Рождение в январе

Год 1957, январь, 21. В этот день я появилась на свет.

Родители вспоминали, что в тот январь и в тот день было очень холодно. Жили они в то время в деревне Бархатиха или, как говаривали ещё, за рекой. Под этим обобщением понимались и другие населённые пункты левобережья Ветлуги в границах района: Глухое, Камешник, Нижник, Поташное, Палаустное, Елевая заводь.

Отец работал в лесу десятником, а мама учительствовала в Бархатихинской семилетней школе. В семье уже был ребёнок - мой старший брат Валерий.

В то время рожали со всей округи уже цивилизованно в Варнавинской больнице. Находилась она далековато – километров за 20 от Бархатихи. Работала мама до последнего.  Прихватило поясницу среди урока. Фельдшер, осмотрев её, вынес вердикт: «Всё, Максимовна, собирайся незамедлительно, пора ехать в райцентр в больницу, а то родишь дорогой».
 
 С водителем лесовоза, ехавшим в делянку, передала поклон мужу. Тот с  гружёной машиной добрался из леса до деревни уже ближе к обеду и поспешил на конюшню  просить лошадь. Запрягли лошадку в сани – и в путь. Добрались  до деревни Бажино когда уже начало смеркаться. Сделали остановку у родительского дама отца, где жила его мать Агафья Андреевна. Она сунула снохе в руки кувтырёк с распоротыми  на пелёнки обветшалыми сорочками, что помягче были, перекрестила и благословила в дорогу. «Вдруг родит в дороге, будет хоть во что ребёнка завернуть»- думала свекровь.

 А мороз крепчал, градусов 25 уже было! До райцентра оставалось ещё километров пятнадцать. Переживаний хватило всем. Что, если бы прихватило роженицу в дороге?  Так и ребёнка можно было приморозить. Но, слава богу, всё обошлось.

Когда добрались до больницы, было уже совсем темно. Ждать пришлось недолго.
«Девочка!» - приняв новорождённую,  добродушно огласила пол ребёнка акушерка. Санитарочка Анна Туманова приняла из рук акушерки девочку и поднесла роженице поближе. Пришло время и мне заявить о себе громким плачем. Многих новорождённых земли варнавинской за долгие годы работы в роддоме держала на руках эта добрая и приветливая женщина!

В зиму я, наверное, влюбилась сразу же после рождения! С ней у меня связано только счастье и радость. Я росла, играла и гуляла с ребятней на улице. Частенько, видя мои пунцовые щёки  после гулянья, бабушка Агафья  гова;ривала  мне, довольно посмеиваясь: «Вишь, какая краснощёкая! Пуповиной натирали щёки-то!». Не зная  ещё, что такое пуповина, я недовольно отмахивалась от бабушки, бывало, и слезу пускала. Мне казалось, что она специально подшучивает надо мной, выдумывая  про какую-то пуповину.

Лишь став сама матерью, и получив в роддоме, вместе с первенцем  клеёнчатую бирку с ручки новорождённого и бинтик-перевязь  с кусочком засохшей плоти-пуповины я вспомнила все бабушкины приколы надо мной.
 
Обратившись  к Интернету, нашла море информации о различных приметах, обрядах, касающихся как самих родов, так и использования пуповины ребёнка. Причём такие обряды существовали испокон веков у всех народностей. Так, к примеру, в многодетных семьях пуповины хранили связанными в один пучок, чтобы дети в этой семье жили дружно, не ссорились.

А вот это показалось мне даже забавным. В Болгарии, например, высохший отпавший кусочек пуповины следует оставить на месте, выбранном родителями. Согласно поверью, место, где родители оставят пупок, определяет судьбу ребенка. Когда-то оставляли в проточной воде, на поле, в церкви. Сейчас кто-то оставляет этот кусочек пуповины во дворе банка в надежде, что ребенок станет банкиром, кто-то в больнице – врачом, во дворе школы – учителем, за границей, желая ребенку много возможностей для путешествий и т.д. У кого на что хватит фантазии! Однако, тут важно что б не стало как в той болгарской поговорке: „Господи, я или не так молился, или ты меня не так понял!”. Ведь в банк можно ходить, не будучи банкиром, а за  постоянными кредитами. В больнице тоже можно быть не в роли врача...

Возможно, был когда-то у народностей населявших наши края, а  затем и в наших деревнях такой обряд, когда для того, чтобы ребёнок рос крепким и здоровым его те;льца, в том числе и щёк, слегка касались пуповиной. Жила, выходит, ещё эта память в голове моей бабушки, хотя таких обрядов уже давно в деревнях никто не совершал! Может, к их забвению привело и то, что рожать стали женщины больше всё не дома, а в больницах.

Пол ребёнка опытные акушерки, да и большинство женщин определяли ещё задолго до родов. Родителям хотелось девочку, да и приметы все сходились к этому. Имя меня уже ждало - Людмила. Правда, и дома, и в школе меня всегда называли Люсей. Среди моих подружек и знакомых, рождённых в тот период, много было Людмил. Выходит, ещё задолго до моего рождения модным было это имя. Ведь все будущие знаменитые актрисы  к тому времени уже были названы Людмилами!

Уже в начале семидесятых годов прошлого века актрисы-Людмилы  начали своё триумфальное шествие знаменитыми ролями в кинофильмах. В 1954 году Людмила Савельева сыграла Наташу Ростову в кинофильме «Война и мир», Чурсина – в фильмах «Журавушка» и  «Угрюм-река», в любимом мною фильме  «Щит и меч». А ещё были Людмила Касаткина, Люсьена Овчинникова. С 1960 года с работы в Москонцерте началась сольная карьера всенародно любимой Людмилы Зыкиной.

Неужели, начитавшись поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина полюбилось это имя многим и многим родителям?!
 
А вот мальчиков называли Валериями в те года точно в честь нашего знаменитого земляка: летчика Валерия Чкалова. Хотя и погиб он в 1938 году, но помнили о нём, гордились им и чтили его в народе всегда.

В общем, довольна я своим январским рождением и своим именем! А как я довольна моими родителями, у которых я родилась! А, может, это я их и выбрала? Ведь сейчас много пишут, что ещё нерождённые дети сами выбирают своих родителей!

Всё было бы совсем хорошо с моим рождением, если бы не дата, а конкретно число! 21 января. Это нынешние ученики не вспомнят, что это за день был!

Много лет этот день начинался с  музыки разных скорбных и печальных симфоний.  Иных радиопередач в этот день, что транслировались из старенького радиоприёмника «Стрела», было немного. 

Это был день смерти вождя мирового пролетариата и Великой Октябрьской Революции 1917 года В.И. Ленина.

Но пришло другое время,  и стихли траурные марши. Стало праздничнее, веселее на душе и поспокойнее как-то. Исчезло ощущение невосполнимой утраты в связи со смертью вождя…   А рассказ этот, выходит, я сама себе подарила на очередной день  рождения!
                20.01.2014 г


Рецензии