Буратино и золотой ключик

Пока до сих пор мы разговаривали о сельском менталитете. Ну и чуть-чуть об аристократическом. А где хорошо расписан менталитет городской? В народных сказках примеров не густо. Можно сказать, вообще нет. Народные сказки ведь создавались сельскими жителями для своих же детей. Перечитайте, к примеру, трёхтомный сборник народных сказок Александра Николаевича Афанасьева. Все сказки, как на подбор, отражают видение мира сельскими жителями. Все три тома. Четвёртый том с «заветными» сказками вам, детки, читать пока рано – они исключительно для взрослых.

А вот уже городские писатели лучше описывали менталитет тех жителей, которые их окружали. Из заграничных сказочников никак не пройти мимо Шарля Перро и братьев Гримм. А среди наших соотечественников выделяется Алексей Толстой со свой сказкой про Буратино и золотой ключик. Тут у нас, детишки, целые россыпи сюжетов, житейской мудрости и социальных отношений, которые «красный граф» щедрой рукой разбросал по небольшому произведению. И для описания поведения трудового мигранта с городским менталитетом эта сказка прекрасно подходит.

В первую очередь следует отметить образ мышления главного героя Буратино: «Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые». Более лаконичного и точного определения никто пока не смог дать.

Буратино – классический трудовой иммигрант. Материал – дерево. Для местных жителей он - «чурка неотёсанная», даже если они вида не показывают.
Пассионарность значительно повышена по сравнению со всеми остальными персонажами.
Беспечен, не задумываясь меняет азбуку на билет в театр.

Общителен, легко контактирует с любым другим персонажем, но при этом также легко разводится всяким жульём на деньги. Недоверчив и легковерен одновременно. Лиса Алиса и Кот Базилио играючи и непринуждённо выуживают у Буратино все его сбережения.

Склонность и способности к обучению минимальны. Мальвине не удаётся обучать его математике и правописанию, даже с применением наказания.

Полезную и критическую информацию со стороны воспринимает с трудом – и Сверчок советовал ему ходить в школу и не совершать глупостей, и Ворона пыталась предупредить об обмане, и ночная птица Сплюшка предостерегала о разбойниках и верещала, уговаривая не верить. И мудрая черепаха Тортила пыталась Буратино вразумить, но результат в итоге нулевой. А вот летучую мышь, подельницу и соучастницу Кота и Лисы Алисы, охотно слушается.

Адаптационные способности достаточно высокие. Жизнерадостен, присутствия духа не теряет даже в самых затруднительных ситуациях. В воде не тонет – особенности физиологии.

Надежды на светлое будущее, как и у носителя сельского менталитета, у Буратино связаны исключительно с волшебными, сказочными вмешательствами. В сказке Буратино получает золотой ключик, и находит путь к кукольному театру. Однако, даже получив в собственность театр, понимает, что для дальнейшей хорошей жизни необходимо много работать.

Анекдот в тему:
Поехал театр Карабаса Барабаса на гастроли в Африку. На улице жарко, охота покупаться. Пришли к речке, но в воду все бояться заходить. Буратино спрашивает, мол чего боитесь?
Все: - Тут полно крокодилов!
Буратино: - А мне пофиг крокодилы!!
После гастролей вернулись они в Россию. Вся толпа сразу побежала к речке, купаются, веселятся. Один Буратино сидит на берегу.
Все: - Буратино, ты че?? Прыгай в воду, тут нет крокодилов!!
Буратино: - Зато полно бобров!!!


Рецензии