Сон о БГ

Мне приснился почему-то Гребенщиков. Не нынешний веселый старец, а молодой бог середины восьмидесятых, когда каждая спетая или сказанная им хрень казалась небесным откровением. Помните эпический "Музыкальный ринг" 87-года (может, кто еще помнит, ау):

- Скажите, товарищ Гребенщиков, если вас приведут к реке, положат в воду и начнут учить искусству быть смирным, как Вы к этому отнесетесь?
- Если это будут та река, та вода и то искусство, которые я имел в виду, то я буду только за.

И прощающая улыбка уже познавшего мир принца Гаутамы.

Кстати, я тут как-то задумался: появившаяся еще задолго до этого манера называть кумира БГ - это прямолинейная отсылка к его божественной сущности (помните "Ассу" - что, и её тоже не помните? - "он бог, от него свет исходит") или свойственный ленинградской интеллигенции более тонкий намек на его еврейские корни (Б-г)?

Так вот, Борис Борисович приснился мне по пояс голый (никаких гомосексуальных аллюзий - рок-певцы все тогда были по пояс голые и очень даже гетеро-). Он мне чего-то там о том, как надо жить (ну, понятно), а я к нему пристаю, чтобы он меня на гитаре поучил. Гребенщиков сначала устало отмахивается (мол, офигел, что ли, ты понимаешь вообще, кто я такой?), но потом неожиданно соглашается. Смотрит, как я, пыжась, беру какие-то аккорды, а из его комментариев я помню только то, что пальцы у меня очень напряженные. И сам ты, говорит, какой-то напряженный весь, чего ты, расслабься, чувак. Было, конечно, много и других советов (тоже общего характера, что логично: что вам, живая ботхисатва будет показывать, как флажолет какой-нибудь делать?), но они, как это бывает в снах, не запомнились.

А потом я, значит, смотрю на гриф своей гитары и вижу аж два каподастера ниже моих пальцев (НИЖЕ, Карл - кто такой Карл, я до сих пор не знаю, но раз в Фейсбуке он должен быть - пусть и тут будет). То есть маэстро, давая мне советы, даже теоретически не мог слышать, чего я там играю. Что, если вдуматься, опять же очень логично: зачем ему?  Помните диалог Воланда с Бездомным (за точность цитаты не ручаюсь):

- ... А Вы какие мои стихи читали?
- А я никаких не читал. Вы сами скажите: они хороши?
- Чудовищны...

К чему все это мне снилось, я, как водится, не знаю. Но если оставить ёрничанье по поводу сакральности БГ и всего такого, должен заявить следующее. Хотя я уже давным-давно подостыл и к творчеству БГ, и, тем более, к его философическим высказываниям, я по-прежнему считаю его великим. Да, с годами становится ясно, что во многих его строчках не было ровным счётом никакого смысла (но ведь красиво - "если бы я был малиново-алой птицей, я взял бы тебя домой"...) Зато, во-первых, он понял, что было нужно ищущим натурам времен унылого позднего брежневизма, а потом и полной потери ориентиров в ранние 90-е. Нужно было нездешнее - и он дал его.

Опять же, если кто помнит, в те годы, помимо коммунистов и демократов, западников и общества "Память", городской интеллигенции и деревенщиков и т.д., было еще одно противостояние - гопников и аквариумистов. С первыми понятно, а вторые в основном представляли интеллектуально-элитные вузы навроде МФТИ.

Во-вторых, некоторые песни и строчки БГ действительно прекрасны. Можно долго перечислять, ну вот хоть романс "Моей звезде не суждено" (одна из моих любимых его песен) - гениальная простота на уровне, не побоюсь этого слова, лучших образцов Серебряного века. И безо всяких там астралов и зауми, прошу заметить.

Ну, и в-третьих: я тут недавно переслушивал много старого (точнее, молодого) "Аквариума" и должен сказать, что это по-прежнему местами очень круто и вставляет именно с музыкальной точки зрения.  И звук (который почему-то принято называть саундом), и разнообразие ритма, и партии всех инструментов, особенно акустических (не говоря уже про перлы типа фортепьянных соло Курёхина)... Хотел было сказать - опережали свое время, но нет. В нашем времени  (по крайней мере, в русском роке) нет ничего даже отдаленно похожего по музыкальной свежести. Впрочем, это, конечно, мое сугубо дилетантское мнение.

Но что очевидно - "Аквариум", как ни крути, прочно остался в истории. Не "Битлз", конечно, но тоже.

Читающие в настоящее время мой стамбульский дневник спросят: а причем здесь Стамбул? Непричем. Ну, может, коты сегодня ночью особенно потусторонними и вибрирующими голосами выли.

В заключение по ссылке - еще одна моя любимая композиция "Аквариума". Призраки фей на трамвайных путях - да, да, их в 83-м году там много водилось. И шедевральный саксофон Бутмана, еще не ставшего видным единороссом.

https://music.yandex.ru/album/476825/track/2286202


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.