Диалектика в Дао дэ Цзин

Не перестают удивлять некоторые универсальные философские принципы человеческого мышления. Например, диалектика. В "Дао дэ Цзин" (древнекитайский трактат VI-V вв. до н.э., авторство обычно приписывают Лао-цзы) уже во второй главе, т.е. почти с самого начала, говорится: "Когда в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом". Примерно в это же время подобные вещи высказывались на "другом конце" мира древнегреческими философами (прежде всего Гераклитом)


Рецензии
Привет! Решил за раз прочесть всё, что ты выложил на сайте за последний месяц. Познавательно. Эрудиция, спектр интересующих тебя вопросов - радует, но как-то стало печально от мысли, что у тебя мало своего, а ведь так можно и застрять на цитировании авторитетных мыслителей, пропустив как и сам восторг от собственного "припоминания"(термин из цитируемого тобой Бердяева), так и не найдя свою форму и стиль статей. И речь вовсе не о пресловутом догматизме и школьной философии. Надеюсь, что сумел правильно сформулировать навеянное от прочтения твоих пр-й, как посыл для правильного понимания моей, отчасти резкой рецензии.
Желаю удач и успехов!
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   10.04.2016 23:41     Заявить о нарушении
Привет! Рад твоему возвращению на Прозу.ру. Спасибо за замечание, конечно оно имеет место быть. Я вобще больше читаю, чем пишу. Цитируя читаемые мной тексты, я преследую двоякую цель: во-первых, особо заинтересовавшие меня самого идеи таким образом сохраняю, чтобы потом можно было к ним вновь вернуться, а не вспоминать, где же в тексте я это встречал; и во-вторых, чтобы заинтересованный читатель мог обратиться к первоисточнику по ссылкам, которые я даю в скобках.
Сейчас понемногу пишу - трактат о душе и комментарий к "Филебу" Платона. Если хорошо получится - надеюсь вскоре порадовать друзей.
С уважением, Павел Гордеев.

Павел Гордеев   11.04.2016 08:33   Заявить о нарушении
Рад твоему благоприятному ответу, а то всё переживал, что со своей рецензией был не совсем учтив. Всё же мыслитель, за коего я принимаю тебя, должен вынести любую критику. Твоя просветительская функция восхищает, я переживал ещё за то, чтобы за подобной деятельностью ты не потерял себя, но более раскрыл. Цитаты хороши, но когда они в меру и мимоходом, где более комментариев с интересным стилем-слогом. К афористичности нет смысла стремиться - афоризм никогда не раскроет темы. Писать громоздкие трактаты аля Гегель тоже не то - не современный формат. И всё же помнится один момент, только не помню того пр-я Гегеля, где он в конце целую страницу, ещё и по гречески цитирует аристотелевскую страницу из его ключевой 12 главы Метафизики - вот такой аккорд меня когда-то поразил. А так, многие тут впали в фарисейство и мне пришлось перелопатить тысячи авторов, чтобы найти тех немногих, которые мыслят и пишут, на мой взгляд, автономно и интересно. На твою сегодняшнюю рецензию ответ напишу, позже.
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   11.04.2016 20:54   Заявить о нарушении
Всегда приветствую конструктивную критику. А твое замечание подтолкнуло меня больше времени выделять на собственное творчество, на чем тебе спасибо. Насчет трактатов - лично мне сейчас симпатичны трактаты Плотина - и по форме, и по содержанию. Тысячи авторов действительно поражают пестротой и разнообразием. Есть даже такие, которые ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ заявляют: "Я - мудрец. Я знаю истину. Она - в моих текстах". Никогда не смел бы предположить, что такие существуют в действительности - только разве что у Платона в его диалогах софисты так говорили. Диву даешься... Или, может, просто прикалываются?

Павел Гордеев   26.04.2016 11:38   Заявить о нарушении
Кадров тут навалом всяких - есть которым действительно что-то открылось, но они затормозили на этом и повторяют уже сами себя в куче одинаковых пр-й, есть такие кто прикалывается, а есть кто и на полном серьёзе так раздулся от глобальности, что и не подходи!
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   26.04.2016 13:35   Заявить о нарушении