Дозорный Тьмы

Продолжу в сём тексте* разговор о важнейшем, о так называемой медиа-среде, модифицирующей наше прошлое, довлеющей над настоящим и формирующей наше будущее; о существенной части сей среды – фантастической литературе, т.к. по-прежнему сохраняется – весьма условное, разумеется – разделение целевых аудиторий: толпе – кино (а также вино и домино), элите – книги (а к ним - театр, балет и преферанс)…
*Составляя текст, я потянул – слегка - лишь за некоторые «ниточки», оных – великое множество, поэтому всем желающим могу лишь также пожелать успеха в продолжении распутывания «клубка».

***
Цитирую по ссылке в блоге одного из многочисленных пользователей инет-сервиса «Живой журнал», Лукьяненко С.В. ( www.dr-piliulkin.livejournal.com ), «на все его книги в электронном виде» ( www.elkniga.ru/pages/biblio_authors/?subject=44957 ):

«Сергей Васильевич Лукьяненко, ключевая фигура современной российской фантастики. Многие его романы стали культовыми сразу после выхода.
Его творчество служит прекрасным образцом того, что совместить в одном произведении и сюжетную, и интеллектуальную остроту - действительно возможно!
…После громкого киноуспеха «Ночного дозора» любое новое произведение Сергея рассматривается под двойной лупой».

Из отзывов поклонников (там же):

«Все его книги читаются просто на одном дыхании. От них вообще невозможно оторваться - полное ощущение погружения. Причём при перечитывании это ощущение не пропадает.
…Обожаю Лукьяненко! Его стиль письма зачаровывает! А чего стоит один «Лабиринт отражений»!
..Богатый язык вкупе с философским подтекстом, неожиданные концовки, а как обрисовано зло!.. Какие правильные, мудрые мысли... Какая порой боль сквозит в его произведениях! И отчаяние (!), переплетающееся с юмором. Бросает то к огненной стене, то к ледяной... Сергей ведёт читателя по лабиринтам своей фантазии, как проводник, не давая оступиться.
…Его романы, особенно про настоящее время, очень хорошо показывают человеческую натуру. Он наделяет своих героев характерами и мыслями, которые можно встретить каждый день. Если не у себя, так у соседа. Гений в общем.
…Лукьяненко хорош тем, что он разный. Столько книг - и все разные…»

И резюме:
«Хотите увидеть мир новыми глазами? Читайте книги Сергея Лукьяненко!»
Подозреваю, что автор сего инет-анонса сам не понял, что написал. А огласил он весьма сурьёзное: переформатирование мировоззрения читателей…

Согласно Википедии,

«…В январе 2010 года журнал «Эксперт» составил рейтинг десяти лучших российских писателей, в котором Лукьяненко разделил с Александром Кабаковым и Борисом Акуниным 5 — 7-е места. Журнал выставил писателям оценки по семи параметрам: «Премии», «Признание экспертов», «Тиражи», «Наличие фанатов», «Публичность», «Наличие экранизаций», «Репутация», и в сумме Лукьяненко, так же как Кабаков и Акунин, набрал 26 баллов, причём за премии Сергей Васильевич получил один балл: журнал ошибочно посчитал, что в активе Лукьяненко нет ни одной премии. В итоге Лукьяненко отстал на 5 баллов от победителя — Виктора Пелевина — и на 3 балла — от занявшей второе место Людмилы Улицкой…»

Т.е., согласно мнению экспертов, Сергей Васильевич является одним из лучших современных отечественных писателей (особенно,  если добавить-таки недоначисленные баллы за премии) вообще и, соответственно, лучшим фантастом России.
Мне трудно прокомментировать сие мнение: о творчестве самого лучшего писателя, Пелевина, я - разумеется, наслышан и даже, помнится, читал какие-то фрагменты из каких-то его произведений (что-то этакое «в кабаке сидела группа лиц кавказской национальности… один из них», вроде как суфий, «начал исполнять танец смерти, в стремительном кружении стреляя из пистолета и убивая затесавшихся туда же врагов…»); фамилия Улицкой мне также знакома – но уже ничуть не более того; Б.Акунин-Чарташвили и Кабаков – практически аналогично. И, что парадоксально, мне – в общем и целом – не стыдно, что я так отстал от культурно-литературной жизни. Оная жизнь, отчасти, является отражением (нередко, ещё и кривым вдобавок) жизни нынешней, а таковой мне вполне хватает и – как ныне выражаются – в реале, отчасти же оная именно занимается формированием сего – вызывающего немалое отвращение -  реала.

В сём списке Лукьяненко является небольшим исключением: много лет тому назад я читал его рассказ «Л» - значит люди». (Что характерно, память относит его прочтение ещё к школьным годам, т.е., не позднее 1983-го, тогда как в Википедии написание оного датировано 1989-ым, а издание – 1991-ым… на «официальном» же сайте писателя, www.lukianenko.ru , рассказ только упомянут в списке произведений; поэтому не знаю – на что понадеяться: на Википедию или всё же на свою память!).
Идея рассказа проста: можно – и нужно! - оставаться человеком не только в самых экстремальных условиях, но даже и в нечеловеческом обличии. Главный герой рассказа – «имитатор», человек, организм которого перестроен так, чтобы приспособиться, выжить и действовать именно в таковых условиях.
Также, разумеется, привлекательны – особенно для всё ещё верящих в сказки детей (а пока так – человечество может на что-то надеяться) и пылких, мечтательных подростков - описанные сверхвозможности главного героя: возможности делать добрые дела, приходя на помощь людям в самых затруднительных, обычно называемых безвыходными, ситуациях.

Но… рассказ был прочитан, а автор его не запомнился – в отличие от многих других отечественных, тогда ещё советских, фантастов.
Лишь спустя долгие годы (летом 2013-го) я прочёл дилогию Сергея Васильевича «Звёзды – холодные игрушки» и «Звёздная Тень» (на сайте писателя датированы, соответственно, 1996-ым и 1997-ым годами). И - относительно оных романов - могу подтвердить: да, действительно, сюжетная острота и острота интеллектуальная совмещены в них просто-таки блестяще! Но наиболее важно в них то, что главный герой их, Пётр Хрумов, достигает успеха в самых головокружительно-смертельных переделках метагалактического масштаба, действуя так, как подсказывает ему его совесть. Отказываясь следовать трезвому расчёту собственной и своего немногочисленного окружения выгоды. Сей «штрих» - дорогого стоит!

