Русские в Америке. Аверкиева Ю. П

                Аверкиева  Юлия  Павловна.

        Аверкиева (Петрова - Аверкиева) Юлия Павловна
(24.07.1907, с. Подужемье Кемского у. Архангельской губ.— 9.10.1980, Москва)

 ( Из крестьян. Окончила школу 2-й ступени в Кеми в 1925 и в том же году поступила, за счет мест для Карелии, в ЛГУ на геогр. фак., где прошла подготовку под руководством В. Г. Тан-Богораза и Л. Я. Штернберга. Окончила ун-т в 1929 со специализацией по финно-уграм. По командировке Наркомпроса РСФСР училась два года (1929—31) в Колумб. ун-те в Нью-Йорке, специализировалась в обл. амер. этнографии под руководством Ф. Боаса. Осенью 1930 по приглашению Боаса приняла участие в шестимес. экспедиции к индейцам квакиютль, живущим на о. Ванкувер (Канада). Это определило круг ее дальнейших науч. интересов.
   Уже в 1930-е она занималась изучением возникновения в недрах первобытнообщин. строя ранних форм рабовладения. Первая кн. А. «Рабство у индейцев Северной Америки» (1941) была переведена на англ. яз. и дважды издавалась в Канаде (1957, 1966). Затем ведущей темой науч. творчества А. стала проблема перехода от родового о-ва к классовому (ряд важных гл. и участие в подгот. двухтом. «Народы Америки» (1959) и др.). За дис. «Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений в обществе индейцев северо-западного побережья Северной Америки» (1962) ей была присуждена степень д-ра ист. наук. Впоследствии занималась проблемами воздействия капиталист. колонизации на индейское о-во («Индейское кочевое общество XVIII—XIX вв.» (1970); «Индейцы Северной Америки: от родового строя к классовому» (1974) и др.).
Сотр. с амер. этнографами, в 1971 приняла участие в изд. в Нью-Йорке сб. «North American Indians in historical perspective» (рус. изд. «Северо-американские индейцы» подгот. ею и изд. в 1978). Занималась она и теорет. пробл. этнографии и смежных науч. дисциплин. Большое внимание уделяла совр. индейскому движению в США и Канаде и положению североамер. индейцев. Ее ст. по этой проблематике печатались в журн. «США: экономика, политика, идеология» и в др. изд. С нек-рыми активистами индейского движения в США она поддерживала лич. контакты, пользовалась их большим уважением. Еще в молодые годы во время экспедиции она была принята в один из родов квакиютлей. Собр. ею коллекции хранятся в Музее антропологии и этнографии АН СССР.
Принимала участие в Междунар. конгр. антропол. и этногр. наук в Москве (1964), Токио (1968), Чикаго (1973), а также в Междунар. социол. конгр. в Эвиане (1966), Варне (1970), Торонто (1974), Стокгольме (1978), в Междунар. конгр. психологов в Москве (1966), в симпозиуме «Место этнографии в системе наук» в Бург-Вартенштейне в Австрии (1976) и мн. др. науч. форумах. Она неоднократно избиралась в руководящие органы совета междунар. науч. о-в. Была чл. Пост. совета Междунар. союза антропол. и этнол. наук, вице-президентом Иссл. к-та по расовым и этн. отношениям и положению нацменьшинств при Междунар. социол. ассоц. А. была гл. ред. журн. «Сов. этнография» (1966—80).
Награждена орденом Труд. Крас. Знамени, медалями.
Урна с прахом захоронена в могиле мужа — А. А. Петрова — на Ваганьковском кладб. в Москве.)

…………………………………………………………………………………………………………………………………..


   Из книги С.А.Корсун «Американистика в Кунсткамере.  1714-2014».

