Мудрый Восток

Саид-Хамзат Нунуев

МЫСЛИ МУДРОГО ВОСТОКА И КАВКАЗА

 
В самой глубине ваших надежд и желаний лежит безмолвное знание о мире ином... Верьте мечтам, ибо в них сокрыты врата вечности.

Джибран Халил

;

Если хочешь поступить мудро, спроси мнение жены, выслушай его и сделай совершенно противное.

Гарун аль-Рашид


;

Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их, тот похож на безумца, который стремиться погасить пожар соло-мой.

Персидская мудрость

;

Ислам — это не зелёный халат, не турецкий колпак и боро-да. Ислам — это душа человека, которую можно украсить не одеждами, а добрыми делами. Мне, чеченцу, дорога чеченская одежда, а не арабская и турецкая. Меня Всевышний создал че-ченцем, и никто кроме Него не знает, как я благодарен Ему за это.

Абдулбаки Джамо
Иорданский шейх
;

Беспечность есть причина всяких бедствий.
А. Джами

;

Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. В начале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает харак-тер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Абу-ль-Фарадж

;

Сказано, что мы обязаны прощать своих врагов; но нигде не сказано, что мы должны прощать своих друзей.

К. Медичи

;

Не принимайте подаяний и милостыню у воров, ибо они ещё больше будут воровать у народа.

Чеченская мудрость

;

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимание на их достоинства. Они подобны мухам, которые но-ровят сесть только на воспалённую часть тела.

Абу-ль-Фарадж


;

Снисходительное отношение к глупости присуще каждому умному человеку.
Абу-ль-Фарадж

;

Кричащий в гневе — смешон, молчащий в гневе страшен.

Абай Кунакбаев

;

Гнев сверх меры вызывает страх, а неумеренная ласка уменьшает к тебе уважение в людских глазах. Не будь настоль-ко суров, чтобы всем надоесть, и настолько кроток, чтоб тебе дерзили.
Саади

;

Если дарящий делает это на виду у всех, значит, он не дарит, а подкупает.
Чеченская мудрость

;

Удивительно устроен человек - он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.

Абу-ль-Фарадж

;

Война испытывает храбреца, гнев — мудреца, друга — нуж-да.

Аль-Харизи

;

Скрывать не надо своего недуга
От двух людей: от лекаря и друга.
Аттар

;

Делай людям добро, пока у тебя есть возможность. Потом, когда такой возможности не будет — будешь жалеть.

Чеченская мудрость

;

Если вы даёте взаймы, вы либо теряете деньги, либо нажи-ваете врага.
Албанская пословица

;

Измениться, перемениться способен умный, если это необ-ходимо. Дурака изменит только могила.

Чеченская поговорка

;

Единственный способ помочь себе — это помогать другим.

; ; ;

Вам всегда говорили, что труд — это проклятие и несчастье. Но я скажу, что, когда вы работаете, вы осуществляете частицу мечты о будущем, которая предназначена именно для вас; живя в труде, вы ведёте жизнь подлинно любящего мир человека; а любить трудовую жизнь - значит познать самую глубинную тайну бытия.

Джибран Халил

;

Высшее мужество — найти в себе выдержку и терпение по-сле того, когда выдержка и терпение уже заканчиваются.

Чеченская мудрость

;

Доброта и нежность — это не признаки слабости и бессилия, а проявление силы и решимости.

; ; ;

Но я говорю, что подобно тому, как даже самый праведный и святой человек не может подняться выше самого высокого, что заключено в каждом из вас, так и злой человек не может пасть ниже самого низменного, что тоже заключено в каждом из вас.

; ; ;

Ваша радость - это ваша скорбь, сбросившая маску. Коло-дец, из которого вы черпаете смех, не раз наполнялся вашими слезами. Да и как могло бы быть иначе? Чем более глубокую пещеру выроет скорбь в нашей душе, тем больше радости она сможет вместить.

; ; ;

Труд — это явленная любовь. А если ты не можешь трудиться с радостью и испытываешь только отвращение к труду, то лучше брось свою работу, сядь у дверей храма и принимай милостыню у тех, кто трудится с радостью. Ибо если ты испёк хлеб, оставаясь равнодушным, то этот хлеб будет горек и уто-лит голод человека лишь наполовину.

; ; ;

Хорошо давать, когда тебя об этом просят, но лучше давать без просьб, умея понять нужду другого человека.