Прочёл же я два этих романа исключительно по рекомендации: не было бы таковой - и читать бы Лукьяненко не стал. Дело в том, что довольно-таки давно посмотрел фильм по его роману «Ночной Дозор» (видимо, ещё в 2004-ом, когда состоялась российская премьера сего фильма) и… больше ничего «от Лукьяненко» не смотрел и не читал (а в оном «дозоре» запомнился разве что довольно-таки неожиданный и омерзительный «вампир» Золотухин… в кого только не превратишься - из хозяина тайги, Бумбараша и Фёдора Симеоновича от Стругацких - при рыночной-то, т.е., всепродажной - жизни!).

Кстати, в упомянутом выше каталоге электронных книг Лукьяненко ( www.elkniga.ru/pages/biblio_authors/?subject=44957 ) «Дозоры» (а я насчитал их уже шесть: кроме ночного, сочинены дневной, сумеречный, последний, мелкий и, наконец, новый…) отнесены к … современной прозе. Т.е., самые популярные (эпитет сомнительной, надо заметить, комплиментарности) произведения писателя-фантаста фантастическими - вроде как - и не являются…

Что немаловажно, «дозоры» неплохо расходятся и за границей:

«- Говорят, что Ваши романы о «Дозорах» разошлись по всей Европе?
- Первые тиражи «Ночного дозора» уже распроданы в Италии (18 тыс.) и Германии (20 тыс.), дополнительные тиражи и «Дневной дозор» уже почти готовы.
Скоро книги «дозорной» трилогии появятся и в других странах Европы: в Великобритании, Испании, Франции, Голландии… А также в США, Японии, Южной Корее, Таиланде, Вьетнаме, Израиле, Китае»
( www.lukianenko.ru/common_faq_rus/140.html , из довольно-таки давнего интервью,- с тех пор, надо полагать, и на пыльных тропинках в далёком Гоа* остались дозоров следы – если несколько перефразировать песенку, повествующую об иной фантастике, настоящей).

*Рекомендую почитать про Гоа и гоа-транс, скажем, здесь www.ru.wikipedia.org/wiki/- .

А на днях (август 2013-го) Сергей Васильевич проанонсировал в своём блоге песню немецкой пауэр-металл-группы «Powerwolf» «Ночной Дозор» ( www.dr-piliulkin.livejournal.com/444133.html ), коим - по отзывам – очень понравился соответствующий фильм...
Вот примерный перевод оной песни одним из фэнов Лукьяненко (что мало связно и без знаков препинания – так ведь на заборах да на стенах именно так и пишут):

«В тайгу
Глубоко в темноту
Земля дикарей рядом
Кровь в твоих венах и библия в голове
Мы завоёвываем землю необетованную…
В огонь
Возврата нет
Нас послал сам господь
С солнцем в ад а в небеса – клинок
И без смертных грехов для искупления

Огонь
Мы пришли предать мир огню
Мы пришли, чтобы собраться вместе и подняться над тьмой
Всегда умирай с мечом в руках

Глубоко в дикой стороне
Идём мы вперёд
Проклятые и замороженные живьём
Неся мороз как дьявол которого мы славим
Возрождённые желанием выжить
Во тьму вперёд скачем мы
Чтобы остановить проклятие нашего голода
В поисках крови и жалости нет в голове
Убиваем мы сразу после полуночи»…

Название группы наиболее точно, на мой взгляд, переводится, как «Волковласть» - именно так, одним словом, отражающим производимое упрощение языка… причём, английское (а немецкая группа поёт на - ломаном, но – английском, вставляя в припев русское «ночной дозор») слово «power» имеет два ключевых значения: «сила» и также «власть». В (условно так называемой) Западной культуре власть порождаема силой и удерживаема насилием, тогда как в Русском языке (и в Русском Мире) власть подразумевает установление лада в обществе, о чём свидетельствует, к примеру, соответствующий глагол «владеть» («…не в силе Бог, а в Правде!»)… и в Русских традициях – слабого поддержать, глупого вразумить, бедствующему помочь, но не пользоваться недостатками окружающих для господства над ними.

Однако, пожалуй что вариант экспорта русской культуры, описанный В.С. Высоцким
«…Проникновенье наше по планете
Особенно заметно вдалеке:
В общественном парижском туалете
Есть надписи на русском языке!»
более безобиден…

Итак, безумные волки, дрессированные яйцеголовыми марионетками глобальных гроссмейстеров (о сей дрессуре, кстати, упоминается в статье Н.А. Шама «Всеоружие. Пси-войны: Запад и Восток» - проект «МК-Ультра», №6 журнала «Сверхновая реальность»)… пожалуй, что ярче, образнее про соответствующую – ведущую, судя по всему – часть творчества С.В. Лукьяненко не скажешь!..
А то, что источник вдохновения дрессировщиков – один и тот же, подтверждает – косвенно, разумеется – сам автор:

«- Есть ли какая либо связь между циклом Джорджа Мартина "Песня огня и льда" и "Дозорами"?
- Признаюсь честно, я и сам вздрогнул, услышав про Ночной Дозор, который действует в книге Мартина, и более того - сражается с Иными. Книгу Джорджа Мартина я ранее не читал, вышла она на русском позже "Ночного Дозора". Объяснений пересечения может быть два, и скорее всего, в той или иной мере задействованы оба фактора. Первое - Джордж Мартин тоже видел картину Рембрандта "Ночной Дозор"*... Второе - переводчик мог читать "Ночной дозор", и из всех вариантов перевода "Ночная стража"-"Ночной патруль"-"Ночной дозор" предпочесть последний»
( www.lukianenko.ru/books_faq_rus/131.html ).

*О картине [щедро цитирую Википедию]:
«Ночной дозор» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году.

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить своё новое здание групповыми портретами шести рот.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане … в месте золотого сечения … На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина ... многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. … в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, … эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц*. Непонятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку, и многое другое...

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём»

*Возможно и такое объяснение: девочка (на изображении в Википедии возраст оной трудноопределим: где-то от десяти до сорока), «замочившая» вестника рассвета, грозу нечистой силы, петуха…

Впрочем, речь всё же – о творчестве Лукьяненко, а не Рембрандта Харменса ван Рейна (выходца с Рейна, то бишь), умершего почти 350 лет тому назад (годы жизни: 1606—1669) –

«…голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство*».

*А другими словами – был мастером эмоциональной подкачки неких эгрегоров (один из них – библейский, разумеется!), в кои были включены - как в то время, так и ныне - представители элитных кругов. И почему один из ведущих отечественных программистов нашего будущего, в качестве писателя специализирующийся по «элите», Сергей Васильевич Лукьяненко, вдохновился оным ночным-дневным дозором – весьма существенный вопрос.

«…Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена. Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты*.

Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк … , который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это были … картины итальянских мастеров и гравюры, … античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты»

*Меннониты «…до 1572 года … в Нидерландах … подвергались жесточайшим преследованиям. Крещение взрослых, отрицание присяги, уклонение от военной службы … вызывали общую ненависть даже в народе, считавшем меннонитов противниками не только церкви, но и государства.
…Лучшим в это время явлением между меннонитами было общее почти стремление устроить свою жизнь наподобие первобытной христианской общины.
…В эпоху борьбы за освобождение Нидерландов голландские меннониты оказали великие услуги своему отечеству, жертвовали нередко всем своим состоянием, вступали солдатами* в армию Вильгельма Оранского** … Вследствие этого они получили полную свободу богослужения, право заводить школы и созывать соборы из представителей своих общин».

*Разумеется, служба службе – рознь!.. это только сейчас – при посильном содействии писателей-фантастов, далее о сём говорит и Лукьяненко - нравственный диапазон обычного человека или, другими словами, типичного представителя толпы расширен до того, что он может одновременно служить и Господу, и дьяволу (см. выше текст песни), не подозревая при сём об их идентичности (см. далее)…
**Принц Вильгельм/Виллем I Оранский по прозвищу Молчаливый, с 1572-го по 1584 гг. – правитель Штатов Голландии и Зеландии с почти диктаторскими полномочиями; убит испанским агентом… дабы потеснее увязать повествование с родной почвой и дать ещё одну «ниточку», за каковую желающие могут потянуть, напомню: 1584-ый – также и год смерти царя Ивана IV Васильевича, коего враги заслуженно прозывали Грозным (в сём случае, говорят, англичанка нагадила, а не гишпанцы)…

Однако,- согласно доступным источникам, именно после написания пресловутого дозора звезда маэстро стала клониться к закату.

«…Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план…

Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» … повлиял на дальнейшую карьеру художника. По всей вероятности, распространённая легенда о провале этой работы не имеет под собой серьёзных оснований. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Я обвиняю!» (2008)
Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание.

Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. … Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой*.

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил ... о банкротстве. После распродажи в 1657—58 гг. дома и имущества … художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни».

*Сергей Васильевич библейскими сюжетами, вроде как, не интересуется. А вот моменты бытия его также привлекают самые что ни на есть переживательные… видимо, до тех пор, пока ракурс рассмотрения оных моментов устраивает консервативных меннонитов, его звезда будет являться путеводной для соотечественников - и не только...
Касательно же еврейского квартала в Москве – к сожалению - в отличие, скажем, от Праги или Бобруйска (см. www.trakt.by/tours/evrejskoe-nasledie-belarusi ), в нашей столице всё как-то рассосалось (в т.ч.,
«…Зарядье … компактный еврейский квартал в самом сердце города просуществовал до 1960-х годов, когда на его месте была построена гостиница «Россия»,
www.languages-study.com/berlin/moscow-shtetl.html ... однако, символично, не правда ли?!. не менее, пожалуй, чем строительство бассейна на месте храма Христа Спасителя).

Вообще же, проникновенье – на сей раз уже не наше, а нидерландов в Россию – глубочайшее: начиная, условно, с ученической миссии первого российского императора Петра Алексеевича Романова, коего, согласно ряду версий, и вообще подменили за границей!.. кстати, «…генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга был португальский еврей Дивьер, привезённый Петром из Голландии в 1697 г. ... и ставший впоследствии зятем светлейшего князя А. Д. Меншикова»
www.bukharapiter.ru/content/view/504/37 , очень много талантливых – о сём качестве см. далее – людей привёз с собой будущий император для обустройства России!- и заканчивая нынешними теснейшими экономическими отношениями:

«Германия - главный торгово-экономический партнер России. На нее приходится около 9% общего российского внешнеторгового оборота (на Нидерланды - 8,7%, Китай - 7,5%, Италию - 7,1%, Украину - 5,7%, Белоруссию - 4,8%)»…
по объёму инвестиций в России Нидерланды занимают ВТОРОЕ место – после Кипра ( www.finam.ru/analysis/forecasts00DCE/default.asp , информация 2009 г.).

Кстати, «В Санкт-Петербурге, в городе Пушкин, в Александровском саду возле Белой башни установлена композиция из бронзовых статуй, копирующая персонажей и композицию картины» (по Википедии) - да-да, той самой.

Зело близка нам Голландия!.. см. на ту же тему «Марсуан: сделано через Голландию» , www.razumei.ru/lib/article/1879 , особливо примечания... и той же самой магистральной дорогой, по которой идёт (со смехом расставаясь со своим прошлым) всё прогрессивное человечество, пытаются увлечь и нас…

Словом, для житейского благополучия и возможности заниматься любимым делом за неплохое вознаграждение, необходимо попросту ладить с голландией…
Возвращаясь к тексту песни «Powerwolf/Волковласти» и текстам упомянутых книг: как говорится, ноги растут из одного и того же места – из глубокой… древности… из одного и того же эгрегора, библейского (он же - «Господь», господин господинов, он же – «сатана»).
Однако, как человек вполне светский, не какой-нибудь там безбашенный сатанист или открытый исполнитель эгрегор-накачки столкновения цивилизаций (скажем, «белые волки» против «серых волков»), вроде Салмана Рушди, Лукьяненко старается оправдать таковое своё творчество:

«- Скажите, есть ли в ваших «Дозорах» какие-то табу?
- Я стараюсь избегать мрачных, шокирующих сцен. Хотя в таких вещах про оборотней, магов, колдунов, вампиров они естественны. В принципе я это табу уже немножко нарушил: у меня есть достаточно тяжёлые сцены в «Последнем Дозоре». Но я это сделал сознательно: мне не понравилось обилие молодых людей, которые с энтузиазмом играют в «Дозор» и называют себя вампирами. Немножко это дело надо развенчать. Нельзя вот так слишком уж приукрашивать силы зла.

- Почему в "Дозорах" Вы нелестно отзываетесь о служителях Света?
- Силы Света и силы Тьмы - это вовсе не силы Добра и Зла. Речь идет о противостоянии двух спецслужб. Но спецслужба страны, отстаивающей абсолютно правое дело, не сможет работать абсолютно чистыми руками. У меня было желание показать, что Светлые, которым я симпатизирую, несмотря на особенности своей работы, остаются более правыми.
…Я давно хотел написать сказочную фантастику, но гномов и эльфов мне описывать неинтересно. Но как описать магию, если в жизни мы её проявления не наблюдаем? Родилась идея Сумрака, как площадки битв магов, которые живут среди нас, как обычные люди, а отношения выясняют в Сумраке, чтобы не волновать обычных людей. Следом появилась идея контролирующей магов организации - Ночной дозор…»
( www.lukianenko.ru/books_faq_rus/131.html ).

