Все женщины делают это

Хотя, наверное, не все. Я вот, например, думала что никогда уже не стану матерью. Предприняв пару неудачных попыток, после тридцати я сосредоточилась на карьере и тщательно избегала своих уже родивших подруг. От вида младенцев и проезжающих колясок у меня начиналась мигрень. Братьев, сестер, племянников и каких-либо родственников младенческого возраста у меня не было никогда, словом я была максимально далека от мира ползунков и памперсов.
Каждые два месяца ездила в командировки и почти забыла о том, что женщины еще и рожают детей. Не скажу чтобы время от времени я об этом не думала, зависая иногда у витрины с детскими носочками и ботиночками (они почему-то особенно трогательные), но отгоняла умилительные мысли и торопливо шла мимо. Как вдруг..
Вернувшись из очередной поездки в Лондон, я почувствовала какое-то недомогание. Еще недели две я не могла выкроить время для врача, думала что вот сейчас высплюсь и все пройдет. Когда голова стала кружиться очень сильно я доползла до ультразвука подозревая, что у меня там что-то наверное совсем отваливается. Врач бодро диагностировала беременность. Выждав паузу и не дождавшись реакции она переспросила осторожно - Плохо, хорошо? Я по прежнему была в немом столбняке. Тогда врач сказала замечательную фразу, которая легко может стать девизом каждого: встаем, одеваемся, радуемся!
Радоваться я впрочем боялась, а бояться я себе запрещала. Получался замкнутый круг. "Ни надежды, ни страха" - как девиз Караваджио, который он вырезал на своем ноже. В таком сомнамбулическом состоянии я проходила еще пару недель, не решаясь никому сказать.
Но когда я однажды чуть не грохнулась в обморок дома мужу пришлось отвезти меня к врачу. И вот тут-то начались все эти предродовые гонки. Если вы думаете, что беременные кушают кефир и гуляют среди елок, то это, наверное, где-нибудь за полярным кругом. В Москве этого делать не позволяет сам ритм города. Можно конечно куда-нибудь уехать. У меня такой возможности не было.
Начались Поиски Врача. Блаженна та беременная которая давным-давно нашла своего гинеколога и доверяет ему как родному, но если вы на распутье и у вас проблемы, то гормональный коктейль не самый лучший советчик.
Моя медицинская страховка на работе не предполагала ведение беременности и мне пришлось искать врача самостоятельно. В нашем новом микрорайоне женской консультации еще не было и нужно было ехать в соседний. Но там, по слухам главврач принимал на работу только 'своих' и вся клиника состояла из выходцев из Кавказа. Я ничего не имею против, но когда гинеколог Нуне Валериковна начала на плохом русском кричать на меня с порога - 'Ви с агнем играите, какая работа в стационар иди давай!' -я поняла что хочу другого врача. В моем представлении это должна была быть пожилая, милая женщина с добрыми глазами и большим опытом, которая быстро и уютно решит все мои проблемы.
И представьте себе я нашла такую. Но сначала мне пришлось полежать все-таки в стационаре на сохранении.
Увезли меня по 'наряду' это такая постсоветская система с пугающим названием а ля 37 год. Означает она что если врачу что-то не нравится она просит вас посидеть в коридорчике, вызывает бригаду скорой помощи и получает разнарядку о свободных местах в вашем районе.
Лето. Июнь. Нет, не тополиный пух и жара, а то совсем было бы пошло и противно. Меня отвезли в бесконечно унылую ГБ, не помню номера в одном из заводских районов на набережной. Было очень тепло и хорошо снаружи. Внутри же было тоскливо. По коридорам как привидения слонялись женщины в халатах, пахло коктейлем из крови-спирта-мочи неизменного аромата всех старых советских больниц.
- Вот что значит вовремя не пристроиться и не найти врача, отвезут по разнарядке бог знает куда, - ворчала я мужу, впрочем очень слабо, потому что все вокруг кружилось и мне было если честно уже все равно где полежать.
Пока я лежала у меня было время подумать как же все оно так случилось, а я ничего не заметила. Бегала по Каннскому фестивалю, правда почему-то отказывалась от вечеринок и в основном ( какой позор!) спала по ночам на кишащем от приемов Лазурном берегу. Как в Лондоне сразу по прилету пошла есть в паб прямо в Хитроу, хотя нас кормили в самолете и можно было доехать до любого приличного ресторана в городе.