; ; ;

Я научился молчанию у болтливых, терпению у невоздержанных, доброте у злых.

; ; ;

Жизнь без любви подобна дереву без цветов и плодов.

; ; ;

Деньги подобны любви: того, кто удерживает их только для себя, они убивают медленной и мучительной смертью, а того, кто щедро делится со своими ближними, они пробуждают к новой жизни.

; ; ;

Щедрость — не в том, чтобы дать мне то, в чём я нуждаюсь больше тебя; нет, щедрость в том, чтобы отдать мне то, в чём ты нуждаешься больше меня.

Джибран Халил


;

При счастливой жизни нет нужды в гаданиях.

; ; ;

Бережливость в доме выгодней прибыльной торговли.

; ; ;

Когда один муравей тащит зёрнышко, другой муравей всегда поможет.

; ; ;

Азбука — ступеньки к мудрости.

; ; ;

Страшен гнев добряка.

С. Айни

;

Повзрослевшие дети — словно огонь. Либо ты успеваешь разнести этот огонь по нужным очагам, либо он опалит роди-тельский дом.

Чеченская мудрость

;

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Абу-ль-Фарадж



;

Чтобы быть ближе к Богу, стань ближе к людям.

; ; ;

Если цель религии — награда, если патриотизм служит эгоистическим интересам, а образование — достижению соци-ального положения, то я предпочитаю быть неверующим, не-патриотичным и смиренно невежественным человеком.

; ; ;

Справедливость близка человеческому сердцу, а милосердие близко сердцу Бога.

; ; ;

Химик, которому удастся извлечь из сердца элементы со-страдания, уважения, томления, терпения, сочувствия, удивле-ния и умения прощать, а затем соединить все эти элементы в один, сумеет создать атом того, что называют любовью.

; ; ;

Тот, кому нужны стимулы для совершения благородного по-ступка, никогда не сможет совершить его.

; ; ;

Ценность человека — в тех немногих вещах, которые он создал, а вовсе не в огромном имуществе, которое он накопил.

; ; ;

Господь поместил в каждое сердце апостола, чтобы тот вёл нас по светлому пути, и всё же многие люди ищут свет на сто-роне, не подозревая о том, что он есть внутри них.

; ; ;

Когда ты отказываешься от своего имущества, твоя жертва мала. Настоящий дар — отказаться от самого себя.

; ; ;

Вам говорили также, что жизнь есть тьма, и в своей слабости вы повторяете то, что было сказано слабыми людьми. Я же утверждаю: да, жизнь — на самом деле тьма, если она лишена стремлений, а все стремления слепы, если лишены знаний. А все знания тщетны, если нет труда, а любой труд останется пустым, если нет любви; и лишь когда вы трудитесь с любо-вью, вы создаёте связи между собой, вы привязываетесь друг к другу и к самому Богу.

Джибран Халил

;

Мир бренный создал чародей,
Всё сказки в нём и вымысел пустой.
Не обольщайся призраком добра,
Но против зла неколебимо стой.

; ; ;

Ты змеелов, а мир подобен змею, —
Погибнешь от укуса, змеелов.

; ; ;

Мир благоденствует, а ты
Обязан прозябать.
Пусть мир к тебе несправедлив,
Сам справедливым будь.

Рудаки


;

Величие политических деятелей мерят не по их звонким ло-зунгам и торжественным декларациям, а по результатам их действий. Одни государственные деятели завоёвывают бес-смертие своими благотворными делами во имя человека и че-ловечности, другие утверждают своё бессмертие в истории злодеяниями, но только в том случае, если эти злодеяния уни-кальны.

Абдурахман Авторханов


;

Всевышний излишне откармливает человека к его погибели

Чеченская мудрость

;

Лучшая похвала — та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.
Абу-ль-Фарадж

;

Старик в доме — сторож, изобилие, сокровище. Дом без старика — башня без фундамента.
Чеченская мудрость

;

От силы — правдивость наша.
От слабости — лживость наша.
Фирдоуси

;

Не будь как барабан, работающий только тогда, когда тебя бьют.

Чеченская поговорка

;

Из предельного рождаясь,
Входим в вечность бытия.
И начала нет у жизни,
И конца не видно ей.

; ; ;

Старайся этот мир покинуть так,
Чтоб без долгов расстаться с пережитым.
Из мира, не закончив дел, уйти —
Не то же-ль, что из бани — недомытым?