Проявления магии в нашей жизни – буквально на каждом шагу. Самое наглядное – для самых маловерных: практически мгновенное уничтожение скопления боевой техники и живой силы противника, как результат произнесения всего нескольких слов, вроде «Батарея! Огонь!» (прочее же – слаженность действий артиллерийского расчёта, техническое его оснащение и т.д. - вполне можно рассматривать – для наглядности, разумеется – в качестве лишь опосредующих ретрансляторов магического воздействия), в магии для профанов сие именуемо заклинанием...
Касательно же шокирующих сцен – так ведь иначе сознание читателей переформатированию не поддастся, поэтому – волей-неволей, а без таковых никак не обойтись!..

Конечно же, не на содержании одних лишь дозоров (коих, к тому же, я и не читал – и не собираюсь) основаны таковые рассуждения; потрудился ознакомиться и – согласно рекомендациям Сергея Васильевича

 «- Какую свою книгу Вы считаете самой лучшей?
- …из уже вышедших — пожалуй, «Осенние визиты», «Лабиринт отражений», «Ночной Дозор», «Холодные берега».

- С чего лучше начать читать Ваши книги?
- Обычно всем «компьютерщикам», или просто не чуждым интернета, я советую начать с «Лабиринта отражений». Если не пойдет — попробуйте прочитать «Линию грез», «Ночной Дозор» или «Осенние визиты»
( www.lukianenko.ru/common_faq_rus/141.html )

- с «Осенними визитами» («Лабиринты», действительно, не пошли - с первой же страницы). Кстати, оные «Визиты» отнесены к … научной фантастике… при такой научной фантастике наука быстро вернётся к алхимическим рецептам средневековых манускриптов!..

Несмотря на немалое число психологически достоверных эпизодов, «правильные мудрые мысли» (цитирую фэнов) и, конечно же, сверхдинамичное, практически непредсказуемое (по крайней мере, для неспециалиста) развитие сюжета, общее впечатление таково: мрачная некрофилическая фантасмагория, разыгрываемая среди картонных декораций. Что весьма неуместно к прочтению даже и сегодня, когда т. наз. внутриполитическая обстановка в России более-менее устаканилась - не говоря уж о времени публикации - 1998-ом (написано же - согласно Википедии - в марте 1996-го). Лихое было время, 90-ые!.. преступный передел, беспредел и - трупы, трупы… взаимоинициирующие, однако, и взаимоподдерживающие процессы – описание и реализация! - о чём и сам автор в сём произведении говорит:

«Драка. Вся жизнь — драка. Можно уйти от политики, от карьеры, от любви, спрятаться за куском холста или листом белой бумаги — всё равно жизнь останется поединком, просочится в краски картины и строчки текста. Иначе они никому не будут нужны. Жизнь лишь материал, через который смерть осуществляет себя, не более того. И чтобы сказать о любви, приходится говорить о ненависти»...

Однако!.. спорное определение жизни; по крайней мере,- если именно приходится, а не хотится, то можно ведь попробовать драку прекратить… а можно и подлить … бензина (масло уже неактуально) в огонь, да ещё и с немалой для себя выгодой…

Вот другой писатель – а также и поэт - писал:

«…И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал»
(А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»)…

Так что вряд ли будет долго любезен народу Сергей Васильевич – буде ещё можно вести речь о Народе… а толпе, конечно же, нужно зрелищ, да покровавее… хотя, безусловно, его наблюдение – верно:

«— Что совершил страшный и жуткий Хайд, воплотивший для Стивенсона все мыслимые пороки души человеческой?
— Убил кого-то.
— Да. Убил. А ещё пнул ребёнка. Тебе не кажется показательным, что хорошему писателю и великолепному фантазёру Стивенсону даже в голову не пришло, что его мерзкий Хайд может ребёнка убить? Чем дальше развивается цивилизация, чем выше её нормальный моральный уровень, со всяческой заботой об экологии, простуженных китах, бездомных кошечках и прочих стареньких бабушках, тем чудовищнее становится противоположный полюс. Допустимое зло. Представимое зло! Да, люди в целом становятся лучше, чище, милосерднее. Но — как расплата за эту принятую всеми мораль, за декларируемые ценности и заповеди, растёт темный клубок, прячущийся в душе. …всё допустимо для современного человека! Всё! За самые заурядные баксы … ! Куда до нас инквизиции и гестапо! Им хоть приходилось оправдываться перед собой — это, мол, «еретики», а это — «недочеловеки». Нам же никаких оправданий не надо, только цену назови! Для того, чтобы сделать маленький персональный рай и потешить неудовлетворённые мечты…»

Действительно развитой, совершенный человек располагает широким диапазоном качеств – в первую очередь, духовных и душевных, богатой палитрой чувств (именно – он располагает, а не оные чувства располагают им). И хороший человек – вовсе не тот, что не может в силу каких-то внешних причин поступать плохо, а тот, что может – но неизменно удерживает себя от сего. А вот в то, что всё большее зло становится представимым – свой вклад вносит и Лукьяненко, мастерски оное описывая.
Антон Павлович Чехов так определял ситуацию: «Мы – не врачи, мы – боль!» - хотя и был … врачом. Сергей Васильевич также врач по профессии (психиатр) и также – судя по прочтённому мною – полагает себя не более, чем болью… однако, ему – хотя бы как профессиональному психиатру – должно бы быть известно такое, скажем, явление, как наведённое (индуцированное) безумие!.. каковое многократно усиливается современными электронными средствами (пере)форматирования сознания.
Вот из рассказа его коллег:

