433-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк

433-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк.

(краткая историческая справка)

433-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк начал формироваться на аэродроме Казань на основании Приказа НКО №0052 от 15 июля 1941 года по штату 015/141.

Нахождение в строю:

С июля 1941 года по 3 декабря 1941 года.

В составе действующей армии:

Не находился

В составе объединений:

С июля 1941 года по 3 декабря 1941 года – в составе Дальней Бомбардировочной Авиации.

В составе дивизии:

С июля 1941 года по 3 декабря 1941 года – в составе 81-й авиационной дивизии Дальнего Действия.

Командир полка:

Подполковник Картаков Василий Андреевич – с июля 1941 года по 3 декабря 1941 года. Назначен на должность командира 433-го разведывательного авиационного полка.

Участие в операциях и битвах:

Формирование – с июля 1941 года по 3 декабря 1941 года. Формирование не завершено.

Потери:

22 ноября 1941 года. Чаловский Анатолий Александрович. Сержант. Техник по кислородному оборудованию 433-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Казань.
22 ноября 1941 года. Ярлыченко Фёдор Петрович. Сержант. Радиотехник 433-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Казань.
25 ноября 1941 года. Дегтярёв Николай Николаевич. Лейтенант. Командир звена 433-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Собинка Ивановской области.
25 ноября 1941 года. Соколов Николай Фёдорович. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 433-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Собинка Ивановской области.

Вооружение:

Пе-8(ТБ-7) – с 1941 года по 3 декабря 1941 года.

Дислокация:

Собинка
Казань – с ? по 3 декабря 1941 года.

На основании Приказа НКО №00115 от 3 декабря 1941 года на аэродроме Казань 433-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк преобразован в 433-й разведывательный авиационный полк.

Дополнительная информация.

Герои Советского Союза проходившие службу в полку.

Ушаков Сергей Фёдорович – с 1941 года по 3 декабря 1941 года.

Личный состав полка.

Балясников Алексей Константинович
Дегтярёв Николай Николаевич
Картаков Василий Андреевич
Мальков Василий Сергеевич
Модестов Николай Иванович
Новиков Александр Георгиевич
Осипчук Борис Петрович
Сливенко Дмитрий Гордеевич
Соколов Николай Фёдорович
Сумцов Леонид Васильевич
Ушаков Сергей Фёдорович
Чаловский Анатолий Александрович
Ярлыченко Фёдор Петрович

Версия от 2 апреля 2022 года.

