Соседей не выбирают

                Как бы мне хотелось петь где-нибудь на ветке,
                Или пташкою взлететь на вечерней зорьке,
                Но приходится шипеть, как шипели предки,
                И приходится кусать, принимая стойку.

                Я снаружи ведь только холодная,
                Потому что живу под колодою.
                Называют меня "подколодная",
                Хоть по справке имею породу я.

                (Алексей Смирнов «ПЕСНЯ ПОДКОЛОДНОЙ ЗМЕИ»)

- Как не выбирают соседей? – возмутятся некоторые.

Да это я не о нас, людях, говорю, у которых есть шанс на выбор многого, в том числе и соседей. А вот им, моим с детства знакомым лесным обитателям выбирать себе соседей не приходится. Это мы вторглись в их среду обитания и зачастую нарушаем правила совместного проживания!

А рассказать я хочу о своих встречах с … пресмыкающимися. Да-да, Вы не ослышались! Проживая в лесном посёлке Бродовое, мы, жители, были с ними соседями.
Окрестности моего родного посёлка населяли и населяют до сих пор многие виды пресмыкающихся. Это представители отряда ящериц – ящерицы, веретеницы-медяницы; отряда змей – ужи и гадюки, медянки.

Самые безобидные представители  этих семейств, конечно же - ящерицы!  Обитает  в нашей местности прыткая ящерица и живородящая ящерица. Оба вида самок ящериц имеют коричневатую окраску. Прыткая ящерица - серо-бурая или бурая, а живородящая – молодая тёмно-коричневая, взрослая – желтовато-бурая. Коричневый цвет – это цвет спелого жёлудя, а бурый  цвет - один из оттенков коричневого.

 Согласно Определителю животных средней полосы Европейской части нашей страны, имеются некоторые различия и в местах обитания этих ящериц. Но, в районах Поветлужья соседствуют рядом и сосновые боры с болотами,  и луга с оврагами и кустарниками, поэтому, как мне кажется,  чёткую границу ареала обитания этих видов ящериц провести невозможно. Хотя прыткая ящерица отдаёт предпочтение всё же  сухим, хорошо прогреваемым солнцем опушкам сосновых лесов, лесных полян  и вырубок, склонов оврагов и кустарников.

Своё название прыткая ящерица получила, конечно же, за  быстроту и ловкость движений. И слово то какое в её названии употребили – прыткая! Сейчас  в разговорной речи и не услышишь его, хотя от моей бабушки в детстве я частенько слышала это слово. Она характеризовала им ребятишек, а также стариков, которые в силу возраста не утратили своей подвижности. «Прыткой (прыткая) ещё», - говорила бабушка.

Думаю, большинству из нас всё же в детстве удавалось поймать  эту ящерку и  подержать её в руках. Чем не мини-змейка: и головка похожа, и шипит как змея, раскрывая рот. Оказывается, эта ящерка ещё и хорошо плавает! Когда её загоняют в воду, она без труда проплывает 5-10 метров.

Самец прыткой ящерицы желтовато-зелёный, а в брачный период – ярко-зелёный, изумрудного цвета. Ящериц с такой окраской в детстве я видела гораздо чаще, нежели сейчас. Правда, несколько лет назад  такая зелёная ящерица пригрелась на солнцепёке у нашей бани, и мы её даже смогли поймать и посадили на время нашего любования  ею в свободный на тот момент аквариум. Скорее всего, это был тот самый самец прыткой ящерицы, потому что зелёные ящерицы как вид в нашей местности не обитают.

Прыткая ящерица крупнее, агрессивнее живородящей ящерицы и способна «обидеть» более слабую родственницу. Поэтому живородящая ящерица предпочитает селиться подальше от места обитания более сильного соседа. Живородящая ящерица более холодостойкий и влаголюбивый вид. Она гораздо медлительнее, слабее и не так ловка, как прыткая ящерица.

Потомство оба вида ящериц производят по-разному. Так, оплодотворённая прыткая ящерица закапывает в неглубокую ямку от 5 до 15 яичек, где развитие длится  до двух месяцев. Затем из яиц выходят молодые ящерицы.