; ; ;

Ты видишь: время старит всё,
Что нам казалось новым.
Но время также молодит
Деяния былые.
Навои

;

То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, — приобретай сегодня.

Абу-ль-Фарадж


;

А то, что без труда добыли,
Мы и теряем без труда.

; ; ;

Ты от бездельника не жди услуг:
Ему с тобой возиться недосуг.
Зато тебе всегда поможет друг,
Что трудится, непокладая рук.

; ; ;

Но если прошлое нам возвратят,
Не станет счастием былое счастье.

Мирза Шафи

;

Жизни смысл — един от века,
Форм её вовек не счесть.
Изменяет облик пена,
Неизменна глубина.

; ; ;

Кто, Джами, над бренностью вознёсся
И в пути утратил "мы" и "я",
Может быть по внешности началом,
А по сути может быть концом.
Джами

;

Ангелы — это силы, скрытые в способностях и органах чело-века.

Аль-Араби


;

Жизнь подобна лестнице. Человек живёт до тех пор, пока продолжает карабкаться вверх.

; ; ;

Все мы созданы по образу Бога. Все религии едины в том, что касается вопроса о творении. Бог — это великий создатель, и все религии учат нас тому, что мы были созданы по образу Бога. Поэтому основное предназначение рода человеческого — быть творцами. Мы обязаны быть творцами, чтобы завершить своё подобие Творцу.

; ; ;

Уже доказано, что люди, обуреваемые гневом и раздражени-ем, не могут творить. Чем твёрже мы нацелены на созидание, тем больше в нас творческих сил, и тем больше добра мы мо-жем совершить.

; ; ;

Ты должен трудиться не только для того, чтобы помочь лю-дям, окружающим тебя в настоящем, но и для того, чтобы за-платить долги тем, кто помог тебе идти по дороге жизни.

Махмуд Халил


;

Самое тяжкое оскорбление — это то, что исходит от челове-ка, которому ты не сделал ничего плохого.

Абу-ль-Фарадж
;

По странности психологии человека имена сеятелей добра постепенно исчезают из его памяти, но имена великих злодеев остаются навсегда.
Абдурахман Авторханов

;

Спешил я приукрасить, другим под стать, себя,
Не ближних за терпенье — хвалил опять себя.
Когда ж узнал в разлуке, где спешка, где терпенье, —
Тогда, хвала Аллаху, я смог познать себя.

; ; ;

Чтобы этот бренный мир земной
Не омрачала мгла,
Будь путеводной всем звездой,
Сожги себя дотла.
Джами

;

Человек создан ненасытным. Единственное, чем он насы-тится — это земля, которая одолеет его в могиле.

Чеченская мудрость

;

За темнотой — предел сиянья света,
Ты в это верь и будь неколебим.
Всё в мире так: есть пламень и горенье,
Над пламенем всегда завесой — дым.

Навои

;

Воспринимай трудности и страдания как дар Всевышнего, присылаемые для того, чтобы пробудить в нас упорство, силу; утончить наш ум и просветлить разум.

Чеченская мудрость

;

Нет такой величины, которая после деления стала бы чем-то уже не имеющим частей; тела не состоят из таких частей, у ко-торых не было бы своих частей.
А. Фараби
;

Если хочешь без труда стать богатым, будь нетребователен.

Унсуралмаали

;

От сотворенья так уж повелось:
В стихах и жизни — все дороги врозь.
Кто в вышину, кто в глубину стремится,
Но большинство идёт куда-то вкось.

; ; ;

Речь громкая порой ничем не блещет,
Речь тихая бывает речью вещей.
Вращается неслышно круг судьбы,
А колесо арбы гремит, скрежещет.
Мирза Шафи

;

В этой жизни неприметны души, полные любви,
И напрасно сокрушаться, вкруг себя глядеть с тоской.

; ; ;

Свалившимся с неба добром не дорожа,
Наследник праздно жил, лишь тратил не тужа.
Не так ли ни за что душа досталась нам?
Как тратится легко, что  ты не нажил сам!
Руми

;

Живущий духом — доблестью сияет.
Живущий телом — доблесть убивает.
Саади

;

Временная неудача лучше временной удачи.

; ; ;

Члены человеческого тела — это орудие в руках Бога, при помощи которого он карает человека.

Абу-ль-Фарадж

;

Да, я считаю, что пора людей переродить.
Мир надо заново создать, — иначе это ад.
Хафиз

;

Мне говорят: "Молчишь — не знаешь, значит, горя".
Нет, горя я хлебнул, да мочи нет кричать.

