М. А. Врубель Демон поверженный

«Демон поверженный», Художник М.А. Врубель, Третьяковская галерея.
Из воспоминаний А. Бенуа…
Врубеля томило творческое беспокойство: картина уже висела на выставке «Мира искусства», но художник, приходивший каждое утро в зал с кистями, всё менял и менял лицо Демона. «Лицо становилось всё страшнее и страшнее, мучительнее, его (демона) поза, его сложение имели в себе что-то пыточное-вывернутое…» Врубель назвал своё творчество не иначе как «ikone», настаивая тем самым на его сакральном характере.
Мои впечатления…
Честно говоря, я шла в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть картину Врубеля «Демон». Я встречала её на различных репродукциях, но живьём не видела никогда и, оказавшись в зале Врубеля, в стенах Третьяковской галереи, я направилась именно к ней, встретив на своём пути одно маленькое препятствие – картину «Демон поверженный». Эту картину я тоже прежде встречала на различных репродукциях, но никогда даже внимания на неё не обращала, пока не увидела это полотно живьём.
Первое, что я увидела на полотне «Демон поверженный», это драму. Это драма не пугает, не удивляет, она просто есть и написана перламутровыми красками, что придаёт картине живую игру красок. И, в этой драме, казалось бы, нет ничего удивительного. Образ Демона поверженного мне знаком с раннего детства из рассказов о боге. Он неразлучно шёл рядом со мной на протяжении жизни, вместе с моей верой и я привыкла к нему. И этот образ Демона поверженного давно стал неотъемлемой частью моей жизни, и не только моей. Он стал частью истории всего человечества и пересказывается из поколения в поколение. Демон поверженный часть нашей жизни и часть нашей истории. Он просто есть и всегда был, и это привычно. И в этом тоже нет ничего удивительного, ровно до тех пор, пока ты не изучишь досконально правую сторону полотна, на котором он изображён.
Образы людей в центре правой стороны полотна еле различимы. Это лишь контуры, лёгкое очертание фигур. Немного футуристические, но узнаваемые.
Наиболее ощутимы на полотне картины из этих фигур только две – мужчина и женщина, что непринуждённо сидят возле Демона поверженного и, кажется, даже не замечают этой драмы. Они абсолютно беззаботны, и чем больше ты смотришь на них, тем более явно это понимаешь. Но, они лишь тень, блеклое эхо на фоне развернувшийся драмы этой картины, в которой центром является Демон поверженный. И эта тень человечества на полотне Врубеля, несёт в себе совершенно потрясающий смысл и наталкивает на один интересный вопрос: Зачем, мы придаём столько значимости поверженному демону, образ которого занимает не только большую часть полотна картины Врубеля, но и нашей жизни?
Я смотрела на эти беззаботные образы людей, что практически сокрыты в правой части картины, и не могла понять. Почему они совсем не обращают своего внимания на поверженного демона? Эти люди сидят в стороне глобальной драмы полотна, и, кажется, даже не видят её.
И эта драма картины действительно глобальна, она занимает большую часть полотна и первое, что ты видишь глядя на картину, это именно её. Эта драма явна и на неё не возможно, не обратить своего внимания, но образы людей, что продолжают беззаботно сосуществовать рядом с этой глобальной драмой, совершенно не беспокоятся о ней. Эти люди просто не касаются этой драмы, а драма поверженного демона не касается их. Они как бы часть одного целого мира, что увлекает за собой ум, но людям, словно совершенно не нужен этот демон. 
И это прекрасно! Это самое удивительное, что я видела в своей жизни. Эта сакральная мысль Врубеля, что высказана в этой картине, она повергла мой ум в восторг!
Какой бы глобальной не была эта драма, развёрнутая на весь мир, люди не должны обращать на неё внимание. Люди должны позволить ей истлеть и исчезнуть. Должны позволить этой драме освободить мир, освободить умы человеческие и кануть в лету, чтобы была возможность продолжать беззаботно жить и не касаться драмы поверженного Демона никогда. Не касаться этой тьмы!
Людям абсолютно не нужна эта библейская драма. Людям не нужен сатана. И более того, им не нужна вера в сатану.
Демон повержен. Он рядом, но он повержен. И в нём нет жизни. Он мёртв!
Демон мёртв в жизни. Демон мёртв на полотне гения. И вера в демона должна тоже умереть. Эта вера есть, она рядом, и какой бы глобальной она не была, она должна умереть и больше не касаться людей. 
Потому что люди свободны от этой драмы. Она есть, но они свободны от неё. И это прекрасно! Это удивительно! Это восторг!


Рецензии
Образ Демона поверженного намного глубже, и Врубель неспроста назвал его "Икона". Это Богоборец, протестующий против устоявшихся мнений и понятий, отсталости общества, в том числе и в искусстве...

Светлана Шакула   05.09.2018 10:46     Заявить о нарушении