Все это было очень странно и размышляя об этом я отрешенно разглядывала потолок, пока маленькая жизнь внутри меня боролась за свое существование.
За окном палаты был тихий двор с тополями и видом на уютный белый домик (морг как мне потом сказали) По вечерам на одном и том же месте на подоконнике лежала розовая полоска солнца и как только уходили врачи слетались голуби. Я подкармливала их хлебом из столовой и спала 25 часов в сутки.
Всему этажу давали одинаковые таблетки и делали одинаковые уколы. Через неделю повторяли ультразвук, если плод подрос - отпускали домой.
Иногда мне приходилось просыпаться чтобы делать видимость присутствия на работе, больничные нам не давали, про беременность я и не заикалась.
В этом время в Москве гулял как вирус кинофестиваль и мои корреспонденты что-то ездили снимали, а я пыталась координировать их по телефону. Однажды даже получилось сделать прямое включение и это был высший пилотаж с больничной койки.
Через неделю сна и поедания жидких больничных супчиков мой плод вырос на 4 мм "Динамика положительная" - сказал врач на ультразвуке и это были самые приятные слова за всю неделю. Меня отпустили под присмотр местного врача, которого по прежнему не было.
И вот сердобольные гинекологини в страховой поликлинике достав из своих широких халатов записные книжки поделились со мной заветными телефонами врачей по знакомству.
В одной консультации в центре я нашла именно то, что искала. Добротная и громогласная женщина за пятьдесят приняла меня как родную. Расписав мне план анализов и таблеток на полгода вперед она дала свой мобильный и сказала - звони в любое время. Я почувствовала себя в надежных руках и успокоилась.
Надо сказать, что ведение беременности на Западе и у нас радикально отличаются. Там предпочитают не вмешиваться и в Англии я слышала ультразвук делают чуть ли не два раза за всю беременность. У нас же анализами и диагнозами запугают так, что ты будешь счастлива, что вообще разродилась. Так и случилось, на пятом месяце мне понадобилось колоть 20 уколов (самостоятельно!) в живот, и еще столько же на восьмом. А уж сколько у меня взяли крови из вены, иногда казалось что просто всю.
На одном из ультразвуков врач сказала - Посмотрите скорее, такое вы не скоро еще увидите. Я уставилась на пустой черный экран. Сначала ничего не было видно, а потом как в фильме ужасов быстро промелькнула серая тень. - Это оно? - спросила я неуверенно. - Да, сидит на корточках, а вот это ручка, смотри наш красавчик тебе машет. Я отчетливо увидела ручку и пять пальчиков которые сжались в кулачок и разжались. У меня запершило в горле и я наконец-то почувствовала что жду ребенка.
С этого момента я начала беречь себя, эту ручку и маленькие ножки. Я чувствовала себя хрустальной вазой с золотой рыбкой внутри. Пол ребенка я решила не узнавать - так интереснее.
Наконец наступил золотой второй триместр. С 5 по 7 месяц. О, какое это замечательное время! Тебе уже начинают уступать место в транспорте, но еще не выгоняют с работы и повсеместно оказывают всяческий почет и уважуху. Все страхи, что не выносится позади, а ужасы родов еще только впереди.
О страхах нужно сказать отдельное слово. В какой-то момент я поняла, почему женщины живут дольше. Потому что они умирают дважды. Первый раз от страха перед родами. Этот страх совершенно особого свойства, леденящий душу ужас которого не сравним ни с чем. Смотришь, например, вечером телевизор, яблоко, скажем, кушаешь и вдруг вспомнишь что скоро же рожать и как током ударит и уже ничего больше не можешь кроме как сидеть бояться. Усугубляют дело рассказы подруг, мазохистское чтение отзывов на сайтах, страшные книги подробно описывающие где у тебя что будет рваться и растягиваться. Я даже пошла на курсы и училась дышать, "работать с болью", накупила транспортные масла и стимулирующую музыку.
Скажу сразу, мне все это не понадобилось, у меня было кесарево. Но на пути становления матерью я перепробовала все доступные методы борьбы с мандражом. Мне казалось, что я отношусь к самому неудачному типу рожениц - не спортивная, впечатлительная трусиха.