«Летом 1994 года, приехав на международный конгресс по социальной психиатрии в Гамбург, мы увидели странную картину: заметное число делегатов конгресса выглядели как душевнобольные.
"Удивительно! Почему западные врачи так похожи на своих пациентов?" - подумали мы.
Но вскоре выяснилось, что это натуральные пациенты. Мы снова изумились: как можно показывать больных людей огромному залу, будто зверюшек в цирке?
Западные коллеги снисходительно улыбнулись стереотипности нашего мышления и объяснили, что мы являемся свидетелями величайшего гуманистического эксперимента. Впервые на научном конгрессе пациенты психиатрических клиник, в том числе и страдающие глубокими расстройствами, будут делать доклады наравне с корифеями медицины. И они действительно их делали, перемежая подробные описания бреда и галлюцинаций с яростной критикой врачей и методов лечения, а также требуя для себя права на вождение машины, на работу в суде и прочих органах власти. … Слушая … выступления пациентов, врачи почему-то очень веселились. Так потешаются дошкольники и младшие школьники, глядя на клоунов, дубасящих друг друга надувными молотками. Подобная бестактность шла вразрез с нашими представлениями о врачебной этике, но мы и это списали на совковую стереотипность.
В последний же день произошло нечто и вовсе невообразимое. Больные, на которых вся эта непривычная обстановка действовала возбуждающе, совершенно растормозились и уже без приглашения валом повалили на сцену, пытаясь дорваться до микрофона. … местный пациент (вернее, клиент - на конгрессе много говорилось о том, что из соображений политкорректности больных теперь нельзя называть пациентами, поскольку это ставит их в подчинённое, а значит, униженное положение) кричал, что ему в Германии тесно, не хватает свободы. И грозился сбежать в пампасы. А потом, оборвав себя на полуслове, запел песню тех самых пампасов или, может быть, прерий и принялся изображать ковбоя верхом на лошади. Но вскоре и песня была прервана, потому что любитель свободы подбежал к старому профессору, восседавшему в президиуме, и начал его душить. Устроителям пришлось поступиться правами человека, и раздухарившегося ковбоя вывели из зала. Но не успели мы перевести дух, как на сцену выскочила девица, которая, не претендуя на микрофон, с разбега плюхнулась на колени к другому члену президиума (он был гораздо моложе первого) и быстрыми, ловкими движениями стала его раздевать. Зал взревел от восторга. Сквозь хохот, свист и ободряющие выкрики психиатрической братии доносились обрывки фраз: "Что мы тут делаем?.. Дорогой, мы только теряем время... Пойдём отсюда... Мы нужны друг другу..."
Тут уж мы не выдержали и, плюнув на политкорректность, сказали немецкой коллеге, которая нас опекала на конгрессе: "Зачем было привозить сюда эту больную женщину? У неё же острый психоз."
Коллега отреагировала неожиданно и с заметным раздражением:
- Откуда вы знаете, что это больная? Вы что, её тестировали? Может, она как раз психиатр, подруга доктора Крюгера...
Мы пристыженно замолкли, ведь и вправду не тестировали... А то, что видно невооружённым глазом, так это у кого какое зрение...
Но тут нашу подмоченную было репутацию спас сам полураздетый доктор Крюгер (назовём его так). Отстраняя непрошенную возлюбленную, он извинился в микрофон перед залом за то, что больная разволновалась и ведёт себя несколько аффектированно.
Что было дальше, мы, честно говоря, помним слабо. Осталось лишь впечатление кошмара, какого-то всеобщего беснования. А ещё в опухшей голове промелькнула мысль, что на следующем конгрессе душевнобольные, наверное, будут уже сидеть не только в зале, но и в президиуме. А через раз полностью захватят власть, обретя полномочия устроителей. Ведь с их маниакальным напором они сметут на своём пути любую преграду»
(Т. Шишова, И. Медведева «Диктатура безумия», www.pravoslavie.ru/jurnal/62.htm ).

А теперь представим концерт выше помянутой - также немецкой - группы «Волковласть», вдохновенно после просмотра «Ночного Дозора» поющей про поиск крови и убийства после полуночи, беснующихся слушателей оной… так чья же нынче власть-сила, не безумцев ли?..
Но продолжу цитировать коллег… а скорее – более здравомыслящих, нежели Лукьяненко – людей:

«На конгрессе была воочию явлена одна из важнейших тенденций современного переустройства мира - стирание границ между безумием и нормой.
Вообще-то разговоры о том, что нормальных людей в принципе не существует и что никто не знает, где кончается яркая личность и начинается личность психически нездоровая, велись давно. … А кому незнаком расхожий миф о сцепленности безумия и гениальности? …что все талантливые люди хоть с лёгким, но приветом?
Во времена застоя критическое отношение к психиатрии среди нашей интеллигенции усугублялось ещё и практикой помещения диссидентов в сумасшедший дом. … И даже тогда, когда диссидент действительно был психически не вполне нормален, на это закрывали глаза, потому что восхищение храбростью человека, который подвергал себя риску во имя всеобщей свободы, перевешивало все остальные соображения.
Поэтому когда в перестройку разрешили сниматься с психиатрического учёта по желанию или вовсе не вставать на учёт, общество восприняло это законодательное послабление как торжество попранной справедливости. …на деле вышло, что с учёта снялось огромное количество настоящих больных, ведь один из признаков серьёзной душевной болезни - это снижение критики. Больной неадекватно оценивает своё состояние, считая себя абсолютно здоровым, а близких, советующих ему лечиться, сумасшедшими или злодеями.
…В 1997 г. петербургское издательство "Питер Пресс" выпустило книгу американского автора Э.Фуллера Торри "Шизофрения". В ней, в частности, рассказывается о так называемой деинституализации, разгосударствлении психиатрической помощи в США - процессе, включавшем в себя … и резкое сокращение пациентов в государственных психиатрических больницах. Эта политика стала набирать в Америке силу с начала 60-х гг., как раз тогда, когда пошла разработка социальных проектов, вроде бы совсем разных и независимых друг от друга, а на самом деле связанных одной целью: целью построения глобалистского общества.
"Масштабы деинституализации, - пишет автор, - с трудом поддаются восприятию. … 90% из тех, кто сорок лет назад был бы помещён в психиатрическую больницу, сегодня в ней не находится".

…адепты глобализма … узаконили безумие. А попросту можно сказать так: широко раскрыв двери сумасшедших домов, они стараются превратить в дурдом весь мир. Объявив больных здоровыми, прикладывают в то же время гигантские усилия к тому, чтобы здоровых свести с ума.
У нас, правда, "процесс пошёл" с опозданием на несколько десятков лет. Как-то раз, уже … в Москве мы долго беседовали с немцем. Разговор был сложным и касался духовных проблем современной жизни. …
- А что думают по поводу обсуждаемых нами проблем люди вашего круга в Германии? - спросили мы ...
Лицо немецкого историка омрачилось.
- У меня нет круга. В Германии мне вообще некому это сказать.
- Почему?
Он ответил, не задумываясь:
- У нас "промывка мозгов" длится уже более 40 лет, а у вас она только началась. Так что в России ещё много нормальных людей, которые способны вникнуть в смысл происходящего»...

Но их становится всё меньше и меньше, в т.ч., и в результате деятельности Сергея Васильевича, талантливо* расширяющего границы допустимого зла и «нормального» безумия…

*Или, если угодно, рублёво/баксово – ныне ведь работу оплачивают не в талантах, как когда-то:
«Талант, ("талантон", "вес" греч.), talentum (лат.), talent (англ.) — мера веса, распространённая в древности на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, которая также использовалась как денежно-расчётная — не монетная — единица в Древней Греции и Древнем Риме.

По-видимому, талант как термин и расчётно-весовая категория был заимствован греками в Сирии — Финикии у семитских народов при возобновлении контактов со странами Ближнего Востока в X — IX вв. до н.э.