   Экспедиция  Боаса –Аверкиевой к индейцам Квакиутль. ( 1930 – 1931 )

...Из командировки в США, В.Г Богораз привез несколько приглашений советским студентам для продолжения образования в Америке, в том числе одно – для студента этнографа…
Среди нескольких претендентов выбор остановили на 22-летней Ю.П.Аверкиевой.
В 1925 – 1929 гг. она училась на этнографическом отделении географического факультета, специализировалась на изучении финно-угорских народов Карелии. Кроме курса по этнографии, она изучала немецкий, французский  и финский языки.  Среди преподавателей Аверкиевой были Н.М.Маторин, Л.Я.Штернберг  и В.Г.Богораз, который был её научным руководителем…

………………………………………………………………………………………………………………………….

  ...В США Аверкиева въехала по студенческой визе.
В октябре 1929 года она приступила к занятиям в женском Бернард-колледже Колумбийского университета Нью-Йорка.  Весной 1930 года, Ф.Боас предложил ей принять участие в экспедиции к индейцам квакиутль  на остров Ванкувер.
В начале октября 1930 года Боас и Аверкиева прибыли в селение квакиутль Форт-Руперт на острове Ванкувер, в канадской провинции Британская Колумбия. В этом селении жил главный информатор Ф.Боаса – метис Джордж Хант. Его жена, Мэри Хант и еще одна зажиточная индеанка, Хемаходаюгва, стали главными информаторами Аверкиевой.
  Она писала: «Сейчас почти все индеанки летом работают на рыбоконсервных фабриках и зарабатывают в сезон 50-150 долларов. Эти деньги они не тратят, а копят для приданого и для ритуальных праздников…  Мужчины отдают свои заработки женам, которые ими распоряжаются, самостоятельно ведя все хозяйство… На повседневные нужды тратят заработки мужей»…
 Ф.Боас поручил Аверкиевой изучение «веревочной игры» на пальцах рук. Этой работой она занималась более 3-х месяцев и подготовила объемную рукопись, собрала коллекцию из 102-х веревочных фигур и сделала большое количество их фотографий и зарисовок. Работа была опубликована  через 61 год после завершения экспедиции. Также, она собрала этнографическую коллекцию по традиционной культуре квакиутль и сделала серию фотографий.
  В письме руководству ИНС  она сообщалао положении индейцев Форт-Руперт: «Женщины работают на фабриках различных канадских компаний по заполнению банок консервированной рыбой. Оплата мизерная, особенно плохо было в этом году ( 1930 ) в связи с общей депрессией. Заработков не хватает на зиму для пропитания семьи…  из «культработников» здесь никого нет, кроме купца. Но в 20 милях отсюда, в другой индейской деревушке, живут три миссионера и полицейский агент по индейским делам. Все обычаи индейцев считаются «дикими и варварскими», а посему запрещены законом. В связи с этим, в последнее время существует настоящий террор, то и дело слышишь рассказы об арестах, два месяца тюрьмы грозит за исполнение индейских танцев. Все это создает ужасное впечатление угнетенности среди индейцев и, конечно, враждебности к белым»…
Полевая работа Боаса и Аверкиевой продолжалась с октября 1930г. до середины 1931г., за это время они провели около 3-х месяцев в селении Форт-Руперт и около двух недель в – в селении Алерт-Бей. В Нью-Йорк они возвращались через Оттаву, где Аверкиева познакомилась с этнографическими коллекциями Нац. музея  Канады….

.................................................

  В Ленинград Ю.П.Аверкиева вернулась в мае 1931 г. Свои экспедиционные материалы по квакиутль она никогда не публиковала в виде отдельной статьи или отчета, что объясняется рядом причин. Во-первых, в Канаду она въехала без визы. Во-вторых, она с удивлением обнаружила, что среди индейцев были зажиточные люди, по советской терминологии того времени – «кулаки».
В-третьих, значительная часть полевых материалов была посвящена описанию церемониальных праздников квакиутль – потлачей. В то время в Канаде за проведение потлачей было предусмотрено уголовное наказание.
Часть своих материалов Ю.П.Аверкиева опубликовала через 30 лет, в виде небольших отрывков, в нескольких работах.
Также, она пыталась привлечь внимание советских ученых к работам Ф.Боаса и сделала перевод его рукописи «Колдовство у индейцев квакиутль» ( Боас, 1935).
После кончины Боаса, 21 декабря 1942 г., Аверкиева опубликовала статью, в которой осветила вклад своего американского учителя в развитие этнографии (1946).
В 70-е годы, у Аверкиевой хранилась фотография Ф.Боаса, глядя на которую она говорила: «Какой он был замечательный человек! К несчастью, я должна была критиковать его всю мою жизнь» .