; ; ;

Я не виню тебя. Так исстари идёт:
О тех, кто заточён, не думает свободный.

; ; ;

Страдания поймёт лишь тот, кто сам страдал,
Податливей в огне становится металл.
О, пасынки судьбы, сражённые печалью,
Придите, вас пойму, я горе испытал.

; ; ;

Ни с кем не дружит рок. Ты року подневолен.
Он даже не вздохнёт, терзает — и доволен.
А если и вздохнёт, так только для того,
Чтоб погасить свечу у тех, кто обездолен.

Баба Тахир

;

Чужой ум можно узнать в какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы узнать чужой характер.

Персидская мудрость

;

Не пренебрегай маленькими людьми: они могут помочь тебе возвыситься.

; ; ;

Чтобы обрести покой в обоих мирах, соблюдай два правила: с друзьями будь великодушным, с врагами — сдержанным.

Хафиз


;

В бою же... себя не жалей, ибо, пока не сделаешь своё тело пищей для собак, не сможешь приравнять своё имя к имени львов.

Унсуралмаали

;

Учёные  на земле — это то же, что звёзды на небе. Ум и зна-ние — это жизнь сердца и светоч глаз: кто даёт жизнь уму и знанию, тот не умирает.
Арабская мудрость

;

Высшее счастье — всю летнюю ночь пасти луну и звёзды вместе с возлюбленной.
Неизвестный автор
;

Подобно кожаным ножнам для человека тело:
Душа в них — меч, и лишь душа в бою решает дело.
Джами

;

Возьмите  терновник  и поливайте  его целый год розовою водою — он всё-таки не даст вам ничего кроме терний; но возьмите финиковое дерево и оставьте его без воды в самой сухой почве — и оно всё-таки будет приносить вам в изобилии самые вкусные плоды.
Так и хороший человек в самых тяжёлых условиях будет ис-точать мудрость, доброту и терпение.
Кликуши, мутящие народ будут прокляты Аллахом. Взы-вающие к терпению и благоразумию — одарены вечным раем.

Арабская мудрость

;

Жизнь — трудная наука. Человек живёт, пока он обучается жизни. Перестав учиться, он перестаёт жить и превращается в камень на дороге, мешая жить другим.
Чеченская мудрость

;

Умный человек в поисках средств к жизни готов отправить-ся в дальние края, на все четыре стороны; глупый же ищет себе пропитание только в том месте, где отец его родил.

Абу-ль-Фарадж

;

То,  что пройдёт — сновидения  спящего,  а то, что остаётся ему — мечты.

; ; ;

Счастье, которое ты ищешь, подобно тени, что идёт вместе с тобою, ты не поймаешь её, гонясь за нею, а побежишь от неё — она гонится за тобою.
Арабская мудрость

;

Человек не может быть наделённым с самого начала, от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирождённым ткачом или писцом.
Фараби

;

Скорее всего совершенство существует преимущественно во многих индивидах, вместе взятых. Для отдельного же индиви-да без помощи других, видимо, невозможно обрести и какую-нибудь одну из этих добродетелей. Для приобретения своей добродетели человек нуждается в других людях.

; ; ;

...То, что полезно по своей природе и сущности, нельзя от-вергать из-за какого-то зла, наличиствующего в нём побочно.
Ибн-Рушд

;

Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.
Абу-ль-Фарадж
;

У каждого из нас своя земная,
Пусть маленькая радость, пусть большая.
И даже тот, кто знает: счастья нет,
Находит счастье, это утверждая.

; ; ;

Счастливец тот из нас, прошедший испытанья,
Кто может в смертный час промолвить
на прощанье,
Что тяжелей вины понёс он наказанье
И больше сам страдал, чем причинял страданье.

; ; ;

Что ни пошлёт беда, что ни пошлёт удача,
Приемли в жизни всё, то радуясь, то плача.
И если счастье сам ты взять себе не мог,
Его не смогут дать ни царь земной ни Бог.

; ; ;

Не всем дана способность постиженья.
Кто изреченья мудрости прочёл,
Не всяк постигнул мудрость изреченья.

