Хлеб и розовые фиалки

Когда я работала в социальной службе в Санкт-Петербурге, мне часто приходилось встречаться с ветеранами, проводя опросы. В мае 2015 года вся страна собиралась отмечать юбилейную дату - 70- летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В феврале 2014 года судьба свела меня с Жителем блокадного Ленинграда Бобылевой Ларисой Николаевной, проживающей на улице Чайковского.
- Расскажите, пожалуйста, что Вас беспокоит, в чём Вы нуждаетесь? – обратилась я к Ларисе Николаевне.
В двух словах, рассказав о своём здоровье, она  погрузилась в воспоминания о далёких днях блокады, посчитав это более важным для разговора со мной:
- Я родилась в 1939 году. В блокаду мне было два годика. Выросла в многодетной семье: мама, папа, бабушка и пятеро детей. Я –  самая младшая.
Папа работал на заводе. В Ленинград два дня не завозили хлеб. Папа был очень слаб. Его привели под руки домой, он умирал от голода. Утром, когда его обнаружили уже мёртвым, лежащим на кровати, рядом с ним на подушке лежал кусочек хлеба, но взять его у отца, видимо, не было сил.
Бабушка, умирая, перепела за ночь  все венчальные  песни.
Всем жителям выдавали по 150 граммов хлеба. Мама была очень мудрая. Она сушила хлеб, а потом выдавала его всем нам  маленькими кусочками, приговаривая: «Дольше держите во рту и не глотайте!»
Мы жили рядом со старым складом, который потом взорвали. Нам разрешили брать деревянные доски, так мы ими топили… В доме всегда было тепло и - кипяток. За счёт кипятка и высушенных мамой маленьких кусочков, мы выжили. Казалось бы, в чём тут секрет? При сушке хлеб превращался в сухарик и становился совсем маленьким. Но тем дольше его можно было жевать и держать во рту. Да и ещё оставался про запас. Люди же, получая 150 граммов хлеба, в основном, сразу же его съедали. Поэтому в пустые дни  есть совсем было нечего.
Папа и мама умерли в блокаду от голода. Все дети остались живы».
В кухне на подоконнике я заметила целое семейство розовых бархатистых фиалок.
- Какие красивые! - сказала я.
- Мама очень любила фиалки. В  память о ней -  развожу. А хотите, я дам Вам несколько листочков? И со словами: «Размножаются отводками», - три бархатных тёмно-зелёных листика попали ко мне.
Говорят, что фиалка - очень капризное растение. Поставив дома, на набережной Фонтанки, листики в воду, я долго за ними наблюдала и терпеливо ждала, когда же, наконец, появятся усики у отводок. Но мне не суждено было их увидеть. Листики завяли. У меня ничего не получилось. А жаль…Розовые фиалки были такие прекрасные…
А в декабре 2014 года, мне стало известно, что Бобылевой Ларисы Николаевны уже нет с нами на этом свете.
Февраль, 2014, СПб – январь, 2016, Кудрово


Рецензии