Принцесса и гном

Недалеко от королевского дворца находился лес. Огромный, тёмный и дремучий.
Король часто охотился в нём, но никогда не уходил в чащу далеко. Обычно его прислуга находила зверя, выгоняла его на окраину или вовсе в поле, где король уже и настигал жертву. Много людей пропало в том лесу. Никто не знает почему. Может быть заблудились, может быть замёрзли, может быть их убили дикие звери... Существовала даже легенда про то, что в глубине леса живет злой гном, который охраняет книгу мудрости. Поговаривали, что раньше, в давние времена, находились герои, которые пытались найти гнома и добыть его книгу. Но, кто только не пробовал, либо возвращался много дней ни с чем, либо, что чаще, просто пропадал в лесу. Так люди постепенно и перестали заходить в него далеко, пользуясь тем, что давала им его окраина.
У короля была дочь. Принцесса с детства росла бойкой, любознательной, похожей на мальчишку. Что только не делали король и королева, каких только учителей ей не нанимали... Всё бесполезно - принцесса росла в седле и с луком, разбивала себе нос, тонула, даже однажды заблудилась в лесу, но её нашли. В общем горе, а не принцесса. Родители даже решили не называть ее по имени, а звали просто Принцесса, чтобы хоть как-то в голове безрассудной девчонки привилась мысль о её предназначении. Да только помогало это всё равно мало.
И вот однажды играла как-то Принцесса в свои обычные игры и неожиданно её конь понёс. Конюхи не успели ничего сделать, Принцесса тоже не смогла остановить коня, и тот стрелой перемахнул ограду и улетел, унося на себе девушку неведомо куда.
Долго скакал конь, пока не выбился из сил и не остановился у окраины леса в том месте, где из него вытекала река. Конь успокоился, подошёл к воде и стал пить. Испуганная Принцесса слезла с коня, огляделась и увидела недалеко старика, который что-то делал у самой воды.
- Эй, старик! - крикнула Принцесса - Подойди ко мне!
Старик поднял голову, внимательно посмотрел на Принцессу и продолжил копошиться в своих делах.
- Ты что, глухой? - грозно прикрикнула Принцесса - Ты разве не видишь, кто с тобой разговаривает? Это твоя Принцесса, пади ниц, дерзкий старикашка или я убью тебя из моего лука!
Старик недовольно покачал головой, отпихнул ногой свои пожитки и подошел к Принцессе.
- Да, моя Принцесса - сказал он - я слушаю тебя.
- Нет ты не слушаешь меня! Я сказала тебе подойти, но ты не подошёл. Тогда я сказала пасть ниц, но ты не пал, а подошёл. Может быть, когда ты услышишь третий приказ, ты падёшь ниц? Ты специально выполняешь приказы не вовремя, чтобы разозлить меня?
- Я не выполняю приказы вовсе, моя Принцесса! Я подошел к тебе, потому что сам так решил, а не потому что ты приказала мне. А что касается того, как выполняются твои приказы, так это тебе рассуждать, как и почему они исполняются или не исполняются. Прости меня, я ничего не понимаю в приказах. Я вольный человек и у меня нет слуг. Откуда мне знать такие премудрости?
- Здесь нет вольных людей! Здесь все люди принадлежат моему отцу - Королю! И ты не можешь быть вольным потому. А за твою дерзость я, если и не пристрелю тебя, то отдам палачам! И они уже сами решат, какого наказания ты заслуживаешь!
Старик огляделся вокруг, покачал головой и спросил:
- А разве они тут, твои палачи? А если ты убьешь меня сама, то как ты найдешь дорогу к своему замку?
Принцесса подумала, сделала хитрые глаза и наконец сказала:
- Ладно, старикашка. Я прощу тебе твою дерзость, если ты покажешь дорогу домой.
Старик развернулся и молча побрел обратно к своим пожиткам.
- Как смеешь ты поворачиваться спиной ко мне, чернь? - крикнула Принцесса и выхватила из-за спины лук со стрелами. Но вспомнила, что сказал ей старик про возвращение домой и передумала стрелять. Она пошла за ним, чтобы посмотреть, чем он там занимается.
Когда она подошла к старику, то увидела, что в его сумке полно золота. От тяжести сумка порвалась и теперь старик пытался починить её подручными средствами.
Принцесса оторопела. Откуда у старика такие несметные богатства? И в тот же миг она вспомнила, что у её отца сейчас не лучшие времена и столько золота очень пригодилось бы ему в его государственных делах.
- Ты вор! - крикнула Принцесса и снова подняла лук.
- Я не вор, - спокойно ответил старик, - это моё золото.
- Откуда у тебя нищего бродяги может быть столько золота?
- Я не нищий и не бродяга, моя Принцесса. Просто в этой одежде удобно ходить по лесу. Я богат настолько, что даже твой отец не может сравниться со мной в этом.