Название веса и монет были одни и те же — видимо, потому, что первоначально чеканившаяся монета содержала столько металла (серебра или меди), сколько показывало её весовое название. Все монеты со времен Солона (594 до н.э.) были серебряные, поскольку золото и медь употреблялись до эпохи Александра Македонского очень мало.

В эллинистический период … высокооплачиваемой категорией были врачи. Их труд обычно оплачивался выше, чем представителей других специальностей. … например, лейб-медик Селевка I Никатора, Клеомброт с Кеоса, за излечение царского сына, будущего Антиоха I, получил сумму в 100 талантов. … Иногда разбогатевшие врачи сами делали щедрые материальные пожертвования. Например, … врач Евенор, уроженец Эпира, подарил афинской казне целый талант серебра, за что его увенчали оливковым венком и дали права афинского гражданства.

Талант в значении "духовной одарённости" впервые употребляется в Новом Завете»
( www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=,_ )
- опять же, ноги растут всё оттуда же…

И вновь продолжу цитирование «Диктатуры безумия»:

«…вот всамделишные пятнадцатилетние. Он в майке без рукавов, которая всегда считалась атрибутом нижнего мужского белья. Голые плечи обезображены татуировками. На одном плече дракон, на другом - какая-то харя. В ухе масса серёжек - по всему периметру ушной раковины. Осветлённые, как у женщины, волосы стоят дыбом. Вид довольно кошмарный, но ещё уродливей выглядит девица. Синими губами она напоминает покойника, чёрными ногтями на руках и ногах - того, кто не к ночи будь помянут, а выбритые на голове дорожки похожи на проплешины, которые бывают у страдающих трихотилломанией - очень тяжёлым невротическим расстройством, когда больные вырывают у себя на голове волосы, выдёргивают брови и ресницы*.
Такое явное обезображивание своей внешности называется в медицине "порчей образа". Оно бывает при весьма серьезных душевных расстройствах. Но если полистать свежие журналы мод, становится понятно, кто индуцирует безумие широкой публике. Журналы причёсок будто издаются в помощь ведьмам, чтобы они смогли привести себя в надлежащий порядок перед полётом на шабаш.

Неопрятность вообще сейчас поднята на щит. Юбки с перекошенным подолом или даже в виде лохмотьев, прорехи на джинсах, специально, художественно порванные пятки на чулках, рубашки, торчащие из-под свитеров или нарочно застёгнутые не на ту пуговицу, обвислые футболки, трёхдневная щетина... Но ведь неопрятность - тоже один из клинических симптомов. А если точнее - одно из важнейших указаний на шизофрению. Психиатрическому больному-хронику свойственно забывать, застёгнута ли у него одежда, давно ли он мыл голову или брился...
- Да ладно вам пугать! - возмутится читатель. - Причём тут психиатрические хроники? Мало ли как люди выглядят, чтобы соответствовать моде?
Но нельзя соответствовать моде чисто формально. Мазать губы синей мертвецкой помадой и при этом оставаться доверчиво-радостным ребенком. Демонстративность, неряшество, уродство, непристойность моды диктует и стиль поведения. А стиль поведения уже прямо связан с внутренней сущностью человека. Даже те люди, которые рабски не подражают моде, всё равно варятся в этом соку и постепенно привыкают к уродству как к новой норме».

*Не сходным ли образом выглядят фэны (а среди них – судя по комментариям к электронным книгам писателя – значительную часть составляют весьма экзальтированные юные барышни) Лукьяненко, играющие в дозоры?..
И последняя цитата от коллег по профессии, но не по роду деятельности, Сергея Васильевича:

«Нельзя не упомянуть и о целенаправленном расщеплении массового сознания. И в теле-, и в газетной журналистике появился специальный термин: "нарезка". Это чтобы всего было по чуть-чуть, и всё в одной куче. При этом редакторы с апломбом заявляют, что люди якобы разучились воспринимать мало-мальски объёмные и серьёзные материалы. Помнится, на заре перестройки режиссер А. Михалков-Кончаловский, обогащённый опытом работы в Голливуде, рассказывал об особенностях требовательной американской публики.
- Внимание у тамошнего зрителя, - объяснял он, - очень суженное, как будто они смотрят в подзорную трубу. И очень кратковременное - они его не в состоянии зафиксировать на чём-то одном дольше минуты. Поэтому в Штатах такие высокопрофессиональные фильмы: никаких длиннот, только "экшн".
Теперь такого "требовательного" зрителя формируют и у нас. А ведь Михалков-Кончаловский, сам того не подозревая, - он же по профессии режиссёр, а не психиатр - описал больных с так называемым "полевым поведением" и вниманием, выражаясь профессионально, “суженным по типу коридора”. Даже у детей полевое поведение считается нормой лет до двух, максимум до трёх. А тут оно у взрослых... Комментарии могут показаться бестактными»...

А вот типичные анонсы на почтовом сайте Mail.ru:
«Вести» – так называемый центральный телеканал, который смотрят миллионы россиян!- анонсируют
«Москвич заморозил годовалую дочь в холодильнике»…
«21-летний стажёр банка умер, проработав трое суток подряд»…
 «В центре Москвы жестоко убита женщина»…
Прочее – от менее «центральных» источников безумия - уже в порядке вещей (мило и естественно):
«Певица Цыганова погибла в автокатастрофе»…
«Максим Виторган выломал в доме дверь»…
«Информатор Wikileaks Брэдли Мэннинг просит с сегодняшнего дня называть его Челси Мэннинг и утверждает, что он женщина, сообщает телеканал NBC News»…
 «610-килограммового мужчину доставили в больницу при помощи крана»…
«Молодая жена Игоря Николаева показала школьную эротику»…
Самые продвинутые (в продвижении безумия) сообщают о том, что
«Известный футболист скормил беременную жену ротвейлерам…
25-летнюю девушку запытали до смерти, после чего расчленили тело и отдали на корм собакам»…

Так кем всё же в сём - поистине адском, инфернальном! - процессе является Сергей Васильевич Лукьяненко?.. всего лишь наблюдателем, бытописателем, или же преуспевающим соучастником?..
Он ведь не только описывает «битвы света и тьмы», но и пишет вполне здравые вещи. Более всего таковых, пожалуй, на портале «Однако» ( www.lukianenko.odnako.org ); например, такие размышления:

«Главным достоинством СССР была широкая и реальная возможность развития для "простых людей" - обязательное среднее образование, доступность высшего, медицинская помощь (вопреки нынешним мнениям - очень неплохая по среднемировым стандартам), широкое распространение массовой качественной культуры (думаю любой, сравнивший переводы советские и переводы нынешние с этим согласится), система социальной помощи, массовый отдых (Крым, Кавказ, региональные курорты)»...

