Как помирить буквы. Глава 11

 Предыдущая глава:http://www.proza.ru/2016/03/23/2127

Девушки переглянулись, Письма усмехнулась:
– Без заучивания букв невозможно научиться читать.
– Я так и знал, – шепнул Ваня сестре горестно. – Придётся нам здесь всю жизнь торчать.
– Я думаю, мы попали в необычную страну.  Здесь разговаривают буквы, летают звуковички. Возможно, есть другой способ? – посмотрела девочка с надеждой на Усту.
– Ах ты, маленькая хитрюга! – воскликнула Письма. – Знаешь, кто может вам помочь!
– Я ничего не знаю, – растерялась девочка. – Только ведь это принцесса Уста командует звуковичками, правда?
– Ну и что?
– Звуковички такие добрые, они показали нам, как правильно читать. Возможно, и теперь помогут?!

 Чудесные бабочки закружились вокруг детей, образовали большой хоровод. Эта красочная гирлянда начала сужаться, соединившись в огромный цветной шар. Вот он распался, и на парты посыпались кубики с картинками.
– Что это? – воскликнули дети, разглядывая необычный подарок.
– С помощью этих кубиков можно быстро выучить буквы, – сказала Уста.
– Правда? – спросил Ваня. – А как?
– Видите, на каждой стороне кубика есть буква, а рядом картинка?
– Видим, видим, – обрадовались брат с сестрой.
– Какие предметы вы знаете?
– Вот здесь нарисован мак, я знаю, что первая буква в этом слове эМ, а звук (м), – закричал мальчик.
– А я вижу кота, но не знаю, какая здесь буква, – огорчилась Таня.
– Знаешь, знаешь, – успокоила её принцесса. – Произноси слово, какой первый звук?
– К-к-к-от, – произнесла девочка. – Первый звук (к).
– Правильно, буква называется Ка.
– А я нашёл картинку, где нарисована  жёлтая бутылочка. Думаю, в ней сок. Здесь же дерево с сучком. Сейчас попробую произнести: с-с-сук, с-с-сок. Точно, здесь звук (с), – обрадовался Ваня.
– Правильно, – подтвердила Уста, – здесь звук (с). На письме он обозначается буквой эС.
– А я нашёл буквы, которые мы выучили, – обрадовался Ваня. – Вот здесь буква У, нарисована улитка: у-у-у -литка. Правильно?
– Да, – кивнула принцесса.
– А здесь буква А и какой-то большой зелёный шар.
– Шар называется арбуз, он очень вкусный. Это такая большая-большая ягода, – вступила в разговор Письма.
– Вот так ягода! – воскликнули дети.
– Видимо, пора сделать перерыв и попробовать арбуз, – предложила Письма, Уста согласилась.
 
Принцессы ушли, а дети с интересом продолжали разглядывать картинки, узнавая некоторые предметы.
– Ой, Таня, смотри, что я нашёл! – воскликнула Ваня, показывая картинку на кубике. – Это рыба. Она живёт в реке. Я там плавал с папой.
– Помню, – отозвалась сестра с грустью. – Папа поймал нам рака, я  испугалась, когда он меня своим пальцем ухватил.
– Каким пальцем?! – рассмеялся брат. – У раков нет пальцев. Он ухватил тебя клешнёй.
– Точно, папа так и говорил.
– Не хнычь, а то буквы испугаются и исчезнут, – предупредил Ваня.
– Я не плачу, грустно очень.
– Лучше картинки смотри, – посоветовал мальчик. Мы же решили быть трудолюбивыми.
– Я стараюсь, – Таня вздохнула и продолжила перебирать картинки, откладывая знакомые в сторону

Тут появились принцессы. Они несли подносы, на которых лежали ломтики спелого арбуза.
– Переменка, переменка, – провозгласила Уста.
– Мыть руки! – скомандовала Письма.
 Дети бегом направились в умывальную комнату. Через несколько минут они с удовольствием откусывали красную мякоть.
– Вкуснятина! – Ваня закрыл глаза от удовольствия.
– Точно!
После десерта брат с сестрой поблагодарили девушек, умылись и быстро сели на свои места.
– Давайте продолжим урок, – попросила Таня.
– С удовольствием, – отозвалась Письма. – Вы нашли знакомые предметы?

