Следы моих дум. Часть 2. Избранное

 
   Вместо предисловия.

В стихах мой давний взгляд
На то, что раньше волновало,
На то, что моим прошлым стало.
На то, чему когда-то был я рад,

Быть может, вызовут улыбки
Неясный слог и странный стиль,
На строках давних мыслей пыль,
Повторы тем и разные ошибки.

Не очень-то я с рифмой дружен,
К тому ж увяз в эмоциях своих.
Надеюсь все ж, что каждый стих
Найдет того, кому он очень нужен.

   Между прошлым и будущим…

Стою перед зеркалом жизни своей,
Смотрю на мелькание прожитых лет.
Пытаюсь понять, сколько было в них дней,
Оставивших в памяти радостный след.

Мне неизвестно, зачем пред войной
Семье было нужно уехать из дома
В город далекий с целью одной –
Родных навестить, мне тогда не знакомых.

Война, взрывы бомб, погребушек в саду.
Во время бомбежек здесь прятала мать
Меня и братишку, забыв про еду,
Детей было нужно от смерти спасать.

Еды доставалась нам самая малость.
Все время хотелось что-либо жевать, 
А взрослые ели лишь то, что осталось
И то, что случалось на рынке достать.

Я помню, весною пекли мы лепешки,
Тошнотиками называла их мать.
Лепили мы их из подгнившей картошки,
На запахи было тогда наплевать.

Игрушки себе мастерили мы сами.
В дело шло то, что могли мы найти –
Дерево, жесть, куски кожи и ткани,
И то, из чего можно что-то сплести.

Дети в ту пору девайсов не знали.
У девочек – фантики, куклы, скакалки.
Мальчишки обычно в войнушку играли,
Делая шпаги, щиты и стрелялки.

Время изъяло нас всех из войны.
Семье повезло – все вернулись домой.
Только ужасные детские сны
Долго еще оставались со мной.

Память старательно страхи стирала,
Быт вытеснял их своей новизной.
Школьные годы. Событий не мало
Происходило в стране и со мной.

Бал выпускной. С аттестатом из школы
Мы выбирали свой жизненный путь.
Чтобы на этом пути не знакомом
Миру явить своей истины суть.

Не все получалось, не все удавалось.
Многое сдвинуть пришлось на потом.
Казалось, судьба надо мною смеялась,
Заставив покинуть родительский дом.

Армейские будни – служба вне времени,
Жизнь в подчинении старшим чинам.
Забыв о желаниях, собственном мнении,
Мечтали вернуться к гражданским делам.

Окончена служба. Десятки дорог.
По каждой из них можно было идти.
Вот только предвидеть тогда я не мог
Преграды на выбранном мною пути.

Трудно учесть каждый сделанный шаг.
Жизнь многогранна. Не стоит искать
В прошлом ошибки. Все сделано так,
Как было угодно когда-то  желать.

Время мое очень быстро промчалось,
В прошлом остались работа, наука.
Живу ныне тем, что от жизни досталось.
Без глупых обид, без волнений и скуки.

Жизнь невозможно представить пунктиром,
Между штрихами теряется суть.
Каждый из нас по своим ориентирам
Выбрал единственный жизненный путь.

Стою перед зеркалом жизни своей,
Смотрю на мелькание прожитых лет…
Не стоит считать, сколько было в них дней,
Оставивших в памяти радостный след.

Радость была в каждом прожитом дне,
В каждом удачном поступке и деле,
В каждой мечте наяву и во сне,
В каждом стремлении к праведной цели.

Радость и в том, что сумел всех простить,
Горечь различных обид забывая.
Радость и в том, что способен любить,
В доброе дело любовь воплощая.

***
 
Березовая роща ветками качала,
Приветствуя задорный летний ветер.
Дождем всплакнула туча и умчала
Туда, где край небесный еще светел.

Высокий берег. Тонкий ствол березы
Ладонь ласкает шелковой корой
И падают дождинки, словно слезы,
С листьев, шелестящих надо мной.

Умытая дождем, прибрежная трава
Ковром зеленным стелется к воде.
Вдыхаю свежесть я, теряются слова…
Подобной красоты не видел я нигде.
 
Изгиб реки, полоска водной глади
Блестящей лентой растворяется вдали.
Стою, с волнением на речку глядя,
И вспоминаю годы детские свои.

Здесь летом загорали мы, купались
И по траве ходили только босиком,
Ныряли с берега и весело плескались
В воде прохладной теплым вечерком.

Порой осенней каждый день ходили
В знакомый лес, где ягод и грибов
Так много было, что из леса приносили
Корзины полные разных лесных даров.