Вполне разумно пишет далее и о росших неудовлетворённых аппетитах деградировавшей советской элиты. И о том, что

«…ныне в России мы имеем ситуацию прямо обратную советской - неограниченные возможности развития элиты … сочетаются с занижением всех потребностей в развитии "простого народа" за исключением неких базовых. …они сочетаются с очень плохими "социальными лифтами" и начатом в девяностые тотальном оглуплении "простого народа" (без которого ограбление его элитой было бы невозможно).
…в головах элиты, в своё время получившей возможность РАЗВИТИЯ, а выбравшей большей частью ПОТРЕБЛЕНИЕ, спутаны эти два понятия. И для "простого народа", из плоти и крови которого наша "элита" по большей части и вышла, она предлагает ныне не РАЗВИТИЕ, а ПОТРЕБЛЕНИЕ. … Но потребление не может быть смыслом жизни, отсутствие потенциала [скорее, возможностей, путей] развития … вызывает глухое неосознанное недовольство, а тотальное оглупление (включите телевизор - практически все каналы эксплуатируют самые примитивные и базовые инстинкты) вызывает вымывание части населения за рубеж (тех, кто не приемлет этого) и падение конкурентоспособности населения (тех, кто принял оглупление) и, соответственно, падение конкурентоспособности страны в мировом масштабе [тоже этакий рублёво-баксовый ракурс].
Пока элита не осознает, что её задача, её смысл существования и единственное, что даёт ей право на имеющиеся ныне преференции - РАЗВИТИЕ народа, страна будет в лучшем случае пребывать в стагнации. А в современном мире, как в сказке Кэррола, чтобы хотя бы оставаться на месте - надо очень быстро бежать.
…Самое трагичное в том, что полное непонимание необходимости развития народа (не "развития страны" - это ничего не значащая политическая мантра, которую повторяют все политики) демонстрирует вся элита, причем оппозиционная и р-р-революционная в первую очередь»
(06.12.2012, www.odnako.org/blogs/show_22416 ).

Так зачем же Сергей Васильевич, бывший доктор Ливси и нынешний доктор Пилюлькин (псевдонимы в блоге), сочетает в своей профессиональной (т.е., той, за счёт которой он живёт) деятельности введение в массовое бессознательное больших доз безумного с небольшими дозами разумного – для сознания?
Явное ведь безумие:

«- Сколько лицензий на охоту на людей может получить оборотень?
- Первый раз оборотень реально испытывает потребность загрызть человека где-то в 16-18 лет, когда организм окончательно формируется. Поэтому, традиционно, лицензия выдается в 18.
Агрессивность также увеличивается при активной сексуальной жизни, у женщин - после зачатия. Поэтому вторая лицензия, опять-таки традиционно и несколько пуритански, выдаётся после свадьбы.
Данные потребности не являются непреодолимыми, поэтому часть оборотней от лицензий отказывается, обходясь охотой на животных и домашний скот»
( www.lukianenko.ru/books_faq_rus/131.html ) – по поводу коего автором ведь не сказано «Молчите, проклятые книги! Я вас никогда не писал»…

И сия придуманная реинкарнационная цепочка (из «Осенних визитов»)

«…И степь дрожала под копытами конницы, безумным морем выплеснувшейся из берегов, и в раскосых лицах, не знавших страха, отражались пылающие города, а броню они надевали лишь на грудь — нет спасения воину, повернувшемуся спиной к врагу…

"Виват, Император! Виват»!.. и ночь над пылающей Москвой, и бегство по снегам. И власть. Над куском скалы в океане…
…Ему понравилась эта страна — после того поражения. И он сотворил из неё колосса, через какую-то сотню с небольшим лет, и стер в прах того Посланника, что пошёл против Власти, и над сгоревшей рейсхканцелярией взвилось его красное знамя, но он просто не успел, чуть-чуть не успел, он переоценил себя, своё исковерканное тело, и колосс шагал еще почти сорок лет, но уже не было той веры, той любви, что он умел дарить своим рабам, и Империя рассыпалась в прах…
…И вновь поднимать её из руин — ибо нет в этом мире иной страны, что так любила бы его, любила, сама того не понимая, ни коммунизм и ни капитализм, ни своего, и ни инородца — а просто Власть, хлёсткую, как хозяйская плётка, и ласковую, как улыбка вождя»

- «Чингиз-хан/Наполеон/Сталин» остаётся ведь висеть чугунной цепью на шее того, кто её придумал, отяжеляя карму; и остаётся висеть на той же шее неподъёмная гиря лживой подмены Власти по-Русски – властью-силой.

А вот сие, к примеру (последняя, по возможности максимально сокращённая, цитата из текстов Лукьяненко):

«Дорогие друзья, в нашей игре магия разделена на четыре стихии. Вода противоположна огню, а воздух — земле. Выбирая свойства своего персонажа, учитывайте, что воспользоваться противоположными направлениями магии ему не удастся. Мы сделали это из соображений игрового баланса, а также для придания уникальности каждой из магических школ.

Не могу избавиться от ассоциаций: каждый раз, когда речь заходит о странных противопоставлениях вида «разум — интуиция», «логика — творчество» или «чувства — расчёт», мне кажется, что собеседник описывает мне правила какой-то компьютерной игры …
Однако должен разочаровать … мы живём не в компьютерной игре, а потому никакой гейм-дизайнер характеристики юнитов не балансировал и не противопоставлял разум интуиции, словно магию воды — магии огня. Более того, обычно те, кто думает, что одно развивается за счёт другого, просто никогда не занимались ничем сходным с наукой, а за свою сверхразвитую интуицию принимают собственную же неспособность анализировать результаты своих действий, отчего им кажется, будто они в регулярном порядке «предчувствуют»: простой подсчёт отношения сколь-либо удачных предчувствий к общему их количеству мгновенно показал бы всю суть вещей.
…интуиция и разум идут бок о бок, взявшись за руки. … Развивая разум, человек развивает и интуицию тоже, поскольку та — обобщение всего предыдущего опыта, причём в высшей своей форме не просто в фоновом режиме полученного, но регулярно анализируемого.
…каждый учёный: на основании предыдущего опыта в самых разных областях … видит набор данных и интуитивно ощущает в них закономерность. … Потом при помощи математического аппарата, в частности, и научного метода, в общем, он проверяет и уточняет свои догадки, строит доказательство, делает корректные выводы и тому подобное.
…не бывает так, чтобы человек, чей разум с детских лет дремлет, вдруг стал бы «всё угадывать», будучи неспособным всё это обосновать. Нет, конечно, некоторые уверены, что вот конкретно у них всё именно так и только «заговор учёных» не даёт хода их теориям, но это — самообман, если не сказать «результат психического расстройства».
Интуиция и разум никак не противоречат друг другу и не замещаются друг другом, они идут в комплекте. … Умению противостоит неумение. Знанию — незнание. Логике — её отсутствие. И первое со вторым ни фига не сбалансировано.
У учёного и программиста так всё здорово получается не потому, что они забили на логику и разум, по коей причине обогатились интуицией. ... А потому что много лет они старались разобраться в предмете своего интереса, и в результате им это удалось. Они не делали выбор «разум или интуиция» — они получили это в комплекте, как две стороны одной медали, благодаря многолетним тренировкам мозга. А без тренировок они не получили бы ничего. Как и без тщательного изучения уже имеющихся научных концепций. …
По тому же маршруту прошли и «творческие люди». Реально творческие — те, которые создали произведения искусства, а не просто уверенные, что отсутствие познаний в области точных наук — основной признак творческости. У тех, кто всё это создал и продолжает создавать, всё было так же, как у реальных учёных, просто оно у них было в другой области.

