Родительский свет

Я давно ощущаю потребность рассказать и этим сохранить память о моих папе и маме, о нашей семье. Объявленный на странице районной  газеты  депутатом областного Законодательного собрания М.В.Манухиным  конкурс,   способствовал написанию мною и моим 14-летним  сыном Михаилом этих коротких воспоминаний  для рубрики «Война  в истории моей семьи».

        Памяти безвременно ушедших…

Вновь сегодня сердце растревожилось.
Нахлынули воспоминанья, боль утрат…
Ах, как жаль родных! Так мало пожили.
Знают ли они, как не хватает их?

В 1943 году было моей маме Коробкиной Лидии Максимовне 22 года, а папе - Березину Павлу Федоровичу  - всего 17. Она – учительница в деревенской школе, а он – простой паренек, сын сапожника. В 1941 году  ушел на фронт отец моего папы и мой дедушка Березин Федор Андреевич, мамин родной брат Николай. Оба они погибли в беспощадном пламени той войны...

Чувство взаимной симпатии, возникшее между моими родителями в это тяжелое  время, было не напоказ: время было не то. Но молодость на то и молодость, что ей многое дается, ей   все по силам!

Мама очень часто рассказывала нам, мне и брату, каким славным парнем был наш отец, каким  хорошим  гармонистом! Она не без гордости и восхищения  вспоминала, как он водил за своей гармошкой из деревни в деревню всю окрестную молодежь.

Город Горький, город Горький,
Горьковски поляночки!
Я поеду в город Горький
               Забывать гуляночки! - неслись   по округе куплеты сормача… 

  Сейчас я, вспоминая то время, когда еще были живы мои родители, очень тоскую по ним, по папиной гармошке и очень жалею, что  так мало знаю о их молодости. Своим рассказом я хочу донести до моих детей и внуков  эту малость из жизни их деда и бабушки, прадеда и прабабушки.

Уходя на войну в сорок третьем, Павел  просил Лиду, Лидию Максимовну ждать его. Всю войну и до самой его демобилизации в конце 1947 года  мама как  могла  поддерживала семью своего Павла, где остались с матерью в 1941 г. три девочки: Таня - 11 лет, Катя – 8 лет и только что родившаяся в октябре – Галинка. 

Младшая, Галинка, родившаяся в 1941, так и не увидела своего отца, Березина Федора Андреевича, пропавшего без вести в битве под Москвой…

Сейчас моей единственной родной тете Галине Федоровне за семьдесят. Она всегда со слезами на глазах и с благодарностью вспоминает моих родителей, воспитавших и  поставивших ее и сестренок на ноги.

Мама моя всю войну не только учила детей, но и работала в колхозе наравне со всеми, порой до самой полночи. Но она успевала и шить, и вязать не только для себя, но и для осиротевших сестренок своего солдата. 

 Письма с фронта были самой большой радостью для всех, кто ждал своих родных. «Кока Лида, иди к нам! Кока  Паса пимо прислал!»- кричала в окно учительнице трехлетняя Галинка. А в сорок пятом, после окончания войны, эта кроха, стоя на подоконнике деревенской избы, радостными возгласами  встречала вернувшихся с войны домой солдат: «Кока Паша идет!». Как говорили деревенские, отца она « не зазнала»…

Мы листаем отцовский альбом,
В нем страницы уже пожелтели.
Как он дорог для нас, как храним!
Словно папа и мама с небес к нам слетели
И сидят с нами рядом, и мы говорим…

На германскую войну отец не попал. В декабре 1943 года его по призыву отправили на Дальний Восток, где он стал участником войны с Японией в августе – сентябре 1945 года. Отец освобождал китайскую территорию Маньчжурию от японских империалистов. Сейчас я пытаюсь, используя  скупые данные  учетно-послужной карточки отца, по крупицам собрать с помощью Интернета сведения о службе отца, о боевых действиях на Дальнем Востоке.

Работа эта очень захватила меня и  многое удалось в моем поиске. Все, что я знала  от отца о той войне, я передала своим сыновьям. Собранный мною материал расширит и сохранит память об отце.