А как в тревоге мы надолго замирали,
Услышав грустный журавлиный крик,
Как стаю в небе взглядом провожали,
Мечтая ввысь взлететь, хотя б на миг.

Зимой на санках к речке мы съезжали
Или катились вниз со смехом кувырком.
В снежки с азартом дотемна играли,
Построив крепости с большим снеговиком.
 
Весною ранней, шум услышав,  мы бежали
К реке, чтобы увидеть, как она ломает лед,
Как льдины, разрушаясь, быстро уплывали,
Освобождая путь для бурных вешних вод.
 
Приятно мне, что речка до сих пор хранит
Без изменений красоту своей округи
И что, по-прежнему меня знакомый вид
Волнует, как при встрече с верным другом.

Летели мысли, словно птицы, над рекой,
Обнять пытались с детства милые края.
Где б ни был я, они всегда будут со мной,
Как символ детства и как Родина моя.
 
***

Молодость… Годы различных затей…
Все было важным. Хотелось понять,
Что будет главным в жизни моей,
На что мне внимания не обращать.

Помню отчетливо каждый успех
И все неудачи. Стараюсь забыть
То, что годами скрывалось от всех,
То, что мешало когда-то мне жить.

Вижу со склона мной прожитых лет
Все результаты минувших затей.
Мне ли судить о том, какой след
Оставил я в душах у разных людей?

Радует то, что ни разу не льстил,
От чистого сердца обиды прощал,
Не был жестоким и подлым, не мстил,
Ногу попутчикам не подставлял.

Разных поступков было не счесть,
Многие вынужден был совершать.
Радует то, что сумел свою честь
Между поступками не потерять.

***

Как далеко умчались годы
Прекрасной юности моей,
Когда неспешно текли воды
Реки судьбы и моих дней.

Стремления тех лет не смели
Входить в последующую суть.
Я смело шел к заветной цели,
Мечтою выстилая нужный путь,

Мне открывался мир желаний,
Чувств неизведанных, надежд.
В пути я набирался знаний
У мудрецов, умельцев и невежд.

Я шел с открытыми глазами,
Был млад, здоров и полон сил.
Преграды мне сдавались сами,
Друзей о помощи я не просил.

Всегда со всеми честен был,
Не лгал, не льстил, не предавал.
Не брал чужого, никого не бил
И совестью своей не торговал.

И все же  праведным не стал,
Грехов моих набралось много.
Себя корить давно я перестал,
За то, что шел не той дорогой.

Что было праведным во мне,
А что не настоящим, ложным?
Познать и оценить себя наедине
С самим собою очень сложно.

Есть высший праведный Судья,
И от него не скроешь фальши.
Ему давно известно кто есть я
И что со мною будет дальше.

***

Когда давно за восемнадцать
И за плечами долгий путь
Желаешь с мыслями собраться
И в прошлое свое взглянуть.

Что в прошлом было важным,
Что – незначительный пустяк,
Какой поступок был отважным,
Что было сделано не так?

У каждого из нас свои смотрины.
Все то, что было –  остается жить.
Деянья наши с памятью едины
И ничего не сможем мы забыть.
 
***
 
Мне повезло, я смог понять
Смысл нашей жизни в мире этом.
Когда-нибудь сумею рассказать 
О том, что ныне под запретом –

О жизни душ и сущностей иных,
О свойствах наших размышлений,
О чувствах разных без эмоций в них,
О сути самых сложных отношений.

Хочу, чтоб было каждому дано
Познать невидимую раньше высь
Или в пучине знаний найти дно,
Где часто скрыта истинная мысль.

Не нужно мне ни чьих признаний.
Порой мне хочется всем рассказать
О тайнах разных сокровенных знаний,
Которые позволено мне было знать.

   Из писем.

Позвольте мне на миг себя представить
Тем, кто может иногда носить куда-то мысли.
Пред Вами мне совсем не хочется лукавить –
К подобным людям я б давно себя причислил.

Прошу простить мне столь наивное желание – 
Носить чужие мысли без согласия людей.         
«Носитель мыслей» – нет еще такого звания,
Оно всего лишь некий плод фантазии моей.

Хочу мысль Вашу светлую с мольбою к Богу
Я аккуратно пронести на поднятых руках.
Пойдем мы в Храм по праведной дороге
С иконой и молитвой непрерывной на устах.

Мысль каждую о душах близких Вам людей
Без искажений постараюсь отнести в обитель,
Чтоб там всем Вашим близким было веселей
Смотреть на странность всех наших событий.