; ; ;

Считает лишь дурак или злодей,
Что горе совершенствует людей.
Мирза Шафи


;

...Необходимо, чтобы существовала группа людей, совершенных в нескольких видах человеческого совершенства и помогающих друг другу в достижении полного совершенства; менее совершенный следует за всесторонне совершенным как средство для подготовки к его полному совершенству, а все-сторонне совершенный приносит пользу менее совершенному, давая ему начала своего совершенства. Дело обстоит так же, как с искусством верховой езды и ремеслом уздечных дел мастера. Ибо ремесло того, кто делает узду, служит искусству верховой езды в качестве подготовки к нему, а искусство верховой езды показывает, каким образом можно улучшить узду и как оба могут объединиться для достижения общей цели.

; ; ;

...Всякий раз, когда мы обнаруживаем у живущих до нас на-родов какие-либо взгляды и суждения относительно сущего... нам следует изучать то, что они говорили по этому поводу и излагали в своих книгах. Если что-то в этих книгах соответст-вует истине — переймём это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это; если же что-то окажется несоответствующим истине — укажем на это, предостережём от этого и простим их.

Ибн-Рушд

;

"Чем лучше ты других? Смугла, черна...
Таких, как ты, страна у нас полна",
Лейли в ответ: "Ты не Меджнун! Молчи!"
Познанья свет не всем блеснёт в ночи...
Спит мёртвым сном пленённый суетой
И видимостью ложной и пустой.

; ; ;

Всегда в долине злачной бытия
К тебе вернётся эхом речь твоя.
Руми

;

Ошибки мудрых приносят добро.
Убеждения глупых приносят насчастья.

Чеченская мудрость

;

Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.
Абу-ль-Фарадж

;

Сегодня я тебе не скажу, как буду действовать, а завтра уз-наешь, когда я тебе скажу, как я сделал.
Унсуралмаали

;

Смотрите на свои собственные недостатки, и у вас не хватит времени искать недостатки у других.
Чеченская мудрость

;

Когда корысть звучит в словах, не верь
Ни лести женщины, ни проискам мужчины.
И в собеседнике цени не сан, а речь:
Неважно, кто сказал, важны причины.
Навои

;

Огнедышащего змея не страшись, а страшись сплетника, ибо то, что он в час разорвёт, и в год не зашьёшь.
Унсуралмаали

;

Если ты доволен своим лицом как собеседником, то ты единственный в своём роде по глупости.
Абу-ль-Фарадж

;

Бежал я, видя — сгинула надежда,
С судьбой сражаться выйдет лишь невежда.
Ведь не помогут щит и шлем, когда
Погаснет счастья светлая звезда.
Когда ты ключ победы потеряешь,
Руками дверь победы не взломаешь.
Саади

;

Умный человек утешает себя тем, что сознаёт неизбежность случившегося. Дурак утешается тем, что и с другими произош-ло то же, что с ним.

; ; ;

Умный человек всегда соглашается с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глу-пым. По аналогии можно сказать, что все прямые линии при наложении всегда совпадают между собой, кривые же обрезки никогда не совпадают ни друг с другом, ни с прямыми линия-ми...

; ; ;

То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет га-рантии, что дружба будет длиться вечно.

; ; ;

Истинно мягкими могут быть только люди с твёрдым характером. Большой порок юности — упрямство приводит иногда в зрелые годы к большому достоинству — стойкости.

; ; ;

Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в своё дело.
Умный человек всегда узнает глупого, так как сам был в его шкуре, прежде чем набрался ума-разума.

; ; ;

Глупец не испытывает огорчений от скудности своего ума.

Абу-ль-Фарадж

;

Сквозь оболочку мира глаз твой не видит жизни сокровен-ной,
Так научись глазами сердца глядеть на таинства вселенной.
На всё, что зримо и телесно, гляди открытыми глазами,
Но сердце научи увидеть изнанку видимости бренной.

Рудаки

;

Иглою любви прокололи артерию духа,
И капля упала, и сердцем её нарекли.
Руми
;

Дайте человеку рыбу, и он будет есть её целый день. Научите его ловить рыбу, и он будет есть рыбу до конца своих дней.

Восточная мудрость


;

Как бы человек ни был учён, но если наградой за это ему не будет разум, знания его — беда для него... Берегись невежды, который считает себя учёным... Если ты не хочешь, чтобы тебя считали безумцем, не ищи того, что нельзя найти.
Унсуралмаали


;

...Человек, воспрещающий изучать философские книги тем, кто достоин их, ввиду того, что о каких-то негодниках могут подумать, будто они сбились с пути из-за чтения этих книг, — такой человек уподобляется тому, кто не давал жаждущему пить пресную холодную воду, пока тот не умер, потому что кто-то погиб, захлебнувшись водой.