- Ты можешь сравниться с королём? - Принцесса громко рассмеялась и, продолжая хохотать, спросила - А куда ты несешь это золото?
- Я нёс его людям, которые страдают от голода в вашем королевстве.
- Да? - засмеялась Принцесса - Что-то я не знаю ни одного богача, который бы раздавал своё золото простой челяди! Так любой богач станет нищим в три дня! Не ври мне, презренный старик! Говори правду или я пристрелю тебя!
- Я сказал правду. Не веришь - можешь убить меня. От этого ничего не изменится.
Принцесса сначала подумала: и правда, не убить ли этого заносчивого холопа, и не отвезти ли золото в замок, но одумалась. Старик сказал, что у него полно золота! Если он не врёт, то можно выведать про это и забрать у него всё!
Принцесса сделала вид, что смирилась с дерзостью старика и сказала:
- Ладно, хоть ты и странный, но я не хочу убивать тебя, тем более, что ты делаешь добрые дела. Скажи, а где ты живёшь?
- Ведомо где, в лесу. - Ответил старик
- А откуда в лесу столько золота?
Старик поднял глаза, внимательно осмотрел Принцессу и неуверенно сказал:
- Я не думаю, что ты поверишь мне, юное создание, но я живу уже тысячу лет и каждый год я превращал свою мудрость в слиток золота. Теперь у меня тысяча слитков. Нет, не тысяча - поправился старик - Несколько слитков здесь. Скоро я отдам их людям и у меня их станет меньше.
- И ты хочешь, чтобы я поверила тебе? - засмеялась Принцесса - Да нет на земле такого глупца, который бы поверил в такую глупость!
- Хочешь верь, хочешь - не верь - ответил старик - да только от этого ничего не изменится, потому что я сказал тебе правду.
- Хорошо - Принцесса задумалась - Тогда скажи мне, кто ты?
- Я гном. Тот самый гном, который охраняет Книгу мудрости.
Принцесса от неожиданности присела на траву. Она смотрела на то, как старик колдует над своей сумкой и не могла поверить в то, что он только что ей сказал. Но другого объяснения все равно не было, да и похоже, старик не склонен к вранью. Неужели легенда про гнома - это правда? Значит у него действительно не только полно золота, но и есть Книга, которую столько лет искали храбрые рыцари!
- А разве это не просто старая легенда? - Спросила его Принцесса.
- Ну, если это просто легенда, значит ты спишь и попала во сне в легенду. Я только так могу себе это представить.
- А почему ты не отдашь Книгу людям? Ведь столько людей искали её! Если бы ты отдал её, то мир стал бы мудрее, и тебе сейчас не пришлось бы нести золото нищим! Почему ты такой жадный?
- Странная ты Принцесса. И глупая. Девочка еще совсем. - Усмехнулся гном - Как можно назвать жадным того, кто собирается отдать целую кучу золота? А что касается Книги, то если она попадет к людям. никто не поумнеет, и мир не станет лучше. Даже наоборот! Боюсь, что мир станет еще хуже и страшнее.
- Почему же? - спросила Принцесса? - Мудрость разве не ведет к благодетели?
- Мудрость? - старик задумался и присел напротив Принцессы - Вот скажи мне. Твой отец мудр?
- Да - ответила та - Он очень мудр. Потому он и король.
- Хорошо. Тогда почему в его королевстве полно нищих, которым я вынужден помогать?
- Я не знаю... - замялась Принцесса - Наверное потому, что... Люди сами такие. Глупые. Они не слушают мудрых людей, а поэтому и мир такой несовершенный. И сами от этого страдают.
- Вот как! - старик горько посмотрел Принцессе прямо в глаза - Ну, может быть ты в чем-то и права. Но всё таки в самом главном ты ошибаешься. Когда мудрость принадлежит кому-то одному, то от нее нет никакой благодетели. Напротив. Это приводит к бедам и несчастьям. Как для мудреца, так и для всех остальных. Вот поэтому, несмотря на то, что отец твой мудр, в королевстве его полно неприятностей.
- Так невозможно всех сделать мудрыми! - вспылила Принцесса - Люди тёмные! Они не хотят слушать никого! Они необразованны и глупы! Их потому и зовут чернь, потому что они не хотят смириться с мудростью великих мира сего!
- Вот она главная твоя ошибка. Если то, что ты называешь мудростью, требует от других смирения к себе, то это не мудрость. Дай Бог тебе понять это за твою жизнь.
- Но ты сам себе противоречишь в таком случае! - не унималась Принцесса - Сам говоришь, что мудрость не должна принадлежать одному человеку, а сам что? Спрятал Книгу от людей!
- А кто сказал, что я не несу наказание за это и... кто сказал, что я - человек?
Старик починил свою сумку и всем видом показал, что собирается продолжить свой путь.