У Вас есть много разных мыслей о семье и доме.
Они мелькают очень часто в тишине ночной.
Я отнесу их в Ваше прошлое, пожалуй, кроме
Тех мыслей, что должны хранить в семье покой.

Все Ваши мысли темные мне тяжело нести.
Они  о хвори, о тревогах, скорби и печали.
Я постараюсь незаметно прочь их унести,
Чтоб никогда Вас страхи и тревоги не терзали.

От всей души я благодарен Вам, что много лет
Охотно доверяли Вы мне Ваши мысли о себе.
Храню от всех их тайну, и поверьте, яркий след
Они оставили в моей непредсказуемой судьбе…

***

Вы вспомнили славную  юность,
Ушедшую в даль прошлых дней.
И Вам почему-то взгрустнулось
Нежданной слезинкой по ней.
 
Ах, эта юность!  Каждый пустяк
Кажется милым. Те дни б повторить.
Если ж тогда было что-то  не так  –
Мудрая совесть сумеет простить.

А может, Вы вспомните зрелость,
Которую память усердно хранит?
Вернуть бы на миг лет тех прелесть
И то, что к себе так приятно манит.

Захочется снова обнять посильнее 
Прежних друзей и надежных подруг.
Снова любить их, расстаться не смея,
И чтобы был рядом любящий друг.

Давно уж на Ваших висках седина.
Душа замирает от прошлых желаний
И чувствами прежними память полна
На фоне нахлынувших воспоминаний.

***

Я знаю, Вам до слез обидно
И рассказать знакомым стыдно
О том, что выросшая дочь
От матери своей бежала прочь.
 
Мне не утешить Вас словами.
Понять хочу я вместе с Вами,
Как в суете рабочих дней
Теряли Вашу связь Вы с ней.
 
Не замечали, как взрослеет
И как стремительно умнеет.
А Вы, как прежде, опекали
И этим часто раздражали.

Она от Ваших слов устала,
Советы слушать перестала.
Свой мир усердно создавала
И в этот мир Вас не пускала.

Теперь не спите по ночам,
Дав волю грусти и слезам.
Понять  пытаетесь – когда
Пришла в Ваш дом эта беда.

Вам очень хочется узнать,
Что делать с этим, чего ждать
От дочки выросшей своей
И как общаться дальше с ней.

Найдете вряд ли Вы ответ,
Его, быть может, вовсе нет.
Вам лучше дочь свою простить
И в жизнь с любовью отпустить.

Но это сделать нелегко –
Душа болит и горе велико.
Помогут вряд ли мои речи,
Нам душу только время лечит.
 
***

Спасибо Вам, что иногда
Вы мне изволите звонить.
Спасибо Вам, что Вы всегда
Со мной готовы говорить.

Спасибо Вам, что много лет
В психологической канве
Ловили истины Вы свет
Со мной на дружеской волне.

Еще спасибо, что порой               
В минуты своей грусти               
Делились ею Вы со мной,               
Снижая силу чувства.

Я благодарен Вам за то,
Что очень много лет
Вы принимали, как никто,
Мой дружеский совет.

***

Ты стар уже, твои болезни
Живут с тобой, который год.
Давно уж ясно – не исчезнет
Внутри тебя их хоровод.

Твои болезни – твоя плата
За разные деяния твои,
Которые свершил когда-то
Ты в годы разные свои.

Тебе не надо гневить Бога –
Себя обслуживаешь сам.
Идешь по жизненной дороге
Назло болезням и врагам.

Не подвели ни ум, ни память,
Да и привычек вредных нет.
А коль болезни тебя старят,   
То это дел минувших след.

***

Вокруг тебя много людей,
Но ты желаешь говорить
Лишь только  с памятью своей,
Стараясь душу ей излить.

Ты одинок. Душа твоя
Покрыта пылью былых дум.
Живет, от всех в себе храня
Лишь то, что разрешает ум.

Душа зажата, как в тисках.
И пусть ты сам  себе кумир,
Все видят у тебя в глазах
Твой внутренний унылый мир.

Зачем держать в себе свое,
Скрываясь в мысленной тиши?
Пойми, что одиночество твое –
Всего лишь отражение души. 

Раскрой объятья для людей,
Чтобы они друзьями стали.
Заботой окружи своей,
Прими их радость и печали.

Отбросив мысли с пылью,
Душа встряхнется, оживет,
Затекшие расправит крылья
И вновь отправится в полет.

Растает в сердце грусти лед,
Ты будешь радостью дышать.
И одиночество твое уйдет
Другой унылый мир искать.
 
