О деревне Лукинцы и ленинградцах во время войны

       
               
 (из воспоминаний моего отца Кустова Романа Ивановича1)

                Во время Великой Отечественной войны, из блокадного Ленинграда людей отправляли на Урал, подселяли к семьям, и обязывали местных жителей выделять по трети урожая беженцам.
                Я жил со своей матерью в деревне Лукинцы  Фокинского района. Наша семья  состояла из двух человек – меня, десяти лет от роду, и матери, которой ставили «палки» за трудодни. К нам подселили семью, состоящую из трех человек, мужа с женой и девочку. Десятилетним мальчишкой я сел за трактор, чтобы выжить, и еще потому, что больше мужиков в деревне не было. Все ушли на фронт.
                В лучшие времена мы ели лебеду, картофельные очистки. В худшие - зёрна с поля. И когда попадались прогорклые, получалось отравление. После чего все долго болели. Чем в такой семье можно было делиться, если не было штанов, чтобы ходить в школу? А когда всё-таки пошёл учиться в школу в деревню Чумную, находящуюся  за три километра от дома, то зимой приходилось идти на лыжах. И когда я совсем замерзал, соседская девочка давала мне свою телогрейку, чтобы согреться.
                Когда мне  исполнилось четырнадцать лет,  я хотел уехать в Пермь. Но меня три раза  снимали с парома, потому что не было паспорта, и возвращали в деревню. Раньше колхозникам паспорт не выдавали вообще. А вместо зарплаты всем ставили трудодни.
                И всё же мне удалось окончить ремесленное училище в Перми и поступить учиттся в Ленинградский Техникум физической культуры им. Лесгафта, расположенный на территории Александро-Невской Лавры.
                В Ленинграде участвовал в соревнованиях по лёгкой атлетике и  бегу на длинные дистанции. Мой тренер нашёл мне преподавательскую работу. В свободное время  я распространял билеты в театры, куда и сам любил ходить. Писал стихи.
                Позднее, после войны, когда меня  пригласили в гости ленинградцы, я нашёл столичных жителей в затопленном полуподвале. Они хотели выдать замуж за меня свою дочь. Но после учёбы я вернулся в свою губернию.
____________________________
1Ветеран Великой Отечественной войны, труженик тыла, преподаватель, тренер, судья, имеет более сотни грамот за участие в соревнованиях как спортсмен и тренер. Родился в деревне Большой Букор Пермской области. Отец, Иван Евлампиевич Кустов, со своими отцом и матерью Татьяной, были репрессированы в 1933г., и сосланы на Беломорканал. Во время войны жил с матерью Акулиной в деревне Лукинцы Фокинского района. К ним подселили семью из трех ленинградцев, эвакуированных из блокадного города, и обязали треть урожая отдавать им. Когда исполнилось 10лет, сел за руль трактора. Мужчин в деревне не было.  Награжден  медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» В 1950г. закончил ремесленное училище в г. Перми. С 1951 по 1955г. учился в техникуме им. Лесгафта в г. Ленинграде. В 1970г. окончил Пермский педагогический институт. Отличник народного образования.25-летний стаж работы в школе и Техникуме легкой промышленности в городе Чайковском Пермского края по специальностям «Физическая культура» и «Военное дело». Победитель Всероссийских соревнований по зимним и летним видам спорта: легкой атлетике, лыжам, настольному теннису, как спортсмен и тренер. Воспитал более ста спортсменов. Был на протяжении сорока лет судьей в г. Чайковском. Разработал самостоятельно расчетную очковую таблицу для подсчета результатов в  соревнованиях по лыжным гонкам.
Талантливый рассказчик. Трепетно относится к природе.


Рецензии