…………………………………………………………………………………………………………………

                Труды.

• Аверкиева Ю. П. Рабство у индейцев Северной Америки. — Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1941. — 100 с.
• Аверкиева Ю. П. Разложение родовой общины и формирование раннеклассовых отношений: в обществе индейцев Северо-западного побережья Северной Америки. — Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1961. — 271 с.
• Аверкиева Ю. П. Индейское кочевое общество XVIII-XIX вв.. — Москва: Наука, 1970. — 175 с.
• Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. — Москва: Наука, 1974. — 347 с.
• Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. — Москва: Наука, 1979. — 299 с.
• Аверкиева Ю. П. Из экспедиционных материалов по индейцам квакиютль.. — Санкт-Петербург: Музей антропологии и этнографии (МАЭ) РАН, 2005. — 323 с. — (Аборигены Америки: предметы и представления).

…………………………………………………………………………………………

     Э.Л.Нитобург. « Ю.П.Петрова-Аверкиева: ученый и человек»

...Полевая работа Аверкиевой на острове Ванкувер длилась до середины января 1931 г. Она жила среди квакиютлей: разделяла их бытовые заботы, изучала их хозяйство, межплеменной торговый обмен, социальную организацию, обычаи и обряды, наблюдала их танцы, участвовала в их праздниках. Юлия убедилась на своем собственном опыте в их высокоразвитом чувстве собственного достоинства, в верности друзьям. И квакиютли, оценив ее трудолюбие, внимание и дружественное отношение к ним, также относились к ней с большим уважением, выразив это специальным обрядом принятия Юлии в члены одного из родов племени. Назвав ее индейским именем Хвуана, они вручили ей родовой тотем в виде ярко раскрашенного орла, терзающего касатку. Юлия Павловна всегда сохраняла его на своем письменном столе . Эта четырехмесячная (с октября 1930 по январь 1931 г.) экспедиция навсегда определила круг научных интересов будущего уникального в нашей стране специалиста в области этнографического изучения индейцев Северной Америки — продолжателя  традиции, начало которой было положено еще первой русской академической экспедицией  И.Г.Вознесенского, обследовавшей в 1840—1845 гг. северо-западное побережье Америки от Берингова пролива до Калифорнии. В число поручений, данных Боасом «русской студентке» на Ванкувере, входило изучение и «освоение» так называемой веревочной игры на пальцах рук и сбор материала о конструируемых при этом «веревочных фигурах». Она занималась этим более трех месяцев, оставив Боасу пухлую рукопись объемом в 391 страницу, коллекцию из 102 таких фигур, а также описание методов их конструирования с соответствующими фотографиями и карандашными рисунками, сделанное ею уже в Нью-Йорке перед отъездом на родину. Позже, став аспиранткой, она включала эту работу в перечень своих научных трудов . Однако Боас в 1942 г. умер,  так и не успев подготовить эту рукопись к публикации,  а его наследники передали ее на хранение в Американский музей естественной истории лишь в 1960 г. Но и там  эта работа пребывала в забвении вплоть до 1982 г., когда ее после нескольких лет поисков обнаружил и постепенно подготовил к изданию молодой исследователь Марк Шерман. В 1992 г. рукопись наконец была опубликована, и тогда выяснилось, что, хотя к этому времени вышло уже почти три десятка работ о «веревочных  играх» у  чукчей, эскимосов и индейцев Северной Америки, работа молодой Юлии Павловны оказалась «самым исчерпывающим  исследованием коллекции веревочных фигур, когда- либо собранных у одного племени коренных американцев», ибо ей, «несмотря на юный возраст, удалось собрать коллекцию по аккуратности описания, полноте и завершенности соперничающую с коллекциями более опытных этнографов» . Не случайно автор краткого предисловия к этой прекрасно изданной книге Билл Холм, ученик Боаса, свидетельствует, что когда в 1960 г. ему довелось побывать у квакиютлей  Ванкувера, то старики из деревень Форт-Руперт и Алер-Бэй вспоминали «русскую девушку», сопровождавшую Ф.Боаса в 1930—1931 гг., рассказывали, как поразительно быстро она освоила их «веревочную игру» на пальцах, и интересовались, когда снова приедет Джулия. Об этом же они спрашивали и американского ученого Рональда Ронэра, побывавшего в Форт-Руперте в 1962 г.  «Русская студентка» старалась максимально использовать свое пребывание в Северной Америке. Оказавшись в начале 1931 г. в Оттаве на обратном пути с о-ва Ванкувера в США, она не преминула познакомиться с экспонатами Канадского этнографического музея. Причем директор его Д.Дженнес  лично ознакомил посетительницу из далекой России с коллекцией особо интересовавших ее предметов обихода и добычи средств к существованию индейцев квакиютль . Находясь в Нью-Йорке, Аверкиева поддерживала регулярную связь со своими университетскими учителями и наставниками в Ленинграде — В.Г.Богоразом и Н.М.Маториным.
 ...Вернувшись в мае 1931 г. из Америки в Ленинград, Юля пе-
редала в МАЭ собранную ею за время экспедиции на о-в Ванку-
вер коллекцию, насчитывавшую 61 предмет культуры и быта ин-
дейцев квакиютлей.
 Затем, получив документы об окончании
Ленинградского университета, она в июле того же года стала ас-
пиранткой МАЭ, а в августе по договору — научным сотрудни-
ком II разряда отдела Северной Америки МАЭ на
 1/2
 ставки