Но если все ж тебе милей
Жить с одиночеством своим,
Чураясь общества людей,
То вряд ли будешь ты любим.

***

Мне кажется, что ты готова
Разрушить то вокруг себя,
Что не построишь снова,
Родных и близких не любя.

Идешь по жизни без сомнений,
Во взгляде постоянный блеск.
Совсем не терпишь возражений,
От них в тебе эмоций всплеск.

Считаешь лучшим свое мнение,
Всех подавляя. Может вдруг
Ты так окажешься в забвении,
Не уловив, кто враг, кто друг.

***

Какая странная причуда
Выискать для рифм слова,
Вбирать в себя их ниоткуда.
Поверь, идея эта не нова…

Струятся мысли в тишине,
Ложатся на бумагу строки.
Стихи твои напоминают мне
Далекой юности уроки.
 
Но почему словесной смесью
Ты свои мысли почти скрыл?
Не поступился ложной честью,
Зато открыл свой жалкий тыл.

***

Мой давний друг, прости
За то, что ныне не могу
Тебя я снова навестить.
Я не обижен. Как к врагу

Теперь относятся ко мне
Те, кто сейчас у власти
В твоей униженной стране,
Разорванной на части.

Когда совсем чужие люди
Берутся управлять страной
Порядка никогда не будет.
Забыть придется про покой.
 
Была прекрасная страна…
Случилась «революция»
И вслед за ней пришла война,
Словно большая экзекуция.   

В безумной ярости своей
Верховной власти господа
Убили тысяч семь людей,
Красивые разрушив города.

Наверно все сошли с ума…
Бомбили фабрики, заводы,
Стреляли в школы и дома,
В снаряды зарядив «свободу».

Квартиры грабили. Пытали
Плененных раненых людей.
Насиловали женщин, убивали,
Гордясь безумностью своей.

Как же могли вы допустить
Нашествие подобной страсти
Чудовищ, жаждущих убить
Всех, кто не согласен с властью?

   Печали и радости.
               
Одинокая женщина смотрит в окно.
Грустно ей и на то есть причины.
Ушли лучшие годы и ей все равно,
Есть ли там, за окошком, мужчины.

Был один, ну да Бог с ним, ушел.
Не позволено было ему долго жить.
Он обитель свою в ином мире нашел,
А другого она не смогла полюбить.

Одинокая женщина смотрит в окно,
В тишине грусть привычно летает.
Позвонила б подруге, но та уж давно
Только в мыслях и снах обитает.

От разлук и потерь на висках седина.
Близких нет, и не стало родных.
Одинокая женщина возле окна
Грустно смотрит на жизни других.

***

Живет недолго человек.
Что делать, короток наш век
И если вдруг покинут силы,
Кто будет плакать у могилы?

Кто принесет к могиле розы?
У всех чужих сухие слезы,
Прощаясь, почесть отдадут,
Два слова скажут и уйдут.
 
Пожалуй, всем не надо знать
О том, как будешь доживать.
Не стоит мучиться, рыдать
И к чьей-то совести взывать.

***

Она мне не была подругой,
Но мы общались много лет
И знали хорошо друг друга.
И вот теперь ее уж нет.

Мы с ней о многом говорили –
О жизни, смерти, о душе,
О том, как в молодости жили,
О сути мира и вещей.

Когда б ни возраст и болезни
Она могла бы еще жить.
Все сказанное ею не исчезнет,
Все сказанное продолжает жить.

Она мне не была подругой.
Как нашу связь мне объяснить?
Наверно две души друг друга
Нашли, чтоб трепетно дружить.

***

Не знал, что ты любила
Меня и мной жила,
Своим считала милым,
Взаимности ждала,

Встречая каждый день
В рабочей суете,
Своей печали тень
Ты прятала в мечте –

Чтобы любимой быть
И, ревности не зная,
Всю себя дарить,
В ласке утопая.

Чтобы я рядом был.
От нежности сгорая,
Тебя б одну любил,
Другой любви не зная.

Жизнь молча развела
Нас в разные края,
Взаимность не пришла –
Любил другую я.
 
А ты меня любила,
Но больше не ждала.
Я перестал быть милым,
Когда любовь ушла.

***

Звоню тебе – не отвечаешь,
Зову тебя – ты не идешь.
Любви моей не замечаешь
И встреч со мной не ждешь.

Неопределенность отношений,
В них безответная любовь.
Несовпадение двух мнений –
Несовпадающая новь.