В организме живородящей ящерицы развиваются около трёх месяцев не зародыши, а  оплодотворённые яйца. Затем самка рождает хорошо развитых детёнышей, но они сидят в тонкой прозрачной яйцевой оболочке. В течение получаса после рождения оболочка прорывается, и молодые ящерицы появляются на свет. Такой способ размножения называется яйцеживорождение. Это ценное приспособление к жизни в холодном климате, где сохранить кладку вне организма матери невозможно.

В наших местах и других районах Поветлужья обитает ещё один вид ящериц – веретеница или веретеница ломкая, названная так за способность терять – отламывать – хвост при попытке её поимки врагом. Другое название веретеницы – медяница. Веретеница - безногая ящерица, внешне очень похожая на змею. Но от змеи отличают веретеницу её подвижные веки.

В жизни у меня было две интересные встречи с этими ящерицами.

В детстве, играя  в песчаной канавке на опушке леса у посёлка, увидела я тонкую, изогнутую как змеевик золотисто-серебристую трубочку.  Она так сияла на солнце! Подбежав к ней, я протянула руку и хотела взять её. Но …трубочка вдруг вертикально ушла в землю. Я даже заплакала от неожиданности и досады. Такой красоты лишилась! Позднее, цвет золотых украшений всегда напоминал мне о той золотистой ящерице. Дома мне сказали, что это была ящерица веретеница. Помню, что родители даже не встревожились, узнав об этой встрече. Значит, они точно знали, что веретеница не ядовита, поэтому и не опасна.

Длина веретеницы  обычно около 25 сантиметров. Взрослые особи серо-бурого или бронзового цвета. Окраска молодых особей - светлая, серебристая. А спряталась она так быстро в свою норку в песке.

    И в другой раз моя встреча с веретеницей была так же неожиданна. Повела как- то раз баба Груня Ильина моих родителей за черникой в одно только ей известное ягодное место. Ну, и я с ними напросилась. Шли долго, потому что бабушка, наверное, специально петляла по лесу, запутывая следы. Не любила она, когда без её ведома ходили на её ягодники другие люди.
 
Лес был еловый – тёмный и мрачный. Черничник, правда, был кругом, да и ягод было много. Я выдохлась за дорогу, поэтому брала ягоды с неохотой. Когда на большой мшистой кочке я потянула ветку с ягодами к себе, неожиданно из под корней кустика вверх – чуть мне не в лоб – как будто выстрелил прямой тёмный прутик  и пропал. Я была очень напугана, но родители и тут меня успокоили, сказав, что это была веретеница. Только всё равно я уже ягод больше не собирала. Какие там ягоды, когда и ходила-то я до самого вечера только следом за родителями! Ох, и длинным мне тот день показался!

В детстве зачитывалась я уральскими сказами из книги «Малахитовая шкатулка» Павла Петровича Бажова. Их сюжеты и образы волновали детский умишко и будоражили воображение. Один из любимых персонажей - Великий Полоз – золоту полный хозяин, у которого дочерьми были многочисленные Змеёвки и Медяницы.

Великий Полоз очень хорошо знал, что такое человеческая жадность, поэтому сам явился к ребятишкам-старателям  для того, что бы убедиться в их намерениях, в их отношении к природе и богатству земли. Слова Полоза и сейчас актуальны для нас, особенно вот эти: «Это вольны-то старатели? Что найдут, все заберут? Никому не оставят? Все люди на одну колодку. Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой погани налипнет».
Семёныч, доверенное лицо Великого Полоза, наставляя малолетних старателей, говорит: «И о том старайтесь, чтобы золото не рвать. Не на то он [Великий Полоз] вам его указал, чтобы жадничали. Это не забывайте первым делом».

Полоз конечно у нас не живёт, а вот его змейки частенько встречаются.  Я очень хорошо запомнила нескольких! В естественных местах обитания у нас встречается всего три вида змей. Это обыкновенный уж, обыкновенная гадюка и обыкновенная медянка.

Была у моего двоюродного брата Жени игрушка - змейка медная, плетёная. Черненькие глазки-бусинки блестели как настоящие, а на голове – шапочка бирюзовая. Нравилась эта змейка мне очень, только Женя часто пугал меня ею. В его руках змейка извивалась, как живая и мне было страшно, особенно когда он её на меня бросал. Я с рёвом неслась домой, где бабушке меня приходилось успокаивать. Брата ругали, но всё повторялось вновь. Может быть, поэтому, с детства во мне остался страх перед змеями?