К счастью на тех же курсах нам поведали, что где-то с 6-7 месяца начинает тормозиться кора мозга - включался естественный защитный механизм, женщины становятся спокойными, погруженными в себя, кроме темы родов их вообще мало что интересует. Врачи на приеме разговаривают с тобой как с умственно отсталой: "Беременные очень глупые женщины, поэтому я вам все запишу", тренеры на гимнастике как с инвалидом - "Девоньки, ножку подняли-опустили, кому трудно не делаем". На работе все тебя обходят по периметру как новогоднюю елку, ну и так далее.
Правда я активно продолжала работать и с большой неохотой вышла на 7.5 месяце в декрет. Тут же мы отправились в Прагу и Теплице. Однажды ночью мне показалось что я рожаю и я до 7 утра фантазировала как за мной пошлют в эту глушь вертолет итд.
Но и это был не предел возможностей. На Новый год, (т.е. за месяц до родов) мы предприняли еще более экзотический трип. В нашу глухую деревню. 320 км. от Москвы, машина дважды застревала в снегу, -18, две печки приходилось непрерывно топить, зато после 4х вечера наступало полное ощущение, что ты в открытом космосе. Вокруг бескрайняя ночь, море снега и мохнатые от мороза звезды. Очень метафизическая поездка. Мне правда казалось, что ребенок опять захочет появиться на свет раньше времени и бессонными ночами в заваленной снегом до окон избе, я в холодном поту просыпаясь представляла как мы будем рвать простыни и мыть спиртом руки, если что.
Еще кошмаром беременной были поездки по врачам в поисках роддома. У мужа не всегда была возможность развозить меня по всему городу, а брать такси в Москве из-за цен и пробок абсолютно бессмысленно. Приходилось ездить на метро. И тут были две главные проблемы. 1 - Место уступали только женщины. Одна даже с пламенным кличем, когда я начала вяло возражать - да сидите, ну вот же полно мужчин, выразительно закричала на весь вагон - Здесь нет мужчин! Иногда в час пик приходилось расстегивать пальто и чуть ли не утыкаться пузом в нос какому-нибудь юнцу, иначе не заметят.
2 - Нищие в инвалидные колясках и просто болтающиеся по проходам. Самый страшный случай произошел за несколько недель до родов. Мне нужно было какую-то выписку без которой меня не принимали в роддом и я через весь город отправилась на метро. Была середина дня и в метро пробок не было. Но были нищие и довольно агрессивные как оказалось. Выглядело это так. В вагон вошли закамуфлированные бугаи с маленькой модной собачкой, чихуа-хуа кажется, тоже в камуфляжной курточке с капюшоном! Собачку пустили вперед, а сами "ветераны войны на Кавказе" продвигаясь по вагону затянули под гитару что-то уныло -героическое. И все бы ничего, но лидер "нищих" кажется был давно под чем-то, потому что остановившись рядом со мной он вдруг схватил за шкирку соседнего паренька спящего в наушниках и начал его трясти и бить лбом по переносице. Парень совершенно ошалел, а "нищий" орал что-то про то, что если он еще раз ударит его собаку он его убьет. Это было явное недоразумение, и нищего попытались оттащить от невинной жертвы. Но тут инвалид, а он был еще и без ноги и на костыле качнулся и стал всем своим двухметровым камуфляжем падать прямо на мой живот, защищенный двумя скрещенными ладошками. И если бы его не подхватили сзади, просто даже не хочется думать что бы было. А так у меня чуть не отошли воды прямо в метро.
В другой раз я ехала в маршрутке рядом с водителем и какая-то иномарка подрезала маршрутку, водитель газанул, тот тормознул, в общем стандартные московские автомобильные наезды, но почему на общественном транспорте?! Злобный водитель иномарки выскочил из машины, подбежал к маршрутке и начал с мясом рвать водительскую дверь. Он что-то еще такое, наверное, очень страшное кричал с перекошенным лицом, но я к счастью была в наушниках и лишь покрепче обняла свой живот чтобы не волноваться.
Общественный транспорт в Москве, как видите, это прелесть что такое. Где мой кефир и елки? Но скоро уже нужно было рожать и бежать было некуда.
Я озаботилась главной проблемой - выбором роддома.