Все ясно, больше не зову
И встреч  не предлагаю.
В несовпадениях живу –
Любовь успешно изживаю…

***

Дрожала ты, когда рукой
Касался я твоей руки.
Едва владела ты собой,
Гася эмоций огоньки.

Я тоже сдерживал себя,
Хотя эмоции плескались,
И молча отдалялся от тебя,
Чтоб души не срастались.

Быть может, виноваты были
Мы в том, что время развело
Нас навсегда и мы забыли
Все то, что в прошлое ушло?

А если дней минувших грезы
Всплывают в памяти твоей
Как девичьи печаль и слезы
С укором совести моей – 

Ты прочь былое отпусти,
Чтоб лучше будущее видеть.
Меня ж за прошлое прости,
Я не хотел тебя обидеть…
 
***

Была случайной встреча
За праздничным столом.
Проговорили мы весь вечер
О настоящем и былом.

Симпатия была взаимной,
Мы от друзей ушли вдвоем.
Гуляя по аллее длинной,
Мечтали каждый о своем.

В чужой ухоженной квартире
Мелькали тени от свечи.
Друг другу мы себя дарили
Без слов в объятиях ночи.

В истоме сладкой утопали,
Целуясь страстно, не любя.
Любви своей не обещали
И не просили для себя,
       
Она нас так и не нашла.
Разгоряченная  вином,
Страсть обоюдная была
Лишь мимолетным сном.

Рассвет прервал очарование
Безудержных ночных утех.
Мы наше странное свидание
Решили скрыть от всех.

И ни о чем не сожалели –
О чувствах не было ведь речи.
Все получили, что хотели
Мы от случайной встречи.

***

Как много пролетело лет
После последней встречи…
Другие мы. Нас прежних нет,
Но помнятся все наши речи.

Кто знает, сможем ли узнать
Друг друга в первое мгновенье?
Мы можем мимо прошагать,
Не испытав в душе волненья.

Быть может то очарование,
Что прежде волновало нас,
Исчезло и разочарование
При встрече явится тотчас?

Так стоит ли лишать себя
Приятной памяти своей?
Зачем же, душу теребя,
Терять покой на много дней?

У нас нет времени сжигать
Свои мосты и строить дом,
Чтобы все заново начать
И чтобы не жалеть потом.

И потому нам встреч не надо.
Не нужно чувства пробуждать,
Которым прежде были рады.
Зачем нам снова вспоминать
 
Былую нежность отношений,
Манящий блеск любимых глаз,
Неотразимость обольщений
И чувства, сблизившие нас?

***

Прекрасная любовь
  Дарила много лет
    Радость каждый день.
Совместной жизни новь
  Зажгла семейный свет,
    Дала сомнений тень.

Однообразный быт
  С годами изменил
    Мелодию любви.
И вот уже забыт
  Мотив, который был
    Прелюдией семьи.

А чувства тихо тлели
  И, превращаясь в дым,
    Нам мысли заменяли.
Эмоции кипели,
  Претензиям своим
    Мы выход разрешали.

 И вот очаг любви погас,
  Нет нежности, нет ласки
    И согреваться нечем.
Любовь, вселяясь в нас,
  Жизнь превращает в сказку.
    Жаль, срок ее не вечен…

***

Мне многие дарили
  Объятья, поцелуи,
    Любовные финалы
      И пламенную страсть.
Но годы все изжили.
  Я вспоминаю всуе
    Желаний тех начало –
      Любовную напасть.

И помню до сих пор
  Тех женщин молодых.
    Которые смогли
      Меня очаровать.
У мыслей жаркий спор,
  Зачем мне чувства их?
    Зачем меня влекли?
      О них ли мне мечтать?

И каждый раз душа,
  От нежности страдая,
    Любовного финала
      Желала на века.
А позже, не спеша,
  О прошлом вспоминая,
    Был рад, что не узнала
      Душа тогда греха.

С годами все милее
  Те женщины младые,
    Невинность их желаний
      И мудрость нежных слов.
От них душе теплее.
  Они мне как родные…
    Таких воспоминаний
      Терять я не готов…

***

Забыты все текущие заботы.
Бокалов тихий перезвон
Вплетает в танец свои ноты,
Меняя настроений тон.

Движение бедер, плеч и рук,
Улыбка, блеск веселых глаз,
И блюза приглушенный звук
Пронизывает томно нас.

Как хороша была тогда она,
Какая пластика движений…   
Нас чувства нежного волна
Несла на гребне отношений.   
   
Как жаль, что годы увели
Нас от прекрасного романа.
Зато потом мы не смогли
Познать душевного обмана.
 