 Дети встали и наперебой начали показывать картинки и рассказывать о предметах, на них изображённых.
– Очень хорошо! – одобрила Уста. – А теперь слушайте внимательно и запоминайте. Каждое слово, обозначающее нарисованный предмет, начинается с какой-то буквы.  Буква имеет имя, немного отличающееся от звука, но для чтения нужно произносить именно звук. Например: мак, первый звук (м). Сок – первый звук?
– С-с-с, – пытались тянуть брат с сестрой.
– А теперь сами берите кубик и называйте первый звук в слове, – предложила Письма.
– К-к-к-от  – первый звук (к).
– Ослик – первый звук (о), – пропела Таня. – Он гласный, а твой звук согласный.
– Знаю-знаю, – поспешил сказать Ваня. – У меня все звуки согласные, например, в слове шар – это (ш), в слове хлеб (х).
– Как приятно с вами работать! – сказали учительницы в два голоса.
– А как читать-то? – спросил Ваня.
– Нужно из кубиков составлять слова и произносить звуки, – пояснила Уста.
 
Дети испуганно переглянулись. Они переводили взгляд с принцесс на кубики, глаза у них увлажнились.
 К столу с кубиками подошли Мягкий и Твёрдый знаки.
– Можно мы будем составлять слова?  – спросил старший брат.
– Конечно, – одобрительно посмотрели на них принцессы.
 Знаки быстро переставили кубики и посмотрели на девушек.
– Сначала прочитайте слоги, – сказала Уста, отодвигая кубики. – Вот смотрите, эта буковка стоит, а к ней бежит другая, но вы называете при чтении звук, не забыли?!
Девушка поставила кубик с буквой М, а к нему стала пододвигать кубик с буквой А. и запела:
– А-а-ам.
 Затем  принцесса поменяла кубики местами:
– М-м-ма.
– Запомнили? Попробуйте сами.

 Таня смело взяла кубики и начала произносить:
– У-у-м. М-м-му.
– Теперь я, – подошёл с другой стороны стола мальчик.
Он отодвинул приготовленные кубики и поднял один из них над столом:
– Этот звук я знаю –  облако, ослик –  (о). У меня звуковичок летит к другу: о-о-ом, м-м-мо.
 
Таким же образом дети прочитали несколько раз слоги ар – ра, ур – ру, ор – ро, ос – со. Затем слова: ма, ус, ас.
– На сегодня, думаю, хватит, – сказала Уста. – Устали?
– Нет-нет, – заверили дети. – Можно слово побольше?
 Знаки обрадованно зашумели, передвигая кубики.
– Только не забывайте, что гласные тянуть нужно, а согласные произносить быстро, – напомнила Уста. – Будем читать односложные слова пока.
 
Таня  с опаской смотрела, как знаки двигают буквы, на лице скользила неуверенная улыбка. Но вот она упрямо сдвинула брови  и посмотрела на составленное слово.
– М-м-а-а-ак. Мак! Мак! – захлопала девочка в ладоши.
 
 Ваня недоверчиво посмотрел на сестру, на принцесс и выбрал слово:
– Р-р-а-а-ак.. Рак? – повернулся он к Усте.
– Правильно?
– Правильно, правильно, – заверила девушка.
– Неужели  я смог прочесть это слово? – удивился мальчик.
– Вот видишь! Не так уж это и сложно, – вступила в разговор Письма. – Конечно, большинство людей читает не по кубикам, но ведь картинки нужны для запоминания букв. Как только запомните их – начнёте читать книги.
– А для этого нужно тренироваться много-много, – сказала Уста.
– Как же нам тренироваться, ведь мы ещё не умеем составлять слова? – спросил Ваня.
– Я тоже хотела об этом спросить, – поддержала брата Таня. – Мы могли бы и вечером читать слова по кубикам, и утром…
– Но не ночью! – воскликнула Уста, а Письма добавила:
– Не забывайте: дети растут ночью, поэтому спите хорошо.
В разговор вступили знаки:
– Захотите почитать – зовите нас, мы всегда составим для вас слова.
– И нас, и нас! – запорхали  над головами детей звуковички.



 Следующая глава:http://www.proza.ru/2016/04/19/1201


Рецензии
Если всё происходит в игровой форме, то и учёба в радость, и скучать не приходится!))) "Играя - учись"!!!*)))

Эйрэна   26.03.2016 20:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирина! Вот так и играем, стареть некогда. Всего хорошего! С теплом

Еремеева Валентина Владимировна   26.03.2016 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.