Есть в песне у барда Юрия Визбора такие строчки: «И сблизились излишне вы, поверив той красе, змея кусает ближнего, об этом знают все». Ну, в самую точку слова попали, как раз  про меня и, конечно, змею!

Было это  году в 1991. Брусники в лесах – море! Да и погода стояла тёплая и солнечная. В один из выходных поехали мы с коллегами по бруснику в делянку к посёлку Кресты. Со мной поехал и мой отец. Ягоды были небраные – мы первыми видно посетили этот ягодник. Все разбрелись по делянке и усердно теребили кисточки брусники. А моя бабушка сказала бы – пришипились, то есть притихли, сопят себе под нос, увлекшись сбором ягод.

Всё бы ничего, да только у меня спина болела очень сильно, нагибаться было тяжело. В делянке было сухо, зарослей кустов и травы тоже не было, поэтому я быстро расслабилась и стала иногда припадать на колено около ягодных круговенек - полянок. Дальше - больше. Вскоре и эта поза мне стала причинять неудобства, да и солнце палило нещадно.

Брусники вокруг много, даже и ходить никуда не надо! Ну, я и приняла лежачее положение. Лежу себе, сухо, тепло, ягодки пощипываю. В голове никаких мыслей. И вдруг они появились в форме вопрос-ответ.

- А что надо делать, когда тебя укусит змея? – вопрошаю мысленно я.

- Нужно выдавить яд из ранки, наложить тугую повязку выше места укуса – отвечаю себе.

И вдруг я говорю «Ой!», почувствовав укус в верхнюю часть ладони у основания большого пальца. Смотрю, а прямо перед моим лицом в боевой позе, как кобра, стоит темно-бурая изящная змейка и язычком раздвоенным шевелит. Тут и папа ко мне подбежал, услышав мой возглас. А мне казалось, что я тихо ойкнула. Увидев змейку, он стал топать сапогом, прогонять её. Только она никуда видно не спешила, постояла ещё немного, да и уползла не торопясь.

Ну, подавили мы место укуса, пытаясь яд с кровью из ранки выдавить. Да только это место на руке - больше кость. Что из неё выдавишь? Перевязали руку.

Выходит, прежде чем кусать змейка меня пыталась вразумить, поднять с земли, раз такие мысли в голове были?!

Все засуетились, засобирались меня в больницу везти. Только и тут я эту небольшую змейку – сантиметров 50, не более -   всерьёз не приняла. Ведь я раньше, живя в лесу на Бродовом, змей только чёрных видела и очень часто - толстых и длинных, как ремень. В больницу спешить я не стала, и мы ещё часа два ягоды собирали. 
Врач сказал, что это меня веретеница или медяница укусила, а они не ядовитые. Дескать, бурых и коричневых змей у нас нет. Правда, укол противоаллергический мне сделали.

Ложась спать, я предупредила мужа, чтобы он меня ночью проверил, жива ли буду.
Каково же было у всех изумление, когда утром увидели мою руку. От локтя до кисти рука была сине-чёрно-фиолетово-жёлтого цвета! А выше локтя была такая тяжесть, будто два кирпича висело! Какая тут веретеница? Выходит меня настоящая бурая гадюка укусила, хорошо, что она была ещё молоденькая, судя по размеру.

Синяки держались долго, а до кисти руки больно  было дотрагиваться больше месяца.
С болью в спине я хоть и давно сжилась, но когда нас с работы стали направлять в колхоз копать картошку, подумалось: «Смогу ли целый день внаклонку работать?».

В первый же день за разговорами, да за работой  и не заметила я как обед пришёл.
Сижу с подругами, жую припасы, да всё сокрушаюсь, что мне чего-то не хватает.

- Да чего тебе не хватает-то? – спрашивают.

- Пока ещё не знаю, не поняла,- говорю.

И тут меня осенило.

- Да спина у меня не болит! Вот чего мне не хватает!

Вот так змейка, молодец! Попутно своим ядом и спину мне вылечила!

Долго с тех пор у меня спина не болела.