Это крайне цинично со стороны нашего дисбалансного мира, но и в мир творчества путь лежит строго через познание закономерностей, анализ опыта предыдущих поколений и сопутствующую наработку своего собственного опыта.
Отказавшийся от всего этого вопреки распространённому мнению не становится мастером импровизации и не обретает «своё лицо в творчестве». Ибо и то и другое всегда появляется только в том случае, когда чужой опыт и современная технология освоены настолько мощно, что во время игры или рисования можно бо;льшую часть времени просто не задумываться ни о том ни о другом, поскольку оно уже как бы «само» — не от рождения и обделённости логическим мышлением, а через долгие тренировки и познание до степени автоматизма. И не так оно только в фантазиях тех, кто никогда всем этим не занимался.

Известный писатель Иван Ефремов был не только автором «Туманности Андромеды», «Часа Быка» и «Лезвия бритвы», но и доктором биологических наук, и автором целого ряда работ в области палеонтологии. Известный физик Фейнман не только внёс огромный вклад в квантовую электродинамику и ряд сопредельных направлений, но также весьма неплохо играл на этнических ударных инструментах. Эйнштейн — тоже, мягко говоря, неплохой физик — играл на скрипке и даже дал некоторое количество концертов. Писатель-фантаст Айзек Азимов был по совместительству биохимиком и профессором Бостонского университета, а кроме множества фантастических рассказов написал ещё ряд научно-популярных книг по истории, астрономии и генетике.

Политкорректность требует разрешить … верить в собственную продвинутость … Но природа в этом смысле до ужаса неполиткорректна. Она всего лишь дала … возможность научиться, натренироваться и что-то в результате создать, …Единственной реальной причиной хоть какого-то баланса в реальном мире является конечность времени. Если человек тратит время на изучение физики, то он это время не тратит на изучение тонкостей игры на саксофоне. Приплюсовав к занятиям физикой саксофон, он сможет потратить меньшее время на занятия физикой. Однако если время не тратить вообще ни на какое познание, то результата не будет»
( www.odnako.org/blogs/show_27299 )

- можно ли счесть начатой работой над ошибками?.. ибо совершенно верно: потратив время на чтение/просмотр «Ночного Дозора» или «Осенних визитов», то же самое время не используешь для выше упомянутого развития, более того – ухудшишь работу своей психики, сгрузив в неё эгрегориальные наваждения.
И – много ли познавательного в книгах Сергея Васильевича?.. способствуют ли они, по меньшей мере, тяге читателей к Знанию?

В заключение кратко вернусь к уже упомянутой дилогии «Звёзды – холодные игрушки» и «Звёздная Тень» с точки зрения параллелей с нынешним положением России в мире.
Действительно, нам также усиленно навязывают – причём, не только извне, но и ряд доморощенных сообществ - некую ограниченную роль, роль поставщиков ресурсов (в дилогии земляне оказались космическими извозчиками), под каковую подгоняют и количество, и качество населения. Коими ресурсами мы всё ещё – но всё менее, если относиться всерьёз к передаче оных в распоряжение за «нолики в компьютере» - располагаем в изобилии.
И действительно, только умелое лавирование между более сильными на сегодня геополитическими игроками даёт нам шанс сохраниться как государству и, соответственно, как народу (ибо государственность Русским народом создана именно и прежде всего для защиты), даёт шанс на дальнейшее развитие. Но именно лавирование – т.е., поддержание более-менее дружественных отношений со всеми таковыми игроками (или центрами силы), без некого явного предпочтения какого-либо одного. Ибо последнее грозит переходом в разряд вассалов: сие уже продемонстрировала дружба с демократическим (каковыми захотелось стать и нам) Западом, прежде всего, с США. И вновь продемонстрирует – поставив при сём крест на Русских, как Народе – новая дружба, с Китаем. Каковой часто преподносят, как наше несостоявшееся будущее, этакий СССР-2013 с некой лишь – несущественной!  - китайской спецификой. Тогда, как многие черты современного китайского общества вполне подходят под сформулированное И.А. Ефремовым понятие «муравьиный лжесоциализм». Не говоря уж о том, что Китай сегодня угрожает не только существованию своего соседа – России, о чём далее, но и представляет собой главную угрозу с точки зрения общебиосферной, как лидирующий источник воспроизводства биомассы, стремительно – и весьма бестолково (сколько различного рода барахла произведено за последние годы этой мировой фабрикой)! – пожирающей планетные ресурсы.
И Китай, и Запад (далеко не монолитный и раздираемый противоречиями, кои копировать-перенимать совершенно ни к чему) – иные культурно-исторические типы; если кому-то угодно «вестернизироваться», «китаизироваться» - пожалте бриться!.. но Русский Мир – другой культурно-исторический тип, «специфика» коего – как «специфика» прочих таковых типов – есть основа и залог дальнейшего развития Человечества. Дружба же с Китаем, каковой и без того уже нас – экономически – едва ли не проглотил и не начал переваривать, оный залог ликвидирует: ассимиляция (и, соответственно, исчезновение культурных отличий) иных расовых типов - и европеоидов, в том числе - монголоидами есть факт, в течение обозримой истории весьма недвусмысленно подтверждённый.
Что не является, конечно же, препятствием для очень аккуратных и достаточно дистантных дружеских отношений и с Китаем…

Ps: в одной из аналитических работ моих земляков («Клянусь говорить…» - размещена, в частности, здесь www.fb.3project.info/index.php?showtopic=13806 ) С.В. Лукьяненко обозначен, как дозорный тьмы – и, пожалуй, точнее не скажешь… маловато в его творчестве светлых пятен – особенно для звания первой звёздной величины отечественной фантастики!


Рецензии