Но до сих пор я высоко ценю
Невинность наших отношений.
От всей души ее благодарю
За чистоту былых мгновений…

 ***   

Дай свою руку мне,
  Я отведу тебя
    В закрытую для всех
      Окраину души.
Здесь в полной тишине
  Увидишь ты меня
    Таким, как был для тех,
      Кого любить спешил.

От той любви следы,
  Как запасные крылья
    Эмоций, улетевших
      В неведомую даль.
Застывшие мечты
  Давно покрыты пылью.
    Желаний, не успевших
      Исполниться, не жаль.

Ты видишь, как сияет
  От нежности душа
    Услышав голос твой,
      Взглянув в глаза твои.
Эмоции взлетают
  И встретиться спешат
    С заветною мечтой
      О трепетной любви.

Тепло руки твоей
  Пока еще со мной.
    Главный мой секрет
      Тебе позволил знать –
Ты вся в моей душе.
  Когда-нибудь с тобой
    Я буду или нет –
      Тебе теперь решать… 
 
***
 
Твой образ спустя много лет
Еще не забыт. Его ласковый след
В сердце хранится и душу волнует
Желанием слиться с тобой в поцелуе.

Еще твоей нежностью память полна.
Высокого чувства нахлынет волна
И образ знакомый в ночной тишине
Туманным видением явится мне.

Но это всего лишь чарующий сон
И с пробуждением кончится он.
А образ знакомый в душе много лет
Будет хранить свой загадочный след…

***

Радость моя! Ты со мной
Уже очень много лет.
Охраняешь наш быт и покой,
Спасаешь семью от бед.

Я благодарен сердечно тебе
За подвиг семейный твой.
И благодарен нашей судьбе
За то, что ты рядом со мной.

***

Давно мы вместе, нет разлук,
Печали места нет в сердцах.
Пожар любви сплетеньем рук
В семейный заточен очаг.

И дай нам Боже много лет
Единым разумом семьи
Хранить ее тепло и свет
Как чувства нежные свои.   

***

Сегодня сны мимо меня
Неспешно в темноте плывут
И, тишиной в ушах звеня,
Куда-то в прошлое зовут.

Ты спишь. Твое дыхание
Почти не слышно в тишине.
Ловлю свои воспоминания
О разных днях, приятных мне…

Не знал тогда, что много лет
По жизни вместе мы пройдем
И, что любовный наш сонет
Звучать нам будет день за днем.

Я думал в тишине о многом…
О том, как вместе стали жить,
Как шли по жизненной дороге,
Сумев все чувства сохранить. 

Я рад, что не смогли пройти
Мы мимо счастья своего,
И что вдвоем сумели пронести
По жизни нашей бережно его.

Укрыла ночь нас под крылом.
С особой нежностью касалась
Тебя вновь сочиненным сном,
В котором лучшее сбывалось.

   Эмоции души.

Мне снится очень странный сон.
Пред мной стоит огромная стена.
В ней множество больших окон
И в каждом чья-то жизнь видна.

Все окна излучают разный свет,
Зависит яркость от энергии души.
Духовность же определяет цвет,
Который изменяться не спешит.
 
Где жизни нет, там, в окнах темнота.
Все низменное излучает серый свет.
Изменчивость почти всегда желта,
А у любви особый красный цвет.

Душа обычная, как седина, бела,
Ее различные оттенки многолики.
Высокая духовность – цвета серебра
И в нем сверкают золотые блики.

Я восхищался многоцветьем окон.
Они мерцали, отражаясь в небесах.
Сверкнула молния и словно током
Пронзило мое тело. Шум в ушах.
 
Вдруг вспыхнул очень яркий свет
И я увидел как высокая волна
На стену пала, оставляя в окнах след,
Похожий на рассыпанные семена.

Они необычайно быстро прорастали,
Меняя в окнах цвет и яркость света.
Стена светилась. Окна все мерцали.
Я долго молча наблюдал картину эту.

Напрасно угадать пытался смысл сна.
Огромная стена, мерцание окон,
Волна, посеявшая в окнах семена…
Зачем приснился этот странный сон?

Я долго тишину ночную слушал.
Вдруг что-то словно подсказало мне,
Стена – это обитель, окна – души,
Людей, когда-то живших на земле.

***
 
Что я могу тебе сказать
Душа моя, тебе известно
Что я сумел за жизнь узнать
И что мне было интересно.

Кого любил иль ненавидел,
Что от людей скрывал,
Кого согрел, кого обидел,
О чем наедине мечтал.
 
Услышал я, что на том свете,
Где дом духовный твой,
Тебе придется быть в ответе
За все содеянное мной.

