Детский парк

Напротив нашего дома через улицу со стороны парадного был парк. "Детский парк", как он назывался в обиходе, сначала состоял для меня только из площадки с высоченными качелями, на которые обычно была очередь из мам с детьми, и дубовой рощи, где я собирала по осени желуди, для того чтобы сделать маленьких человечков с шапочками. Качелей я боялась, они были на цепях и раскачивались высоко под самую перекладину, так что у меня захватывало дух от высоты.
Иногда по выходным мы с мамой и Марией Федоровной ходили в парк, гуляли там по длинной круговой аллее. В самом центре парка был довольно большой холм, зимой на нем устраивалась ледяная горка для детей, а рядом неподалеку заливали каток. Весной холм покрывался густым зеленым ковром из трав и одуванчиков. Меня забавляло и интриговало, что у подножия его была маленькая кованая всегда запертая дверца, с ведущим, как я думала, под землю ходом.
Мне казалось, что я жила посреди сказки, которая объединяла наш дом с окрестными строениями и землями вокруг. Мешали современные дома, которые слегка портили сказочную картинку, но два красивых высоких "замка" из красного камня по обеим сторонам входа в Детский парк, ни на секунду не давали мне забыть, что вокруг меня есть какая-то древность, которая и по сей день живет своей жизнью.
Конечно, история этих построек посреди парка для моей "игры на воздухе" меня очень интересовала, и разумеется, однажды эта тема стала предметом разговора между мной и взрослыми. Мама сказала, что раньше здесь был какой-то монастырь, рассказ Марии Федоровны был более обстоятелен.
- Эти места очень древние, - начала она.
Мы прогуливались с ней по парку, было еще холодно и пасмурно, но уже подсыхало после снега. На мне было надето уже мое весенне пальто - предмет гордости и счастья, и вязаная косынка - моя любимая весенняя шапочка.
- На этом месте уже почти пятьсот лет строят храмы, потому что появлялись здесь всякие божественные видения. Здесь Василию Блаженному являлась во сне и воочию сама Мария Богородица с младенцем Христом.
Я уже знала Василия Блаженного, потому что когда мы ходили на Красную Площадь, храм в его честь с разноцветными башенками, я запомнила так же хорошо, как рубиновые звезды и часы на башнях.
Я немного испугалась и стала озираться по сторонам, может, Мать Мария все еще здесь, мне даже показалось, что так и есть, но бабушка рассмеялась, глядя на меня, и я поняла, что для того, чтобы её видеть, конечно, нужно быть святым.
- Потом эти места государи раздали под дворянские усадьбы. На месте Детского парка и вокруг него была усадьба князя Владимира Голицына, тайного советника, генерал-майора, который жил здесь с женой. К нему в гости приезжал Пушкин, а Лермонтов дружил с его детьми.
К тому времени, я уже знала почти наизусть многие сказки Александра Сергеевича Пушкина из большой толстой книжки с красивыми иллюстрациями "Волшебный сундучок". С удовольствием слушала я, как мне их читала на ночь мама.
- Голицыны были замечательными людьми, по поверью, родственники самого Василия Блаженного. На своей земле они вновь отстроили старинный храм, где бывал в древние годы сам святой, организовали монастырь и школу, в которой был настоящий Госпиталь во время войны с Наполеоном. Они собирали кровь и одежду для раненых на операции. Монахини служили в нем сестрами милосердия...
Мы давно уже вернулись с прабабушкой Марией Федоровной домой, на улице потемнело, зажглись фонари и окна в домах, но для меня все-все вокруг наполнялось благодаря ей особенным значением и смыслом. Это была уже не просто широкая улица с Детским парком, по которой Первого Мая проходила праздничная демонстрация с транспарантами и флагами. Вокруг меня жила и действовала история, старина проникла в наш дом, и иногда мне казалось, что я путешествую во времени. Эти места хранили столько тайн, что даже обычная жизнь маленькой девочки была заполнена ими среди повседневных игр и занятий. Меня окружал не холодный камень незнакомых невзрачных строений, а живая жизнь, какая же таинственная, как звездное небо высоко над крышей нашего дома.


 


Рецензии