Была возможность поехать рожать в Великобританию. Но пообщавшись с теми, кто уже это делал я немного засомневалась в качестве обслуживания NHS и начала усилено искать врача в Москве. О, какое это нелегкое дело! Намного труднее чем найти ведущего беременность гинеколога, т.к количество факторов отвечающих за успех увеличивается: условия в больнице, присутствие мужа, анестезия, размеры взятки. Эта совершенно африканская манера, отсталая в смысле, платить врачам в конверте. Даже если ты заключаешь цивилизованный контракт, то он затрагивает только бытовые условия! Но не гарантирует квалифицированного подхода, врачи прямо так и говорят, что с контракта они получают только скромный процент и требуют оплаты наличными. Меня все эти тонкости и обилие телефонов роддомов которые мне надавали утомило настолько, что я готова была рожать под фонарем.
Варианты на 37 неделе были такие:
1) Старый советский роддом на другом конце Москвы, где не было никаких условий, но был рекомендованный врач, пожилая добросовестная женщина, которая хотела 1.5 тысячи долларов. Я была не против, но роддом был закрыт на мойку на время моих родов и можно было не подгадать.
2) Тогда мне посоветовали суперизумительного (цитата) врача в другом роддоме поближе к дому. Звали его как-то совершенно невыговариваемо по-кавказски и я каждый раз путала имя отчество пока договаривалась о встрече. Гиви Артоваздович, назовем его так, был очень психоделическим, но страшно измученным доктором. Кажется от обилия рожениц он был хронически невыспавшийся и от этого слегка невменяемый. На ультразвуке я поведала ему что вот хотела в Англию, но там врачи одни индусы и пакистанцы, как-то боязно. - А у нас одни евреи и армяне парировал он. - Да, но вы не тот и не другой? - Я лезгин! - гордо поднял он палец, а у вас девочка. Ничего себе подумала я, непонятно по какому поводу. - Одевайтесь, я посмотрю вас через неделю на кресле и он сделал такой ввинчивающий жест указательным пальцем будто собирался меня насаживать на вертел как барашка. Хотел Вахтанг Кикабидзевич за свои услуги около 800 долларов, не считая контракта.
В это время я ходила уже с трудом, раздулась как шар и не могла вообще ни о чем думать кроме родов. Все книжки были прочитаны и зазубрены наизусть, все форумы в интернете со страшными историями измусолены много раз. Я все думала - когда? Начались сильные отеки и единственная обувь которую я могла носить стали валенки. Ни одна шуба на мне не застегивалась и я носила огромное, уродливое синтепоновое пальто своей свекрови цвета линялого носка. Вот в таком виде и еще платке кое-как намотанном сверху я ввалилась однажды по привычке в модный бутик, торговавший редкими европейскими марками.
Состоялся такой диалог. Повертев на пальцах невесомое платье из серого шелка я задала продавщице вопрос - это ранний Van Notten?
Она брезгливо оглядела меня с головы до ног и остановившись на валенках сообщила
- Нет, это поздний Martin Margiela.
Тут я увидела себя в зеркале и сама немного испугалась. Но потом взяла себя в руки и с достоинством королевы инкогнито заявила:
- Заверните пожалуйста. C продавщицей кажется совсем удар случился, но я повесила в шкафу стимул будущего похудания и втайне торжествовала победу.
Через неделю на приеме у Гасана Абдурахмановича я была ни жива ни мертва - были сильные отеки и он был совсем зол от усталости. На кресле он так больно стал меня осматривать, что я начала повизгивать. - Надо раньше было думать, а не теперь пищать и жрать меньше надо с отеками, - грубо сказал он. Я решила, что роды в такой атмосфере не перенесу.
Оставалось две недели. Рожать было негде. Мне было уже и не страшно и не больно и все все равно.
За неделю до родов мой ополоумевший муж, зачем-то (видимо у него так выражался мандраж) начал менять трубы в доме. Все сразу. Привел какого-то совершенно свихнувшегося сантехника который разговаривал сам с собой, вонял, орал и напоминал кузнеца из "Формулы любви" - А за неделю сможете починить? Могу и за две.
От ужаса и по санитарно-гигиеническим причинам я поехала по друзьям. И в одной добросердечной семье изумившись что я и рожать-то еще не знаю где, приняли решительные дружеские меры.
На следующий же день мне уже было назначено в одной престижной, но не самой дорогой клинике. В 9 утра я вползла в кабинет к глав врачу, проронила заветное "я от Ивана Ивановича". Мне моментально все устроили.