Наполнил я тебя дарами
Своих деяний, своих дум.
Просить прощения со слезами
Готов мой повзрослевший ум.

За то, что долго поступал
Твоим советам вопреки
И не всегда воспринимал
Предупреждения звонки.

Они настойчиво твердили –
«Уйми желания свои.
В чужом для тебя мире
Известны все грехи твои».

Я почему-то был глухим,
И слышал только лишь себя.
Был рад эмоциям своим,
Свои желания любя.

Со мной ты связана цепями
Духовных сил до того дня,
Когда при встрече с небесами
Освободишься от меня.

Позволишь ли мне оценить
Все сделанное мной?
Сумеешь ли меня простить
До входа в мир иной?

Но может быть, прощенье
Просить мне надо у людей,
Которых  я поверг в смятенье
Бездумной глупостью своей?

Быть может, говоря с тобой,
Общаюсь я с самим собой
И то, что я зову душой – 
Лишь разум дерзкий мой?

Пока живу, разум со мной,
Когда уйду, то без меня
Он будет жить в среде иной,
Все прошлое мое храня?

Коль это так, то я в ответе
За все содеянное мной
И здесь, на этом белом свете,
И там, в той жизни неземной.

***

Мой Бог, я преклоняюсь
Перед величием Твоим.
В Тебя уверовать пытаюсь,
Борясь с неверием своим.

Святыни наши почитая,
Духовный впитывая свет,
Иду к Тебе, пути не зная,
Едва нащупывая след.

Вопросов много у меня,
На многие ответов нет.
Как, чистоту души храня,
Познать и тот и этот Свет?

Как уложить в сознании
Все познанное мной
О жизни нашей, мироздании,
И славной Троице Святой?
 
Она неощутима и незрима.
О ней мы знаем лишь со слов
Того, чье благостное имя
Пришло из глубины веков.

Мой Бог, Твой лик Святой,
Я знаю только по иконам.
Чтобы увидеть образ Твой
Жить по каким надо законам?

Как многие, готов признать,
Тебя Создателем всего.
Но как сумел Ты мир создать
Из пустоты, из ничего?

А если Ты – Творец природы,
И всех законов Бытия,
То почему есть антиподы?
Задумка в чем была Твоя?

У всех людей одна дорога,
Ведущая в Храм Твой.
Но почему религий много
С догматом разным и враждой?

Все люди знают для чего,
Ты сеял  семена добра.
Могу ли знать я отчего
Так много в нашем мире зла?

Другими нас Ты создавал,
С возвышенной душой.
Зачем Ты многим разрешал
Характер портить свой?

Средь всех желаний пуще
Мы мыслим о своих
И будем делать лучше
Себе за счет других.

Не потому ль лишил людей
Способности предвидеть,
Чтоб человек мечтой своей
Не смог других обидеть?
 
Души мятежной чистоту
До смерти б сохранить.
Любой совет я Твой учту,
Как душу не чернить.

Скажи, где обитают души,
Ушедших в мир иной?
Кому из них там лучше?
Что есть для них покой?

И почему к нам редко,
Как правило, во сне
Приходят души предков
Общаться в тишине.

Помог бы их совет
Нам истину найти,
Спастись от многих бед
На жизненном пути.

Вопросы грешные мои
Повиснут в тишине.
Я понимаю, что на них
Ты не ответишь мне.

Прости, что я общаюсь
Столь дерзостно с Тобой.
Я виноват, сердечно каюсь
За грех наивный свой.

Я знаю, вправе наказать
Ты душу грешную мою,
Но как еще смогу познать
Святую Истину Твою?

   Весна, лето, осень.

Ночь. Соловей. Прерывистые трели.
Ночной певец о чем-то громко напевал.
Как музыкант, на простенькой свирели
Любимую мелодию талантливо играл.

Быть может, соловей подругу приглашал,
Волшебным пересвистом,  оглашая сад.
А может он соперника усердно прогонял,
Присутствию которого давно уж был не рад.

Вдруг трель оборвалась. В тиши издалека
Раздался приглушенный свист певцу в ответ…
Они перекликались так до той поры, пока
Не наступил в садах предутренний рассвет.

Стоял, задумавшись, я у открытого окна,
Все слушал переливы соловьиных трелей.
И ждал, быть может, мне расскажет тишина
О чем поют все соловьи в конце апреля.

Увидел ранним утром я на веточке сирени
Певца ночного. Он похож на воробья.
Но как поет! Его ночных душевных пений
Мне кажется, до нового апреля не забуду я.