- Стой! - повелительным тоном прикрикнула на него Принцесса - Ты не можешь уйти вот так!
- Почему это я не могу? - спросил гном
- Потому что... Потому что я запрещаю тебе!
- Опять ты за своё, глупая девчонка. А что ты хочешь от меня еще? Чтобы я рассказал, где спрятано моё золото и Книга?
Принцесса вздрогнула. Старик как-будто насквозь видел ее мысли. Конечно это просто совпадение, но оно было очень неожиданным.
- Нет! - ответила Принцесса - Я... Я... Я хочу еще раз увидеть тебя.
Это было всё, что пришло ей в голову.
Старик посидел, подумал, потрепал свою бороду и неожиданно хлопнул себя по коленям.
- Хорошо! Только у меня есть три условия.
- Ты собираешься ставить условие Принцессе, дерзкий гном?
- Я - дерзкий гном, а ты - дерзкая девчонка! Почему бы нам не говорить на равных? - улыбнулся гном - И это первое условие: если хочешь поговорить со мной, забудь о том, что ты - Принцесса.
- Ну... хорошо - неуверенно поддалась она - А второе и третье?
- Второе: я стар и мне тяжело нести это золото. Ты погрузишь его на своего коня и отвезешь бедным людям своего королевства. Я скажу, кому отдать золото, а там уж им распорядятся, как надо.
- Хорошо. Я выполню это условие. А третье?
- Третье условие такое: ты будешь приезжать ко мне каждый день, пока тебе не надоест. Я буду рассказывать тебе одну притчу и отдавать за это кусок золота. У меня тысяча притч и тысяча слитков золота. Если ты выдержишь, то за три года ты заберешь у меня всё золото. Но, если хоть одного дня тебя не будет, ты опоздаешь, или попытаешься как-то обмануть меня, то ты больше никогда не увидишь ни меня ни золота. Причем ни того, что осталось у меня, ни того, что уже забрала. Согласна?
А что оставалось Принцессе? Она согласилась. Они погрузили сумку на коня, старик объяснил Принцессе, как ей выбраться к замку и исчез в лесу.
Пока Принцесса скакала домой, она всё время думала, ну как можно отдать золото голытьбе? Они попилят его на кусочки, пропьют, пустят по ветру. И не будет никакого прока от этого. И она уже почти решила отдать его отцу, как вдруг подумала, что таким образом она никогда больше не встретится с гномом, а значит не узнает, где всё его золото! Так и  пришлось ей выполнить первое условие старика. Она отвезла его в указанную деревню, отдала какому-то трактирщику и благополучно вернулась в замок.
Когда отец услышал всю эту историю, он разозлился и велел было собрать дружину, чтобы найти и наказать наглого старикашку, отнять у него золото и Книгу. Но Принцесса успокоила его. Она предложила план надежнее. Она будет ездить к гному каждый день, постепенно завладеет его доверием, усыпит его бдительность и всё выведает. Да и к тому же каждый день казна будет пополняться одним слитком золота! Так и порешили. Отец похвалил Принцессу за ее недетскую смекалку и так этот день кончился.
На следующий день, как только солнце показалось из-за леса, Принцесса выбежала на улицу, села на коня и тот опять понёс ее, не слушаясь, туда куда сам хотел. И принес её на какую-то поляну, где её уже ждал гном с первой притчей и слитком золота.
Он рассказал ей историю, отдал слиток и исчез.
И так стало происходить каждый день, пока где-то через пару месяцев Принцесса не обратила внимание на то, что гном сильно изменился. Сначала она даже подумала, что может быть это и не тот гном вовсе? Он значительно помолодел, седые и редкие волосы его теперь были собраны в довольно плотную косичку, а сам он весь выглядел посвежевшим.
- Ты удивлена чем-то? - спросил гном Принцессу?
- Мне кажется, - ответила та, - что ты стал моложе.
- Нет, - улыбнулся гном, - как я могу стать моложе? Наоборот, я, как и ты стал старше еще на несколько десятков дней. Выкинь это из головы, и слушай.
Он рассказал ей очередную притчу и отдал очередной слиток золота.
Отец тем временем всё время расспрашивал Принцессу, не удалось ли ей выведать, где находится хранилище гнома. Но каждый день конь нес ее в новое место. И ни разу она не оказалась около его жилища. Все мысли проследить отпали сами собой, потому что Принцесса убедила отца, что если старик перехитрит их, то они навек потеряют шанс завладеть его золотом и книгой.
Прошло еще несколько месяцев. Принцесса внимательно слушала притчи и не переставала удивляться тому, как всё моложе и моложе становится гном.
И однажды она увидела красивого мужчину, совсем не похожего на того старика, которого она встретила у реки.