Демобилизовался отец в конце 1947 года, а вскоре мои родители поженились. Отец на лошади, запряженной в сани, приехал из деревни Бажино Варнавинского района Горьковской области на родину мамы в д. Андрониху Шарьинского района Костромской области за своей суженой, куда она вернулась после смерти отца.

Нехитрое приданое уместилось в небольшом деревянном сундучке, который сохранился у нас, как память о родителях. Молодые расписались в сельсовете и стали жить в семье мужа одной большой семьей, где единственным мужчиной был мой отец.

До конца своих дней с моими родителями  жила мать папы - моя бабушка Агафья Андреевна. Бабушка моя - простая русская женщина, которая всю войну и после ее окончания работала не покладая  рук  в колхозе, вырастившая четверых детей, была очень сильная, выносливая женщина. Когда пахали на себе, она была всегда за «коренника», тащила плуг. Она не гнушалась ни какой работы, «ломила» как мужик.

 В моей жизни бабушка Агафья оставила лишь теплые воспоминания. Сейчас в своем разговоре я очень часто упоминаю слова и обороты речи моей бабушки и радуюсь этому. Она для меня, наверное, как пушкинская няня Арина Родионовна, донесла исконно русскую речь. А может во мне просыпается генетическая память наших предков?

 В 1952 г  у моих родителей появился первенец - сынок Валерий, названный в честь Валерия Чкалова, а через 5 лет  родилась я, доченька, названная  Людмилой.    Мы росли в любви и теплоте, которой нас окружали  и дарили нам наши родители.

Чтобы не делали родители, какую бы работу не выполняли, они все делали сообща, вместе, помогая друг другу, а мы, дети,  были в помощниках, были рядом с ними. В свою очередь наши родители  всегда были с нами  в наших играх, делах, заботах, в нашем детстве, юности, становлении на ноги и до конца своих дней…

Помню, как отец по вечерам  помогал маме проверять стопы тетрадей, принесенных из школы. Как все вместе  мы ходили зимними вечерами топить в школу печи, чтобы детям утром было не холодно в классе, и при этом работа эта никак не оплачивалась. Папа играл с нами в прятки, в «афанаса», пытаясь поймать нас с завязанными глазами. А самой любимой игрой у нас было лото. Вся семья усаживалась вокруг круглого стола и игра начиналась. Тот круглый стол по-прежнему собирает вокруг себя уже наши семьи и семьи наших детей.

 А как любили мы все вместе ходить в лес за грибами и ягодами! Варенье варили в 2-х ведерных бачках в печках-прачках, а потом раздавали родственникам. А каких щук приносил с рыбалки с острогой мой папа! Они в стиральное корыто не помещались! Все лета у нас жили родственники, вместе с нами  было человек 10, а то и больше. Мои родители были очень гостеприимными и хлебосольными, были центром притяжения нашей родни. Я так же, как  мама и папа готова все до последнего отдать своим детям, очень радуюсь, когда в родовом доме по летам собираются семьи моих родных  людей.   

  Папе в жизни очень пригодилось его ремесло - ремесло сапожника, которое ему, мальчишке, успел передать его отец. Раньше  самой  ходовой обувью в зимнее время были валенки. Со всего поселка несли их на подшивку отцу, и он никому не отказывал, засиживался за этой работой порой до полночи.

Мама и папа были всегда вместе, готовые подставить плечо и поддержать  друг друга  в трудные минуты жизни. Шутки отца и гармошка в его руках в свободные от работы вечера были частыми гостями в нашем доме. У родителей словно крылья вырастали, когда спешили домой: «Лид (Паш), ты дома?». По утрам  отец уходил на работу всегда раньше мамы и неизменно со словами: «Лид, я пошел».

Такими я помню своих родителей.

Мама, Березина Лидия Максимовна всю жизнь проработала учительницей, выучила и воспитала не одно поколение бархатов, баженцев, бродовян - жителей деревень Бархатихи, Бажино, поселка Бродовое и всей прилегающей округи.

 Отец, Березин Павел Федорович, имея образование 6 классов, набирался опыта и знаний на войне и в послевоенное время. Более тридцати лет он проработал в Варнавинском леспромхозе, начав свой трудовой  путь десятником и многие года проработав мастером лесозаготовок.

