Коложа Часть1

Гродно. Вид на Коложу.
Фото автора.


"Милые улочки родного города! Как я люблю ощущать и вдыхать эту удивительную атмосферу седой старины, навеваемую  близкими с детства узкими переулками Замковой. Весна уже вдохнула особый аромат в ажурную зелень твоих парков и скверов, мой любимый город. И я снова молода, я крохотная частица тебя, мой Гродно. Мне хочется снова и снова перелистывать славные страницы истории родной земли, мне хочется писать о тебе, мой город, мое Гродно!»

http://www.proza.ru/2011/07/17/581

Нет для меня, пожалуй, в Гродно места достойнее и привлекательнее, чем Коложа. Коложа – это древний храм, построенный в XI веке князьями Борисом и Глебом Всеволодковичами на крутой горе прямо над Неманом. Это с него начинался город, растянувшись во все стороны, с каждым годом все более хорошея и расцветая.

Поражает воображение уже внешний вид храма. Присутствие седой старины. Окутанные временной дымкой, загадки и тайны прошлого... Тени минулого...

Стены, затейливо сложенные из плинфы и украшенные отполированными гранитными вставками-валунами. Акустику внутри собора улучшают вставленные кувшины-голосники.

Необычность внешнему облику придает сохранившаяся кое-где нарядная ярко-синяя майоликовая плитка, празднично сверкающая в ярких солнечных лучах.

Пройдя через все испытания временем, пережив наводнения, разрушительные войны, храм уцелел, все же утратив часть своего внешнего убранства. Но по-прежнему величаво и горделиво взирает с горы на плавное течение Немана.

.Коложа – это олицетворение исторической памяти Гродно. Неподалеку установлен памятный камень кастеляну – Давиду Городецкому. Славному воину, победителю и защитнику города от набегов рыцарей-крестоносцев.

 Рядом раскинулся замечательный парк, весь пронизанный солнечными лучами, звонким щебетом птиц, дуновением свежего ветерка с реки. Высокая стела в честь 850-летия Гродно украшает центральную аллею. Выложенные плиткой дорожки, скамейки.

 Сюда к Коложе часто приезжают экскурсии. Автобусы с туристами и не только из нашей республики.

Для меня Коложа тесно связана с моим детством. Совсем рядом через овраг с протекающей речушкой Городничанкой находился тогда мой дом. Частенько мы, дети, прибегали сюда играть в чудесный липовый сад прямо под каменные стены Коложи. Тогда парк назывался просто рощей. Заколоченный безлюдный храм, таинственный шелест древних лип, несущих в себе славную память о былом…

 В советское время власти города не однажды пытались отыскать применение этой роще, столь тесно примыкавшей к самому центру города. Как-то было сооружено высокое колесо обозрения, поставлено несколько парковых аттракционов.

 Но святая земля, словно, отторгла эти новшества. Все пришло в негодность и было, наконец, снесено.

Меня неизменно притягивает это место. В нем тесно слилось воедино все, что так дорого мне. Воспоминания детства, гордость за славное прошлое земли родной. Наконец, просто привязанность к прелестному природному уголку, всегда щедро дарящему радость и успокоение.

 Мы часто приходим сюда. Святое, веками намоленное место… Мрачные своды храма, загадочные лики святых, теплящиеся огоньки свечей. Хорошо с крутого обрыва, открытого всем вольным ветрам, любоваться раскинувшейся у подножья лентой реки. Подставив лицо дуновению легкого ветерка, с жадностью полной грудью вдыхать речной воздух.

 Родная земля! На горизонте очертания двух дремлющих в тиши замков, старого и нового, короной венчающие крутые Неманские берега…

Весна снова стучится в мою душу, отзываясь где-то в самой глубине сердца звонким птичьим щебетанием, материнской лаской согревающих солнечных лучей, проклевывающейся первой зеленью…

 Вы слышали эти завораживающие птичьи трели? Исполненные прозрачности и светлой акварели, растворяющиеся в нежной лазури неба…

Такое мелодичное  тиньканье синичек, веселое и будоражащее, освобождающее нас от зимней спячки... К солнцу, к радости, к жизни...

Животворный аромат пробуждающейся от холода земли, ее неровное дыхание, так удивительно попадающее в такт нашему сердцу…

26 марта 2016 года                Гродно  Беларусь

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии