человека, о чём упоминается в стихах и в песнях. Славяне обращались к Богине Макоши, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери – Богине Доле. Считалось тогда, что судьба человека будет счастливой.

Два года назад погибла в результате ДТП молодая женщина, оставив маленького ребёнка и мужа жить без себя. Вот тогда-то и родилось у меня стихотворение, где есть такие строчки:

«Рвутся  нити судьбы
Так искусно сплетенные Долей...
Гибнем мы в небесах
Под молчанье иль рокот турбин.
Гибнем мы на дорогах
В искореженных автомобилях.
Гибнем в войнах бессмысленных,
Где телец золотой правит пир».

Любая смерть жестока.

Всем, наверное, знакомо выражение о том, что «все мы ходим под Богом» и отсюда следует, что он решает вопросы жизни и смерти людей. Но сейчас наш техногенный век бесцеремонно вторгается в наши судьбы и вероломно ломает то, что начертано судьбой на наших ладонях либо вплетено в наши нити судьбы славянскими богинями.

Верить или не верить в судьбу – каждый решает сам. А то, что судьба по жизни даёт нам подсказки, думаю, знакомо каждому.

Однако, наши предки не были фаталистами, которые безоглядно верили в начертанную кем-то судьбу. Они считали, что человек сам влияет на то, как складывается его жизнь, что в основе жизни лежит божественная нить Макоши, из которой день за днем человек сам сплетает своё кружево жизни.
               
03.03.2014 г


Рецензии