Темой своей кандидатской диссертации Аверкиева выбрала про-
блему возникновения в недрах первобытнообщинного строя ран-
них форм рабовладения на примере индейцев северо-западного
побережья Северной Америки. В те годы это было новаторской
исследовательской задачей.
Но кроме работы над диссертацией начинающей аспирантке
пришлось заняться переводом на английский язык части руко-
писи старейшего этнографа и одного из ее первых учителей в
Университете Л.Я.Штернберга...

Весной 1932 г. в журнале «Советская этнография» появилась
небольшая статья с кратким обзором основных исследователь-
ских центров в США, занимавшихся проблемами этнологии и
физической антропологии, а также теоретических концепций
трех крупнейших американских ученых в данной области нау-
ки.

 Это была первая научная статья, опубликованная аспи-
ранткой МАЭ Аверкиевой, будущим многолетним главным ре-
дактором журнала. А в декабре 1931 г. ее премировали 300 руб-
лями «за хорошее качество учебы и производственной работы».
 
В июле 1935 г. Юлия Павловна «на основании состоявшейся
публичной защиты диссертации» была утверждена кандидатом наук.
 
  И в том же году в «Советской этнографии» появилась
написанная на основе диссертации вторая ее статья.
 
 
Полностью диссертация была опубликована в виде моногра-
фии «Рабство у индейцев Северной Америки» в 1941 г., а позже
дважды, в 1947 и 1966 гг., издавалась на английском языке в Ка-
наде.
 
  И это не случайно, ибо скрупулезный анализ конкрет-
ного материала о патриархальном рабстве у индейцев северо-
западного побережья Северной Америки позволил Аверкиевой
прийти к интереснейшим выводам о специфическом пути воз-
никновения рабства в условиях развитого рыболовческого, т.е. в
основе своей присваивающего, хозяйства, вскрыть механизм про-
цесса классообразования в обществе высокоспециализированных
рыболовов и охотников на морского зверя...





Рецензии