Ибн-Рушд


;

Дети Адама — все члены одного тела. Когда страдают одни члены, все другие страдают. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.

; ; ;

Скорпион жалит не от злости: такова его натура.

; ; ;

Надевать своё старое рубище лучше, чем просить новое пла-тье.

Саади

;

Чтоб до колодца истины дойти
Не о наградах думай на пути.

Руми

;

Кого можно считать умным? — Того, кто стремиться лишь к достижимой цели.

; ; ;

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Абу-ль-Фарадж

;

А если сам себя познать захочешь,
Смотри — собой себя не заслони.

; ; ;

Для песни — рифмы сладкое звучанье,
Как для кокетки складки одеянья.
Ни рифмой, ни одеждой не прикрыть
Уродство или скудость содержанья.

; ; ;

Вот голова твоя, мой друг,
А вот твоя рука.
Но как от головы до рук
Дорога далека.
Мирза Шафи


;

Часто доброе забудешь,
Помня только злой поступок.
Нужно ль думать о колючках,
Плод вкушая с наслажденьем?


; ; ;

О, легкомысленный юнец, тебе не следует судить
О том, что знают мудрецы, а ты не ведал и не знал.

Рудаки

;

Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут "довольно". Человеку, в отличии от животного, дан язык. Но он хуже животного, если использует язык во вред.

; ; ;

Различие между царским достоинством и званием раба исчезнет, когда наступит неизбежное определение рока. Если кто расколет землю, покрывающую мёртвых, то не различит богатого от бедного.

; ; ;

Мир, в котором мы существуем, похож на волшебный фо-нарь. Фонарь — это солнце, в лучах которого мы мельтешим причудливым образом.

; ; ;

Простирать милосердие на злых — не справедливо, но угод-но Всевышнему. Прощать притеснителей и стремящихся воз-выситься деньгами и властью — притеснять угнетаемых.

; ; ;

Внимай речам учёного человека с величайшим вниманием, хотя бы дела его не соответствовали его учению. Человек дол-жен поучаться, хотя бы поучение было написано на стене.

; ; ;

Приятные манеры составляют добродетели придворных и почти пороки мудреца.

; ; ;

Локон красавицы — цепь для умного человека и сеть для легкомысленного.

; ; ;

Что делается наскоро, живёт недолго.


; ; ;

Знайте, что у безрассудного найдётся в сто раз больше от-вращения к умному, чем умный чувствует нерасположения к безрассудному.
Саади

;

Если хочешь, чтобы люди о тебе хорошо говорили, говори сам хорошо о людях.
Если не хочешь, чтобы у тебя за спиной смеялись, будь ми-лостив к подчинённым.
Если хочешь быть проницательным, разгляди своё лицо в зеркале чужих.

; ; ;

Всякий, кто упорствует в своём мнении, всегда пожалеет об этом.


; ; ;

Разве ты не видишь, что врач, когда заболеет, и болезнь его станет сильной и трудной, не прибегает к собственному лече-нию. Он приводит другого врача и, расспросив его, лечит се-бя...

; ; ;

Если сможешь раздобыть себе хлеб неразумием и бесталанностью, будь неразумным и бесталанным. Если же нет — нау-чись чему-нибудь.

; ; ;

Ремесло — величайшее искусство, и пусть сыновья знатных людей знают сотни ремёсел, если они только ими не зарабатывают, то это не укор, а достоинство. Когда-нибудь всё приго-дится.

Унсуралмаали

;

Судьба несправедлива к мудрецам.
Будь посему в труде неутомим.
Бери, но без раздумья отдавай,
Копи, но щедро поделись с другим.
Рудаки

;

Учёный знает, что такое невежда, потому что он сам был им когда-то, но невежда не понимает состояния учёного, потому что никогда им не был.

Восточная мудрость

;

Что касается противопоставления одних сомнительных по-ложений другим, то оно не приводит к опровержению, а вызы-вает лишь недоумение...
Ибн-Рушд

;

Тот, кто учён, но не прилагает к делу своей учёности, подо-бен человеку, который пахал бы, но не сеял.

Арабская мудрость

;

Человек стал человеком благодаря разуму.
Фараби

;

Дом без тепла — разрушенный могильник.
А без тепла не нужен мне светильник.

; ; ;

Поэт без любви — как бескрылая птица,
Как плоть без души и без блеска зарница.