Картаков Василий Андреевич

Василий Андреевич Картаков (27 декабря 1910, ж.д. ст. Филоново, Область Войска Донского, Российская империя — 7 ноября 1971, Москва, СССР) — советский военачальник, генерал-лейтенант авиации (18.02.1958). Родился на станции Филоново, ныне в черте города Новоаннинский, Волгоградская область, Российская Федерация. Русский. До службы в армии Картаков работал отвальщиком на комбинате «Союзхлеб», с февраля 1929 года — помощником киномеханика в Центре потребобществ на станции Волконская Юго-Восточной железной дороги. 8 июля 1929 года поступил в Объединённую военную школу летчиков и авиатехников в городе Вольск. После прохождения теоретического курса в июне 1930 года переведен в город Оренбург в 3-ю военную школу летчиков и летнабов им. К. Е. Ворошилова для обучения практическим полетам. По окончании последней в декабре 1931 года оставлен в ней инструктором-летчиком 2-й отдельной эскадрильи. В феврале 1934 года переведен командиром звена в 20-ю авиаэскадрилью ВВС УВО в город Конотоп. С февраля 1935 года командовал отдельным авиазвеном в 24-й стрелковой Самаро-Ульяновской Железной дивизии в город Винница. В июне 1936 года старший лейтенант Картаков назначен в 54-ю скоростную бомбардировочную авиабригаду ВВС КВО в городе Белая Церковь, где проходил службу командиром звена и отряда, врид командира эскадрильи. В июне 1938 года назначен командиром 48-го скоростного бомбардировочного авиаполка в город Умань. С февраля 1939 года командовал 33-м скоростным бомбардировочным авиаполком в городе Белая Церковь. С июля 1939 года по ноябрь 1940 года находился в правительственной командировке в Китае, где был награждён китайским орденом «Облаков и Знамени». Член ВКП(б) с 1939 года. После возвращения в СССР назначен заместителем командира 52-й дальнебомбардировочной авиадивизии. С началом войны уже на третий день майор Картаков вступил в командование 98-м дальнебомбардировочным авиаполком этой же дивизии. До 18 августа полк вел боевую работу по танковым и механизированным частям, аэродромам противника в полосе Западного фронта. Под Могилёвом его самолёт был атакован и поврежден истребителями противника, однако он сумел посадить поврежденную машину без шасси, сохранив её и экипаж. После небольшого ремонта сам перегнал самолёт на свой аэродром. Во второй половине августа 1941 года назначен командиром 433-го дальнебомбардировочного авиаполка 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии. С середины сентября 1941 года после 3-х недельной подготовки летного состава к боевым действиям части дивизии приступили к боевым вылетам по глубоким тылам противника. Бомбежка глубоких немецких тылов, таких, как Берлин, Кёнигсберг, Данциг, Плоешти. В октябре 1941 года полки дивизии нанаосят удары по скоплениям войск, переправам и мостам, железнодорожным узлам в Подмосковье, под Рославлем, в районе Новгород-Северского, по наземным войскам в районах Юхнова, Дракина, Чипилева, Заказного, Мосальска, железнодорожным узлам Смоленска и Рославля, переправам на реке Изверя, по аэродромам противника в районах Смоленска, Бобруйска, Могилева, железнодорожному и автомобильному мостам через Волгу у Калинина. В конце октября дивизия уничтожала вражеские войска в районах Орла и Гжатска, Калуги и Можайска. Ночью 29 октября полки дивизии бомбили Берлин, войска и технику противника в районах Орла, Калуги, Волоколамска и Гжатска, 30 октября бомбила войска и технику противника в районах Орла и Калуги, аэродром в Орле, а 31 октября дивизия уничтожала войска и технику противника в районе Можайска и Малоярославца. В ноябре дивизия продолжала бомбардировки войск и техники противника на дорогах Лотошино — Воробьево, Фроловск, Раменье, Ярополец, а ночью бомбила военно-промышленные объекты в Риге и Данциге, Кенигсберге, Витебске, Ржеве. В марте 1942 года принял командование 27-й запасной авиабригадой ДД. В апреле 1943 года назначен заместителем командира 62-й авиадивизии ДД, которая с мая вошла в состав 6-го бомбардировочного авиакорпуса ДД. В ходе Донбасской наступательной операции с 22 по 26 августа 1943 года лично руководил боевой работой дивизии на аэродроме ночного подскока. С 21 сентября 1943 года полковник, а с 19 августа 1944 года генерал-майор авиации Картаков командует 1-й авиационной дивизией дальнего действия. Её части принимали участие в Ленинградско-Новгородской наступательной операции, в освобождении Прибалтики и Польши, поддерживая войска 1-го и 2-го Прибалтийских, 1-, 2- и 3-го Белорусских фронтов. Дивизия участвовала в бомбардировках таких важнейших политических, экономических и стратегических объектов в глубоком тылу противника, как Хельсинки, Турку, Таллин, Нарва, Инстербург, Мемель, Рига, Тильзит, Кенигсберг, Либава, Виндава, Гдыня, Данциг. Кроме того, её части выполняли специальные задания в интересах НКВД СССР. В декабре 1944 года, в связи с переходом АДД в подчинение ВВС Красной армии, она была преобразована в 1-ю бомбардировочную авиационную Сталинградскую Краснознаменную дивизию ВВС Красной армии. На заключительном этапе войны её части успешно действовали в Восточно-Померанской, Кёнигсбергской и Берлинской наступательных операциях. Лично Картаков за период с июня 1941 года по май 1945 года совершил 60 боевых (дневных и ночных) вылетов. После войны в той же должности. С июня 1946 года командовал 12-й транспортной авиационной Мгинской Краснознаменной дивизией Воздушно-десантных войск. С декабря 1950 года по сентябрь 1952 года находился на учёбе в Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова, по окончании которой назначен командиром 84-го бомбардировочного авиакорпуса ДА. С августа 1953 года был заместителем командира, а с мая 1955 года, вновь командиром 84-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиакорпуса ДА. С июля 1957 года командовал 5-й воздушной армией дальней авиации. В августе 1961 года генерал-лейтенант авиации Картаков назначается командующим ВВС и членом Военного совета Уральского военного округа. С апреля 1968 года занимал должность начальника поисково-спасательной службы Управления ВВС ВС СССР. 18 января 1971 года генерал-лейтенант авиации Картаков уволен в отставку. Награды: орден Ленина (05.11.1954); три ордена Красного Знамени (в т.ч.: 18.08.1942, 20.06.1949); орден Суворова II степени (29.05.1945); орден Александра Невского (30.03.1944); два ордена Красной Звезды (в т.ч.:03.11.1944); медали в том числе: «Партизану Отечественной войны»; «За оборону Ленинграда» (16.06.1944); «За оборону Москвы»; «За оборону Кавказа» (09.01.1945); «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (20.10.1945); «За взятие Кёнигсберга»; «За взятие Берлина»; «Ветеран Вооружённых Сил СССР». Других государств: Орден Облаков и Знамени (Китай -1940)

Осипчук Борис Петрович.