- Как же так, душенька, - сетовала мне мама моего друга, организовавшая все эти перемещения. - В России без знакомства абсолютно ничего нельзя.
И вот меня как белого человека под белы руки привезли в больницу за несколько дней до условного срока.
По дороге муж вдруг побледнел и в пробке промолвил в задумчивости: - Ты что уже правда рожаешь? Передумать нельзя?
- Очень смешно - успокоила я его.
Больница находилась в классическом особняке с колоннами и видом на негустой парк. На всех этажах здесь царил дух академизма. Что приятно, никто не заикался о взятках и даже мой назначенный врач отрекался от всего. Врач, кстати, была молодая красивая женщина, но как и все там очень деловая и занятая. Я видела ее ровно 3 раза, на приеме, во время родов и в палате перед выпиской. Впрочем, не чай же нам с ней пить с утра до вечера, рассудила я.
В палате лежали по трое и предчувствие мучений витало в воздухе. Все эти обсуждения по сто двадцать пять раз: Как Оно Там Все Будет страшно утомляли. Я отвернувшись от всех смотрела в окно, на кроны деревьев и старалась думать о приятном. Девочка в животе то нещадно толкалась, то спала по полдня.
Больничная еда навевала тоску по прошлой добеременной жизни и часто после завтрака мы мечтали о том кому чего хочется.
-А тебе? - спросили меня. Отвернувшись от окна, я подумав заявила, что мне хочется домашних пельменей с маслом - уксусом и холодной водки.
- О, ты точно сегодня родишь! - закивали все в ответ головами.
У меня еще несколько дней подумала я. Но на обследовании моя блондинка-врач нахмурила брови. Ничего не ешь и не пей сказала она, через пару часов повторим.
Тут пришел с визитом мой муж и заявил что страшно голодный. Мы спустились в буфет для посетителей и там он долго поглощал какой-то сочный шницель, а я как бездомная собака сидела рядом стараясь смотреть в сторону.
Как только он уехал, меня позвали опять на обследование. Кардиограмма ребенка понравилась моему врачу еще меньше. - Совсем слабое сердцебиение, - сказала она.
- Может быть она просто спит?, - робко спросила я. Я ведь ничего не ела весь день и плохо спала первую ночь. -Все равно это нехороший сон на таком сроке.
Врач побежала к заведующему. Он него она вынесла кардиограмму с резолюцией - срочное оперативное вмешательство. - Но как же ...заблеяла я, я не готова морально и... -Вы хотите поговорит с ним? - Да, кивнула я. Зав. отделением не запомнился мне от страха ничем, он только сказал деловито и устало на мои вялые возражения, что я хочу родить сама и она наверное просто спит. - Сегодня спит, завтра не проснется, надо доставать пока живая. Кто после этого сможет сказать что он не готов? Я пошла готовиться к операции. Мне дали какую-то горькую таблетку останавливающую желудочный сок и ...все остальные положенные процедуры.
Муж, к счастью не успевший далеко отъехать вернулся и даже успел меня проводить в операционную. О, это была классическая сцена "как в кино". Я возлежала на носилках и увозимая вдаль по коридору махала ему на прощание компрессионным бинтом.
Через 10 минут я стала мамой. Произошло все быстро и слаженно. Так наверное солдатам на войне ампутировали ногу - быстро и без промедлений, пока они не успели опомниться. Страх, которые мучил меня все 9 месяцев отступил совершенно - сознание было кристально чистым и умиротворенным. В комнате с белым кафелем вокруг меня сновали одни женщины. Я так и не поняла кто будет делать мне операцию, мне казалось что сейчас войдет такой профессор Преображенский с бородой и в пенсне, но тут вошла моя блондинка-врач в модной цветной футболке и цепочках от Булгари. Одевая синюю шапочку как у мясников она спросила у анестезиолога - сколько у нас времени? Пять минут ответила анестезиолог вкалывая мне укол в спину. Пять минут, пять минут, забормотала я. Вся бригада была абсолютно феминистской и даже санитарки, мои любимые женщины-шпалоукладчицы шутили суетясь вокруг.