; ; ;

Дыхание правды всегда до народа дойдёт,
Высокие горы для правды не станут преградой.

М. Турсун-заде

;

Где воля напрягается, как тетива,
Там муравей одолевает льва.
Бедиль

;

Доблесть — достояние стремящихся к высокой цели.

Фирдоуси

;

Чем больше у него в земле корней,
Тем человек красивей и сильней.
Когда с бедой ты хочешь бой вести, —
Ты корни в почву родины пусти.

Б. Худойдод-заде

;

Ничтожен стал я в бытии застойном, —
Всегда застой вредит мужам достойным.
Как хороша проточная вода!
Как портится она в пруду спокойном!

; ; ;

О, Бог, ты мудреца нагим и нищим создал,
А золотом одел ты глупость и разврат!

; ; ;

Как ты изменчив, мир, ты суетой зачат.
Всегда и соблазнить, и обмануть ты рад.

Дакики

;

Пусть вовек надо мной не померкнет сиянье
Беднякам недоступного прежде познанья.
Неучёный я шёл, спотыкаясь во мраке.
Чтоб развеялся мрак, приложу я старанья.

Ю. Вафо

;

Умные  люди  учатся для того, чтобы знать; ничтожные —  для того, чтобы их знали.
Восточная мудрость

;

Взглядом трезвым и разумным
Посмотри на этот мир,
Всё увидишь по-другому,
Жизнь по-новому поймёшь.
Мир подобен океану,
Строй из добрых дел ладью.
И тогда его спокойно
И легко переплывёшь.
Рудаки

;

Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникли у тебя самого, — про-центами на него.

; ; ;

Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытаю-щийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока.

Абу-ль-Фарадж

;

Моя религия — это любовь ко всему живому.

Арабская мудрость

;

Когда бы дым валил от горя,
Как от костра лесного,
Лишился б мир, закрытый дымом,
Сияния дневного.
Шахид Балхи


;

Пользуйся благами мира, когда он благоприятствует, ибо ты в руках случайностей преходящих. Не откладывай никогда удовольствия на завтра, ибо кто тебе за них завтра — порукой.

Арабская мудрость

;

Верь тому, кто видел.
Не верь тому, кто слышал.
Чеченская мудрость

;

Один добрый опыт важнее семи правил мудрости.

Арабская мудрость

;

Кто богатствами владеет — у того на грош познаний.
Кто познаньями владеет — у того богатства мало.

Абдушукур Балхи

;

На солончаке преступления не расцветут тюльпаны талантов.

; ; ;

Слова — это плоть содержания.

; ; ;

Когда красив язык, проявляется и высокий смысл.

; ; ;

Богатство, собранное путём притеснений, насилий над народом, путём обмана, — приведёт к гибели.

; ; ;

То, что совершает мудрец, совершает и глупец. Но он совершает это, опозорившись.

; ; ;

Ты посади побег, который вечно приносил бы плоды счастья.

Ахмад Дониш

;

На бедняков, объятых страстью,
Не смей с презрением глядеть:
Хоть без венца они — но шахи,
Хоть без корон — но короли.

; ; ;

Лишь то для сердца отрадно, что мукам на смену дано.

; ; ;

Ломай колесо судьбы, если оно начнёт вращаться вопреки твоему желанию.
Хафиз

;

Молчать с невеждами — мудрей, чем в лицемера обратиться.


; ; ;

Всякая любовь есть благодать.

Сайидо Насафи

;

Сколько бы ты ни приобрёл знаний, — если ты не применяешь их в жизни — ты невежда.

Абуали Сино

;

Чтобы скромность по заслугам оценить,
Перед нею нужно голову склонить.

; ; ;

Кто твёрдо цель свою решил найти, —
С отчаяньем не встретится в пути.

Бедиль


;

Ссору начинает подлый.
Первым бьёт трус.
Чеченская мудрость

;

Друг науки жив вечно после смерти своей, хотя кости его под землёй сгнили. А невежда мёртв, хотя ходит по земле и считается в живых, — так он ничтожен.

Арабская мудрость

;

Не лишай бедного надежды его: она ведь насущный его хлеб.

Персидская мудрость


;

Человека, который ищет мудрости, можно назвать умным. Но если он думает, что нашёл её, — он безумец.

Персидская мудрость


;

Давайте любить, и любить больше; любить такой любовью, которая способна растопить лёд любой ненависти, которая побеждает любого врага; любовью, которая сметает все преграды; любовью, которая исполнена милосердия, великодушия, терпимости, прощения и благородных устремлений; любовью, которая торжествует над всеми препятствиями.