Она посмотрела в его глаза и её сердце дрогнуло. Ей стало стыдно за эту слабость, она пыталась скрыть свои мысли, но сердце забилось так сильно, что казалось гном слышит его, а румянец на щеках так и вовсе не дал шанса ничего скрыть.
- Что такое, моя Принцесса? - спросил гном
- Твоя Принцесса? - удивленно спросила та - Да.. как ты смеешь...
Она осеклась... Он уже сотню раз называл ее так. Да и как еще ему было обращаться к ней? Но в этот раз сердце ее дрогнуло от фразы "Моя Принцесса", несмотря на то, что она уже давным давно привыкла к ней.
Гном, как всегда, рассказал притчу, отдал слиток золота и исчез.
Но с этого дня Принцесса потеряла покой... Она не могла дождаться утра, чтобы прыгнуть на коня и увидеть гнома на те несколько минут, в течение которых длится притча.
И вот однажды конь принёс ее к самому жилищу гнома в глубине леса.
Рядом с маленьким, покосившимся домиком сидел красивый юноша, держа в руках слиток.
- Принцесса! - уважительно поклонился он, подавая ей руку, чтобы помочь спрыгнуть с коня - Сегодня особенный день.
- Что особенного сегодня? - улыбнулась ему Принцесса. Ты расскажешь мне особую притчу?
- Сегодня я расскажу тебе последнюю. Ты и не заметила, как пролетело три года? Я отдал тебе всё свое золото. Вот у меня в руках последний слиток. И сегодня я расскажу тебе последнюю притчу.
- Как же так? - заволновалась Принцесса - Не может быть... Это не честно!
- Почему же нечестно? Разве не такой уговор был у нас?
- Такой, но... ты же помнишь, что ты отдал несколько слитков крестьянам? Так значит у тебя закончилось золото, но есть еще несколько сказок!
- Верно - улыбнулся гном - Но... будешь ли ты приезжать сюда теперь, когда у меня нет золота?
- Буду - не задумываясь ответила Принцесса.
- Ну что ж... Тогда слушай следующую притчу.
И гном рассказал, как обычно, очередную хитрую и очень интересную историю.
И вдруг в этот момент лес со всех сторон затрещал, послышался крик и свист. Через несколько секунд всю поляну окружили воины. Оказалось, что отец давно уже пытался выследить гнома. Старый король заподозрил, что Принцесса просто не хочет говорить, где обитает старик и его сокровища. Поэтому за ней постоянно следили и вот она привела шпионов прямо к дому гнома.
Она упала на колени и стала умолять гнома простить её, потому что она не знала, что за ней следят. Но гном нежно поднял её на ноги, посмотрел её в глаза и сказал:
- Не надо ничего мне объяснять. Ты изучила почти всю мою книгу... Осталось то всего несколько притч. А тот, кто изучил Книгу мудрости правильно и с любовью, тот не способен на предательство.
Тогда Принцесса в ярости схватила лук и натянув тетиву крикнула:
- Вам придется убить меня, холопы, чтобы выполнить приказ вашего короля. Но прежде я убью стольких из вас, скольких сумею!
Воины застыли в нерешительности.
Гном подошёл к Принцессе, нежно посмотрел ей в глаза и опустил её руки.
- Ты много постигла за эти три года, красавица. Но, к сожалению, нам не дали дочитать Книгу мудрости до конца. Если бы мы сделали это, то ты бы поняла, что невозможно бороться с глупостью и жадностью людей при помощи лука и меча.
- И что же нам делать теперь? - по ее щекам покатились слезы... - Ведь теперь они убьют тебя и завладеют твоей Книгой
- А за что убивать меня? Всё золото, что у меня было, я отдал твоему королю за то, чтобы иметь возможность каждый день видеть тебя. Вся книга - у тебя в голове. Так что, считай, что твой отец получил и её тоже. Разве он не получил всего, чего хотел?
- Ты не знаешь моего отца! Ты не знаешь его! - закричала от отчаяния Принцесса - Он всё равно убьет тебя! Потому что теперь ты больше не нужен ему!
- Ну так ты же так долго жила надеждой предать меня! Зачем ты теперь переживаешь? Мне тысяча лет и три года. У меня больше нет золота - я всё отдал. Всё, что у меня осталось - это несколько притч, которые уже ничего не изменят...
- Я... люблю тебя... И хочу услышать эти последние притчи - сказала Принцесса
- Пойдешь со мной? - неожиданно спросил гном.
- Пойду! - ответила ему Принцесса.
Они развернулись и побежали в хижину.
Воины бросились за ними вслед, но когда они ворвались в дом, там не было ничего. Там не было ни принцессы, ни гнома, ни книги, ни золота...


Рецензии
Очень понравилась сказка. Такая мудрая, но в тоже время добрая и какая то трогательная. Спасибо автору...


Елисеева Алена   24.04.2018 00:06     Заявить о нарушении