Незадолго и клюква на болотах подоспела. Без этой ягоды в зиму ну никак нельзя! И при простудах клюковка спасёт, и витаминами на зиму обеспечит.

Какое ж болото без остролистой осоки?

Стала я ягодки из мха выбирать, слегка коленки согнув, а тут меня будто кто в мягкое место уколол. Выпрямилась я резко, заоглядывалась по сторонам, памятуя о недавней встрече со змейкой. Никого не обнаружила рядом. Дошло до меня, что это осока колется. Для себя тогда решила, что раз пришла на болото, то надо ягоды собирать, а не по сторонам оглядываться. Так я свой только что родившийся страх поборола.

В сенокосную пору была я свидетелем, когда с навильником сена на остожье забрасывали змею. Вот где страх-то был!  Стояльщица на стогу визжит да граблями отмахивается, впору со стога сигануть. Только змее такое обращение тоже не по нраву, она сама напугана и, свившись кольцами торопится со стога и дальше прочь от этого места!

Гадюке от человека часто достаётся: так и норовят некоторые прибить её и непременно на ветку дерева повесить для устрашения. Только кого устрашать? Ребятишек? В большинстве случаев гадюка просто так на человека не нападает. Разве что человек сам её задевает, а она, естественно, обороняется.

Обыкновенный уж также относится к отряду змей. Ужу повезло больше всех: у него есть особая метка – жёлтые пятна на голове. Завидев в траве чёрный хвост, так и хочется побыстрее взглянуть на голову: кто же это – уж или змея? Уж! Вздохнёшь облегчённо, переждёшь, когда он удалится и пойдёшь дальше, не торопясь. Ужа бояться нечего, хотя для большинства и он неприятен.

У нас на посёлке ужей было полно всюду! Маленьких желтоголовых ужиков в руках наверное держал каждый, будучи ребёнком. Даже мы, девчонки, брали их в руки.
Толстые, длинные и чёрные ужи жили под крыльцами, под полом во дворах со скотиной. Свои яйца зачастую ужи откладывали в навозные кучи, что были рядом с дворами. Там всегда было тепло, да и укрытие надёжное. Один раз мой брат домой яйца ужиные принёс и положил в печную горнушку, как в инкубатор. Бабушка, правда, обнаружила кладку. Шумела сильно.

Было на посёлке ещё одно место, где ужи чувствовали себя вольготно. Это – общественная баня. В старой деревянной бане ужей я не видела, потому что она была маловата для большого посёлка, ходило в неё много народу и приходилось всегда ждать своей очереди на помывку. А вот в новой кирпичной бане,  выстроенной на берегу реки Лапшанги, было уже посвободнее. Когда, бывало, зайдешь в раздевалку либо в помывочное отделение первым, ужей можно было встретить и на полу, и на скамьях. Отдыхали они и в парной на полках. Только их никто не боялся и никто не трогал. Расползутся  ужи по своим укрытиям, и ты можешь без опаски мыться.
Встречается у нас  и обыкновенная медянка или серый уж. Эта змея также безопасна для человека, хотя по незнанию большинство принимает медянку за ядовитую змею либо за безногую ящерицу веретеницу.

Специалисты Нижегородского Общества охраны амфибий и рептилий при экологическом центре «Дронт» обращались в Нижегородский токсикологический центр, чтобы узнать, насколько укус гадюки опасен для человека. Установили, что в Нижегородской области к медикам в связи с укусами ядовитых змей ежегодно обращается до 50 человек. Это достаточно много. Но за последние десятилетия ни одного смертельного случая не зарегистрировано, даже если пострадавшим не оказывалась медицинская помощь. В то же время от отравления ядовитыми грибами, по данным того же токсикологического центра, каждый год умирает до десятка человек, а от отравления алкоголем - сотни.

В странах, где исповедается буддизм, гадюки являются священными рептилиями, хотя смертность от укусов ядовитых пресмыкающихся  исчисляется в этих странах тысячами человек.

В этом рассказе я лишь поделилась своими историями о встречах с пресмыкающимися, которые живут рядом с нами. Ведь известно, что никто из них первым на человека не нападает, если их не тревожить и не задевать. И только от нас зависит, будет ли мирным это сосуществование


15.06.2014 г


Рецензии