Самое дорогое
Дедушка вернулся с войны живым. Да, был он не единожды ранен, тяжело контужен, но дошёл до Берлина, где и встретил победу в мае 45-го. Вернулся с войны он только в октябре того же года с одной котомкой за плечами – после взятия Берлина был направлен на Западную Украину, там в лесах ещё прятались бандеровцы. Из всей деревни Вороново Старицкого района Калининской области с войны живым вернулся только он один. Деревни этой больше нет, она исчезла с лица Земли, как и многие другие деревни России.
Я открываю сайт «Подвиг народа» - http://podvignaroda.mil.ru. Это уникальный информационный интернет-ресурс Министерства обороны Российской Федерации, наполняемый всеми имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Выбираю вкладку «Люди и награждения» и набираю дорогое имя: Малаховец Степан Михайлович. Сайт думает недолго: родился в 1917 году в Брянской области, Злынковском районе, деревня Карпиловка, звание: старшина. Других людей с аналогичным именем и фамилией на сайте не обнаружено. Семья дедушки – родители и два брата, переехали в Вороново до войны. Прадедушка Михаил был потомственным лесничим. Моя мать, опираясь на свои детские воспоминания о рассказах моего дедушки – своего отца, объяснила причину переезда так: в лесах кончилась липа, а семья кормилась тем, что драла лыко и плела из него лапти и другие нужные в хозяйстве вещи. Но и в Калининской области жить легче не стало – сгорел дом, где они жили. Дедушке Степану было на тот момент 25 лет, он работал и учился заочно. Его младшему брату Петру тогда исполнилось всего 5 лет. Семья подошла к войне, проживая в сарае.
В прошлом году потребовалось заменить ставший ветхим памятник на могилке, ведь дедушка умер давно – весной 84-го (я тогда училась в третьем классе), деньги на памятник выделил дядя Петя. Дядей я называю его по детской привычке, вслед за тётей Леной. Он с благодарностью вспоминал, как трудно было Степану фактически кормить всю семью.
Читаю военный билет. Тётя Лена должна была сдать его в военкомат, но не сделала этого, она хранит каждую деталь памяти своего отца. В 1939 году окончил Минское артиллерийское училище. До войны получил гражданскую специальность: педагог, учитель математики. С июня по октябрь 41 года служил в 25-м артиллерийском полку Центрального фронта. С октября 41 по июль 43 – в 120 отдельной Чапаевской бригаде 2-го Белорусского фронта. С июля 43г. по май 45г. – в 889 стрелковом полку Брянской дивизии Белорусского фронта. В плену, в окружении не в составе части не находился. 27 августа 41 года был тяжело ранен в правую ногу, 27 декабря 41 года получил тяжёлое ранение в левую ногу, 10 октября 42 года легко ранен в левую руку, 07 февраля 43 года тяжело контужен.
На войне дедушка был корректировщиком на артиллерийских орудиях. Для того, чтобы повысить точность ведения огня, артиллеристы используют его корректировку. Эту работу корректировщики выполняют, рискуя быть обнаруженными и уничтоженными. «Дедушкины» пушки были стационарными, фашисты очень быстро их находили и разбивали.
А осенью 41-го шли тяжёлые бои за Москву, наши отступали. Подразделение, которым командовал старшина Степан МалаховЕц, отступило. За это его разжаловали в рядовые, но вскоре после госпиталя восстановили в звании. После тяжёлой контузии в феврале 43-го дедушка восемь месяцев проходил лечение в Куйбышевском госпитале. После госпиталя он вернулся на фронт командиром санитарного взвод. Прабабушке Марии пришло извещение о том, что он пропал без вести. Увидеть его живым она уже не надеялась и закричала в голос, когда дети вбежали в жилище с криками: Степан идёт по деревне!
На сайте «Подвиг народа» есть сведения о наградах, полученных дедушкой:
1. Медаль «За отвагу». За то, что в период боевых действий полка, оказывая первую помощь на поле боя, вынес 70 человек бойцов и командиров с их оружием. В боях 16-го декабря 1943 года вынес с поля боя 15 бойцов и офицеров.
2. Орден Красной Звезды. Во время боевых действий с 13 июля 44-го за населённые пункты Оздютычи, Когильно, город Владимир-Волынск, под сильным артиллерийско-миномётным и ружейно-пулемётным огнём противника оказал первую медицинскую помощь 3 офицерам и 23-м красноармейцам и сержантам, эвакуировав их с поля боя в санитарную роту.
3. Орден Отечественной войны I степени. Вместе с батальоном 30 июля 44-го года форсировал реку Висла в районе местечка Юзефув. В этот день, находясь в боевых порядках стрелковых рот, оказывая первую помощь раненым, принял личное участие в сражении – 7 контактов с противником. В боях за деревню Лесные Халупы и за высоту около неё под сильным огнём противника вынес с поля боя раненых старшего лейтенанта Дурмана и младшего лейтенанта Волкова, а также 20 бойцов и сержантов. Оказав медицинскую помощь, переправил через Вислу в санитарную роту.
4. Орден Красной Звезды. В боях за город Фрауштадт 31 января 45 года, проявляя мужество и отвагу, оказал первую помощь раненым бойцам и офицерам на поле боя и эвакуировал их с поля боя с их личным оружием в санитарную роту – 42 человека рядового состава и 3-х офицеров. Тем самым содействовал быстрому оказанию квалифицированной медицинской помощи и дальнейшей эвакуации.
Кроме наград, перечисленных на сайте, дедушка был награждён ещё тремя медалями: "За освобождение Праги", "За взятие Берлина", " За победу над Германией". На сайте пока есть сведения только о тех наградах, которым присваивался индивидуальный номер и которыми награждали за конкретные подвиги. А награды за взятие и освобождение городов индивидуальных номеров не имели, их вручали за участие в операциях. Почему какие-то города брали, а какие-то освобождали, спросят представители молодого подрастающего поколения? Всё очень просто: города, оккупированные гитлеровцами, освобождали, а города стран-союзников Германии – брали.
После войны дедушка долгие годы руководил Баталинским леспромхозом в Фирове, надо было поднимать народное хозяйство. Рассказывать о войне он не любил, только когда смотрел военные фильмы, иногда комментировал, что выдуманная там война и всё было совсем не так. Его часто приглашали на встречи детей с ветеранами в школу, но он никогда не ходил.Односельчане вспоминают его как справедливого и человечного руководителя.
Бабушка Нина познакомилась с дедушкой Степаном уже после войны, в 53-м у них родилась моя мать, а через 4 года и моя тётя Лена. Брат бабушки Иван с войны вернулся с осколком в позвоночнике и с сожжённым марганцовкой желудком. Дизентерия выкашивала ряды наших воинов не хуже фашистов. Её мама, моя прабабушка Наталья, в честь которой бабушка Нина меня и назвала, хотя сына и дождалась, но потеряла на войне троих братьев: Михеева Ефима Михайловича, Михеева Алексея Михайловича и Михеева Сергея Михайловича. Два имени я нашла в Книге Памяти Селижаровского района. В каком районе проживал ещё один брат, теперь трудно сказать, все они были взрослыми, у всех были семьи. В доме прабабушки Наташи в деревне Бабенки Селижаровского района на стенах висели их увеличенные фотографии в красивых рамках. Только фотографии Ефима не было. Её забрала вдова погибшего баба Аня и повесила у себя над кроватью. Крепкая там любовь была, говорили. Но это уже совсем другая история.
Свидетельство о публикации №216032501966