Летчик-испытатель, подполковник. Родился 16 апреля 1908 года в городе Елизаветград (ныне – Кировоград), Украина. С 1920 воспитывался в детдоме. В 1926 окончил рабфак, в 1931 – Московский авиационный институт. Работал в НИИ ГВФ: инженером-конструктором (1931-1932), начальником бригады по испытаниям (1932-1936), начальником отдела (1936-1937). В 1933 одновременно с работой окончил Батайскую летную школу ГВФ. В феврале-сентябре 1937 – инженер-летчик НИИ ГВФ. В 1939-1941 – пилот-инструктор Московского и Новосибирского летных центров ГВФ. В армии с 1941. Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1941 – марте 1942 – командир корабля 433-го авиационного полка (АДД); в марте 1942 – мае 1945 – командир 102-го (32-го гвардейского) авиационного полка (АДД). С 1946 – в запасе. С июля 1946 – на летно-испытательной работе в ЛИИ. Провел ряд испытательных работ на Ли-2 и Ту-2 по тематике института. Погиб 17 мая 1947 года при выполнении испытательного полета на В-25. Б.П. Осипчук жил в Москве. Награжден орденами Красного Знамени; Александра Невского; Отечественной войны 1-й степени; Красной Звезды; медалями.

Ушаков Сергей Фёдорович

Родился 11 июня 1908 года в посёлке Красномайский Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье рабочего. Окончил десять классов средней школы. Работал на заводе «Красный Май».
В РККА с 1930 года, в следующем году вступил в ВКП(б). В 1935 году окончил Воронежскую школу лётчиков, в 1941 году — Полтавские курсы усовершенствования штурманов ВВС.
Участвовал в Советско-финской войне. Продемонстрировал в боях с финнами блестящие качества умелого штурмана. Совершил 14 эффективных боевых вылетов, за что досрочно получил звание капитана.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Водил эскадрилью четырёхмоторных бомбардировщиков в глубокий тыл врага на поражение военных объектов Данцига, Кёнигсберга), Тильзита, Бухареста, Варшавы и советских городов, занятых врагом. Его знали в полку как высококвалифицированного штурмана, в совершенстве овладевшего всеми способами самолётовождения, отличного бомбардира.
Подполковник Ушаков прокладывал путь к цели в самых сложных условиях. Однажды он вылетел на бомбометание железнодорожного узла Льгов. Сплошная облачность закрыла землю. Лётчик Михаил Васильевич Родных (впоследствии Герой Советского Союза) нервничал. Льгов был под ними. Первый и второй заходы не дали результата. Ушаков успокаивающе сказал: «Ничего, найдем! Будем снижаться ещё». Бомбардировщик сделал 10 заходов. Ни облачность, ни заградительный огонь не помешали экипажу обнаружить узел и поразить намеченные цели.
В марте 1943 года С. Ф. Ушаков выполнил особое правительственное задание. Его включили штурманом в экипаж подполковника Э. К. Пусэпа (вторым пилотом капитан Родных), самолёт которого доставил делегацию Советского правительства в Великобританию и совершил обратный перелёт в Москву. Поручение составляло государственную тайну — следовало доставить правительственный пакет королю Великобритании Георгу VI. Маршрут, незнакомый штурману, пролегал и над районами военных действий, и над полярным безмолвием. Ушаков отлично справился с особо важным поручением.
К маю 1943 года штурман эскадрильи 746-го авиационного полка подполковник Ушаков совершил 94 ночных боевых вылета на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника, а также его войск.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Сергею Фёдоровичу Ушакову было присвоено звание Героя Советского Союза.
С сентября 1943 года по май 1945 года помощник главного штурмана АДД. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба. Главный штурман Дальней Авиации (1952—1956). Начальник штаба — первый заместитель командующего Дальней Авиации (29.04.1957 — 20.07.1959). С 1967 года — первый заместитель начальника Главного штаба ВВС СССР.
В 1971 году Сергей Фёдорович ушёл в запас в звании генерал-полковника авиации. Жил в Москве. Стал автором книги «В интересах всех фронтов», которая была издана в Москве в 1982 году.
Умер 13 марта 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).


ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР О СФОРМИРОВАНИИ 81-Й АВИАЦИОННОЙ ДИВИЗИИ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ
№ 0052
15 июля 1941 г.
Во исполнение решения Государственного Комитета Обороны СССР от 14 июля 1941 г. приказываю:
1. Сформировать 81-ю авиационную дивизию дальнего действия на самолетах ТБ-7 в составе:
управление 81-й авиационной дивизии по штату No. 015/140,
432-й авиационный полк ТБ-7 по штату No. 015/141,
433-й авиационный полк ТБ-7 по штату No. 015/141.
2. В составе каждого полка иметь по пяти эскадрилий ТБ-7 в составе трех кораблей каждая, одну эскадрилью истребителей охраны типа Як-1 или ЛаГГ-3 в составе 10 самолетов и батальон аэродромного обслуживания.
3. Формирование управления 81-й авиационной дивизии и 432-го авиационного полка закончить к 20 июля 1941 года. На формирование обратить личный состав и материальную часть 412-го авиационного тяжелобомбардировочного полка ТБ-7.
Формирование 433-го авиационного полка закончить по мере поступления самолетов от промышленности.
4. Назначить командиром 81-й авиационной дивизии комбрига т. Водопьянова.
5. Командующему ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту авиации т. Жигареву укомплектование личным составом 81-й авиационной дивизии произвести за счет летно-технического состава НИИ ВВС КА, выделяемого из состава Севморпути и НКАП, и наиболее квалифицированного состава ВВС Красной Армии.
6. Установить для командира 81-й авиационной дивизии оклад содержания 5000 рублей. Всему летно-техническому составу 81-й авиационной дивизии сохранять получаемый ими ранее оклад содержания, но не ниже окладов, установленных для авиационных полков дальнего действия.
7. Начальнику Управления политической пропаганды Красной Армии и начальнику Управления кадров Красной Армии обеспечить проводимые мероприятия начсоставом общевойсковых категорий.
8. Главному интенданту Красной Армии и центральным управлениям НКО обеспечить проводимые мероприятия всеми положенными видами довольствия.

Заместитель Народного комиссара обороны СССР и начальник Генерального штаба Красной Армии
генерал армии ЖУКОВ
РГВА Ф. 4. Оп. 62. Листы 226—227 Подлинник


СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
экз. № 1
ПРИКАЗ
НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 00115
3 декабря 1941 г.
г. Москва
Во исполнение постановления Государственного Комитета Обороны № ГКО-977с - ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Сформировать к 5 декабря 1941 г. 3-ю авиационную дивизию Дальнего Действия в составе:
Управления дивизии;
746 авиационного полка ДД в составе 10 кораблей ТБ-7;
747 авиационного полка ДД составе 10 кораблей ЕР-2;
748 авиационного полка ДД составе 20 кораблей ДБ-3Ф; и
433 резервного авиационного полка ТБ-7.
Дислокация формирования - МОНИНО.
На формирование дивизии обратить 81-ю авиационную дивизию в составе Управления дивизии, 432, 420, 212 и 421 авиационных полков.
В дивизии постоянно содержать двойной состав экипажей и 50% самолетов для пополнения убыли.
3-ю авиационную дивизию Дальнего Действия иметь в непосредственном подчинении СТАВКИ Верховного Главнокомандования.
2. Сформировать 1 тяжело-бомбардировочную авиационную дивизию в составе:
Управления дивизии;
750 тяжело-бомбардировочного авиационного полка в составе 20 кораблей ДБ-3Ф; и
751 тяжело-бомбардировочного авиационного полка в составе 20 кораблей ДБ-3Ф.
Дислокация формирования - САСОВО.
На формирование дивизии обратить Управление 51 Авиационной дивизии и 579 ДБ авиаполк.
3. Сформировать 2 тяжело-бомбардировочную авиационную дивизию в составе:
Управления дивизии;
752 тяжело-бомбардировочного авиационного полка в составе 20 кораблей ДБ-3Ф; и
749 тяжело-бомбардировочного авиационного полка в составе 20 кораблей ДБ-3Ф.
Дислокация формирования - КИРСАНОВ.
На формирование дивизии обратить Управление 52 Авиационной дивизии, 98 и 51 ДБ полки.
4. Начальнику Штаба ВВС КА разработать и представить на утверждение штаты формируемых дивизий. Начальникам Главного Управления и Управления Кадров ВВС КА обеспечить формируемые дивизии летно-техническим составом и специальным авиационным имуществом.
5. Начальнику Тыла Красной Армии и Начальникам Управлений НКО обеспечить формируемые дивизии всеми положенными видами довольствия.
6. Назначить:
Командиром 3 авиационной дивизии Дальнего Действия генерал-майора авиации тов. ГОЛОВАНОВА;
Командиром 746 авиационного полка ДД - полковника тов. ЛЕБЕДЕВА;
Командиром 747 авиационного полка ДД - подполковника тов. ГУСЕВА;
Командиром 748 авиационного полка ДД - полковника тов. НОВОДРАНОВА.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ
СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК АВИАЦИИ - ЖИГАРЕВ.


Рецензии