Кот в сапогах и пассионарность

Введённое в обиход русским учёным Л.Н.Гумилёвым понятие пассионарности позволяет объяснить поведение многих людей, не объяснимое с обычной точки зрения нормального среднестатистического человека.

Все люди обладают внутренней энергией. Можно называть её биохимической, психофизической или ментальной. Средний, так называемый фоновый или нулевой уровень, характерен для среднестатистического члена устойчивого общества, социума. Уровень внутренней энергии, будь то пониженный, фоновый или повышенный, является величиной врождённой, не зависящей от желаний самого человека.

Превышение уровня внутренней энергии над фоновым уровнем и является пассионарностью. Пассионарность может быть как маленькой, так и большой. Изменить уровень внутренней энергии за счёт воспитания или другого внешнего воздействия практически невозможно. Нельзя изменить уровень пассионарности за счёт самодисциплины и работы над собой. А вот сознательно направить этот избыток энергии в полезное (или, как вариант, во вредное) русло можно.

Пассионарный индивид неизбежно стремится к деятельности, выходящей за рамки действий, необходимой для обеспечения нормального общепринятого образа и уровня жизни. То есть ему недостаточно только «посадить дерево, построить дом и воспитать сына». Уровень внутренней энергии никак не связан с этикой, важен сам факт наличия избыточной энергии. Поэтому пассионарный индивид испытывает необходимость, условно говоря, построить или разрушить город, посадить или сжечь целый лес, уйти в монастырь или сменить несколько супругов и оставить множество законных и внебрачных детей. Именно пассионарность толкает людей на яркие и сильные поступки, на творчество, созидание и разрушение, приводит к подвигам или преступлениям.

Иллюстрацией к понятию пассионарности может служить сказка про Кота в сапогах. Происходит серьёзное событие. Умирает отец семейства. Этому событию в реальной жизни может соответствовать, например, развал СССР.

Старший сын получает в наследство мельницу. Среднему сыну достаётся осёл. Третий сын получает кота. Четвёртый жутко удивился такому раскладу. Пятый вообще не подозревал, что был раздел имущества.

В переводе на понятия обычной жизни. Тому, кто был у власти или занимал высокие должности, достаются рудники, нефтяные скважины, банки, комбинаты, заводы, крупная недвижимость.

Руководители среднего звена прихватизируют небольшие фабрики, транспортные средства, земельные участки, магазины. Остальным не достаётся ничего, и они пролетают, как знаменитый французский лётчик Луи Де Фанер над славным городом Парижем.

И вот единственное из всей этой кампании пассионарное существо – Кот в сапогах – развивает бурную деятельность. Похоже, это бывший работник партаппарата или средств массовой информации. Он использует все возможности для достижения своих целей. Это, в первую очередь, подлые журналистские приёмы, а именно распространение заведомо ложной и клеветнической информации. Королю рассказывают и показывают несуществующие владения мифического маркиза. Если кто забыл, титул маркиза в европейской аристократической иерархии занимает третье место после короля. Применяются и бандитские методы – запугивание косцов и жниц, чтобы они утверждали, что работают на маркиза Карабаса. В качестве же поощрения за предоставления ложной информации косцам предлагает выпивку, а это спаивание рабочего класса для облегчения управления и манипулирования ним. Для проникновения в замок Людоеда подкупается стража, что является прямым коррумпированием правоохранительных и силовых структур. Попутно ещё на Людоеда выплескивается волна журналистской лжи и клеветы. Ведь нигде из текста сказки не следует, что этот персонаж совершил в прошлом или совершает сейчас что-либо плохое или преступное. Где та Люда, или те люди, которых он съел? Деятельность же Кота в сапогах при молчаливом поощрении его хозяина, а точнее компаньона, с точки зрения морального и уголовного кодексов неэтична и преступна полностью.

Для понимания поведения мигрантов нам, в первую очередь, и требуется понятие «пассионарность». От основного населения, предпочитающего размеренный и оседлый образ жизни, иммигранты как раз и отличаются повышенным уровнем пассионарности. Применительно к сказкам: кто-то предпочитает сидеть всю жизнь на одном месте и пытаться ловить Золотую Рыбку, чтобы решить на месте все свои проблемы. Иногда Золотая Рыбка ловится, но чаще нет, или же оказывается, в полном соответствии с законами биологии, пресноводным одомашненным красным карасём китайского происхождения (Carssius auratus auratus). Кто-то предпочитает поездку за моря за Аленьким Цветочком. Некоторые готовы что-то менять в своей жизни, но в качестве пускового механизма им требуется повстречать на своём жизненном пути говорящую (уговаривающую?!) щуку.

Подходящими качествами для добровольной трудовой эмиграции обладают только личности с однозначно повышенной по сравнению со средним уровнем, пассионарностью. Конечно, поехать в попытках заработать и изменить свою жизнь могут и личности со средней и пониженной пассионарностью, но они не приживутся в новых условиях, и при первой же возможности вернутся назад. Тут подходит сравнение с домашними и дикими гусями. Первые не лучше и не хуже вторых, просто для каждого из них органично подходит определённый образ и ритм жизни, совершенно чуждый для другого.

Анекдот в тему:
Торгово-промышленный холдинг "Кот в сапогах" представил новые пельмени "Людоедские" - из мяса молодых рэкетиров.


Рецензии