Наверное это был самый важный момент в моей жизни. Передо мной висели часы, было восемь вечера, сознание было абсолютно ясным, настроение торжественным. Меня деликатно отделили от врача простынкой и через какое-то время я услышала звук как от расстегиваемой молнии. Мой огромный живот слегка поколыхали из стороны в сторону и через секунду достали оттуда Нечто показав это мне. Нечто было ярко синего цвета как у Кришны на буддистских календарях, с огромными глазами и широко раскрытым ртом с безмолвно застывшим криком. Я так переволновалась, что наотрез отказалась смотреть в ту сторону. Мою дочь унесли в угол операционной. Она по прежнему не кричала. После нескольких попыток и какого-то урчания раздался слабый писк, а потом и громкий крик. Слезы синхронно скатились мне куда-то в уши и я подумала что вот оно счастье.
Обмыв ребенка мне опять принесли ее показать и все совали откуда-то сверху, заставляя поцеловать пяточку. Я была в каком-то невменяемом ступоре от радости и по прежнему отворачивалась.
- Ой, ну что за мамаша такая, - сказала врач, - Отнесите хоть папаше покажите в коридоре, раз она отказывается.
Продолжая зашивать живот между нами состоялся такой, практически светский диалог:
- Голосистая какая у вас девочка.
- Наверное будет музыкантом в третьем поколении
- А на чем вы играли?
- На флейте.
- И я.
- Я 15 лет
- А я 9. Ну все, шов готов. Увозите. Поздравляю вас с рождением дочери!
И меня в совершеннейшем шоке от счастья увезли в реанимацию.
Реанимация, это конечно такое громкое название, просто две кушетки к которым подсоединен монитор и две капельницы. Всю ночь мне что-то вливали, автоматически мерили пульс и давление. Я чувствовала себя как космонавт после долгого полета в американских фильмах. В родблоке который был на этом же этаже, всю ночь слышались душераздирающие крики рожениц, а я лежала в блаженном покое, потому что ни руки ни ноги не шевелились и думала - хорошо что все произошло именно так.
Наутро меня уже увезли в палату. По своей структуре роддом напоминал "Божественную комедию" Данте. На третьем этаже находилось отделение Патологии - "Чистилище", где все ожидали своей участи. Спуск в "Ад" второго этажа родильного блока символизировал муки через которые так или иначе проходили все. И наконец, на четвертом этаже, куда перевозили уже родивших, они, как воскресшие души, встречались в "Раю" - больничном буфете. Там давали восхитительные каши и ароматные ватрушки с какао. Эти лица, освещенные счастьем материнства не поддаются никаким описаниям. Сосредоточенно склонив над тарелками растрепанные волосы с задумчивыми лицами они поглощали еду необходимую для восстановления сил.
Каждая палата была похожа на цветочный мини ларек. Абсолютным успехом пользовались розы, в каждой палате стояло по несколько охапок. На ночь цветы выносили в коридор и прогулявшись до поста медсестер с закрытыми глазами можно было представить себя в Ницце. Потом при выписке цветы оставляли и они долго еще разносили по коридорам благоухающее эхо отцветшего праздника.
Детей держали отдельно и привозили на каталках строго по часам на кормление. Еще издалека можно было услышать как везут эти паровозики с воплями. Новорожденные надрывались пока не приникали каждый к своему теплу.
Когда мне первый раз привезли мою крошку, то я совсем растерялась. Она была лохматая, сердитая и очень смешная. Крутила руками и мотала головой в поисках молока, а потом с урчанием засыпала. Во сне по ее лицу стремительно проносились разные эмоции, она то хмурилась, то улыбалась, как будто видела во сне свою прошлую или будущую жизнь.
Акушерки тоже были разными, кто-то кидал детей чуть ли не с порога и убегал, кто-то подходил и показывал как надо прикладывать. Одна акушерка через каждое слово приговаривала: Мамк, ну ты че делаешь-то, мамк? Ты давай вот так нажимай мамк. Можно легко представить какое слово заменялось. Но ощущать себя матерью было очень приятно, это новое мощное чувство давало неведомые ранее силы. Как будто ты все можешь и ничего не страшно.
Сил теперь понадобится много, потому что впереди еще целая эпоха и новая история которую нам только предстоит прожить.


Рецензии
Понравилось. Очень живописно всё расписано, с юмором.Всего доброго.

Галина Рязанова   26.03.2016 08:55     Заявить о нарушении