Абдул Баха



;

Служение другим — это плата, которую мы вносим за то, что занимаем место на Земле.

; ; ;

Человек без воображения — это человек без крыльев.

Али Мухаммед

;

Ум - красота человека, сдержанность — спутник ума.
Абай

;

Милее книги в мире друга нет.

; ; ;

Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это — собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча.

Алишер Навои

;

Труд — отрада, лень — жестокий бич.

; ; ;

Там, где великое насилие, там и великая ненависть.

Абай

;

Высоким званьем "человек" достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не оставлял забот.

Алишер Навои

;

Не по мычанью узнают силу быка, а по работе.

; ; ;

Кувшину, брат, не подражай в одном:
Не наполняйся до краёв вином!

; ; ;

У пишущего человека мысли спорят между собой на каждой странице, в каждой строке, за каждое слово.

; ; ;

Мы все умрём, людей бессмертных нет,
И это всё известно и не ново.
Но мы живём, чтобы оставить след:
Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Расул Гамзатов

;

Цель жизни заключается в том, чтобы жить так, чтобы и по-сле смерти не умереть.

Муса Джалиль

;

Книга проникает за двери, отважно снимает покровы, даёт понимание , не понимая; это оратор, который не говорит; к ней устремляется  взор тоскующего,  если сидит рядом  с ним  раз-лука. А перо — это творец полчищ слов; оно служит желанию и не томится скукой от излишества; оно молчит, стоя, и гово-рит, двигаясь по земле, белизна которой затемняет, а чернота — освещает; оно как бы целует ковёр у ног владыки или при-открывает ворота плодового сада.

Ибн аль-Му;тазз

;

Конах (мужчина) не остаётся без врагов и клеветы, ибо только в бесплодное дерево никто не швыряет камней.

Чеченская мудрость

;

Невежество осрамляет всегда,
Невежество — вечный источник стыда.

; ; ;

Хорошенько запомни, откуда берётся вражда:
От праздной неумной насмешки,
которая братству чужда.

; ; ;

Человек велик бывает лишь умом и знанием.
А без них неразличимы, неприметны станем мы.

; ; ;

Кто дружбе изменил хотя бы только раз,
Тому уж веры нет, — хоть пой он, как сааз.

; ; ;

Глупостью на глупость не отвечай,
Верность от предательства отличай.

; ; ;

Познавший истину не станет незнающего упрекать.

; ; ;

Прекрасен рот, но в логовище рта
Беда для человека заперта.

; ; ;

Если разуму и слову впрямь я господин, —
Так зачем же мне страшиться самого себя?

; ; ;

Лжедрузья не затем суетятся,
Что им твоя доля близка:
Своей они требуют доли
И сладкого ищут куска.

; ; ;

Во вселенной нет и не было от века
Святее трудового человека.

; ; ;

Крестьянин, что ни год, то открывает клад:
Здесь — пашня у него, а там — цветущий сад.


; ; ;

Да будет жизнь твоя для всех других отрадой.
Дари себя другим, как гроздья винограда.

; ; ;

Молчанье — вот сокровище для всех.
Язык таит и зло, и грех.

; ; ;

Язык придержи, пребывая порой в нетерпении злом.
Не скалься, остроты пустые не делай своим ремеслом.

; ; ;

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом не сможешь зна-ния добыть.

; ; ;

Коль сам себе не хочешь накликать горя злого —
Ты прикуси язык свой, сдержись от злого слова.

; ; ;

Не огорчай людей ни делом ты, ни словом.
К любой людской тоске прислушиваться надо.

; ; ;

Не суди, о чём не знаешь, упоён тщетою.
Промолчать гораздо лучше, чем сказать пустое.

; ; ;

Ни трепета любви, ни скорби, ни веселья, —
Не сыщешь ничего в ослином ожерелье.

; ; ;

Мудрый, зная много, богачом слывёт.
Но богач не может мудрецом прослыть.

; ; ;

Ты взвешивай слово на точных весах:
Бездушное слово — лишь ветер и прах.

; ; ;

Человек хорош, коль светел изнутри.
На блистательную внешность не смотри.

; ; ;

Ты другом дорожи, коль это вправду друг,
Его полы на миг не выпускай из рук.

Носир Хисрав





С.Махкеты
Чеченская республика


Рецензии