А какие письма писали нам родители и вместе, и по отдельности, когда  мы с братом учились в институте! Сколько в них было заботы, тепла и нежности!  Жаль, что сейчас этот эпистолярный жанр устарел.

 Я всегда жила рядом с родителями, а вот мой брат уехал с родной стороны. Но он до последних дней их жизни писал им письма, да и приезжал к ним часто.  А на 9 Мая – День Победы  - его приезд был обязательным. Вот отрывок из его стихотворения:

С Днем Победы, мама,
С Днем Победы!
Вспомним, мама,
Нашего отца.
Мы разложим на столе
Медали,
В дом войдет непрошено
Война…
Сколько вы с отцом
Победы ждали,
Сколько лет и дней
Ты ждешь меня?
… На гвозде висит
Отцова кепка
И пылится
На шкафу гармонь.
Кепку я примерю –
И повешу.
Растяну легонечко меха.
Пусть печаль и память
Будет светлой.
Жить да жить.
И прошлого  - не тронь.
Пригодится мне
Отцова кепка.
Запоет отцовская гармонь.

9 мая 2000 г
День Победы
    
Жизнь пошатнулась, когда скоропостижно, всего лишь на 63–м году ушел из жизни отец. Между мной и папой  всегда была тесная душевная связь при жизни, но и после его ухода все 40 дней меня не отпускали сновидения с участием отца. В ночь 40-го дня, на фоне черного ночного окна  проплыл  белый, пушистый, невесомый субстрат.

 Это была душа моего отца, это прощался со мной мой папочка…

Эту картину я наблюдала с той самой Галинкой, сестрой отца:

Мой светлый ангел,
Мой отец,
Простился с доченькой своею
И вверх вознесся.
Все. Прощай.
Мы не увидимся с тобою…

Мама дожила до 85 лет, пережив своего Павла на 16 лет. Дня не было, чтобы она не вспоминала о нем…

Памяти мамочки…

Мне сегодня  приснился сон,
А во сне приходила мама.
И звала  в нем она меня
Так, как в детстве, когда ласкала.

«Люся! Люсенька…» Взмах ресниц…
Ах, зачем так проснулась рано!
Из далекого - далека
Очень редко приходит мама.

Мама, мамочка, ты прости,
Что тебя не уберегла я.
… Мы сиротки на этой земле,
Когда из жизни уходит мама.

Я знаю, что там, на небесах, мои родители вместе. В трудные минуты жизни мы по-прежнему просим у них защиты и помощи  для себя и своих детей - их внуков и, несомненно, получаем ее.

 Нам  всем очень не хватает их в этой земной жизни. Как написал  мне брат в стихотворении–посвящении: «Мы в пятьдесят с тобой осиротели, как  малые, неопытные птицы…». Я скорблю и плачу  по своим родителям, моим маме и папе…Память о них жива и светла  в наших сердцах и в делах. Их помнят и чтут наши дети – их внуки.

Формула бессмертия

При жизни земной
Мы все повторимся
В детях и внуках.
Останемся в памяти их.

А в той, новой жизни,
Мы вновь возродимся
И встретим их там.
И вновь будем жить.




                14.02.2013 г


Рецензии
Хорошее это дело - писать о своей семье, Людмила. Вам повезло, что родители успели поведать о себе.
И тут у нас с Вами есть точка соприкосновения. В 2010-м проводился конкурс "Провинциальные семейные чтения", и надо было написать работу "Война в судьбе моей семьи". Наша семья заняла первое место в районе. Публицистическую работу признали, а по ней мы создали 6-минутный фильм. Это такая память детям и внукам.
Всего доброго Вам.

Валентина Колбина   27.03.2016 15:17     Заявить о нарушении
Валентина, здравствуйте! Да, я чувствую, что мое направление - скажем так -деятельности схоже с вашим. Хотелось бы уточнить место вашего проживания, так как диалектная и разговорная речь все же имеет территориальную принадлежность. Спасибо за комментарии. Заходила к вам в гости, буду навещать, очень интересно!

Людмила Болотова   27.03.2016 15:26   Заявить о нарушении