***

На лепестке ромашки
Сидят, усами шевеля
Две милые букашки – 
Два малых муравья.

Что ж делают они
Здесь днем и ночью?
Ужель сюда манит
Их аромат цветочный?

Друзья быть может это,
Попробовав нектар,
Решили этим летом
Вкушать природы дар?

А может две подруги
Здесь красятся пыльцой,
Чтоб показать округе
Новый облик свой?

Вот только очень странно
Ведут себя подруги.
Усами непрестанно
Касаются друг друга.

Нет, это не подруги
И даже не друзья.
Но кто они друг другу
Два малых муравья?

В местечке потаенном
От любопытных глаз
Прячутся влюбленные
Уже не первый раз.

Они здесь не скрывают
Эмоции свои.
Друг друга обнимают,
Купаются в любви.

На лепестке вдвоем
В объятиях ромашки
Мечтают о своем
Счастливые букашки…

***

Люблю я летом вечера,
Когда слегка спадет жара
И долгожданная прохлада
Коснется нежно листьев сада.

Присядет солнце за дома
И света теплая волна
Окрасит рыжим облака,
Приплывшие издалека.

Стемнеет. Смолкнут воробьи
И им на смену соловьи
На ветках дремлющей сирени
Споют свои ночные трели.

Душистый аромат цветов
Заполнить все собой готов.
Порой изменится слегка
При дуновении ветерка.

Ну а когда не хочешь спать
Приятно в тишине мечтать
Как одному, так и вдвоем
Об общем или о своем.

Люблю я летом вечера
И даже ночи. До утра.
Мерцают звездные поля
И звезды смотрят на меня.

Я мысленно взлетаю к ним
С одним желанием своим,
Чтоб следующим летом
Вновь ощутить все это.

***

Лето, поздний вечер.
Трели соловьев.
Гости. Радость встречи.
Запахи цветов.

На ветвях у елей
Зелени узор.
Тихий скрип качелей.
Долгий разговор.

Солнце уже скрылось.
В свете фонарей
Все переменилось,
Ожил мир теней.

Сон пришел украдкой,
На ресницы пал,
Чтобы каждый сладко
До утра проспал.

Новый день. Прогулки
По лесной тропе.
Стучит с эхом гулким
Дятел по сосне.

День проходит. Тени
К вечеру длинней.
Снова на сирени
Свистнул соловей.

С соловьями ночи,
Трели до утра.
Нравится мне очень
Летняя  пора.

***

Здравствуй милая березка,
Снова рядом я с тобой.
Твои листья и сережки
Дарят аромат мне свой.

Возле моря предлагала
Пальма тень свою.
Но она тогда не знала,
Что тебя я так люблю.

Мне милей твоя прохлада,
Я всегда о ней мечтал.
Как друг другу были рады,
Никогда не забывал.

Помню, утром на заре
Я ладонью прикасался
К молодой твоей коре.
Тихо с листьями шептался

О весенних ранних росах
И о прелести дождей.
О зеленых длинных косах,
Ниспадающих с ветвей.

О плывущих в небе синем
Серебристых облаках,
О пряном запахе полыни
И о синих васильках.

Мне рассказывали ветры
Все, что знали о тебе
О печальных и о светлых
Днях в березовой судьбе.

Знаю, как ты со слезами
Листья осенью роняла
И как зимними ночами
Тепло лета вспоминала.

Весной ранней наряжала
Себя новою листвой
И с надеждой ожидала
День свидания со мной.

Постоять под твоей кроной,
Всегда буду очень рад,
Нравится мне твой зеленый
Словно кружево наряд.

Это встреча, как награда.
В тихом шелесте листвы
Слышу я, что тоже рада
Нашей встрече ты...

***

Пес долго молча наблюдал,
Как бабочка легко порхает
Над клумбой, словно понимал,
Зачем она к цветам летает.

Люблю собак. Всегда честны
Перед людьми и меж собой.
Собаки, к счастью, не вольны
Вдруг изменить характер свой.
 
Собаки разные, но все такие,
Какими родились на этот свет.
Бывают добрые, бывают злые,
И лишь двуличных собак нет

В отличие от них, среди людей
Полно двуличных, многоличных.
Гордятся очень мудростью своей
И чувствуют себя всегда отлично.

В словах одно, но делают другое,
А в мыслях уже третий вариант.
Собакам свойство не дано такое,
У них с рождения другой талант.

Попробуйте в глаза ей заглянуть.
В них преданность, в них вера
В порядочность. Своих эмоций суть
Собака выразит движением тела

Собакам верности не занимать.
Давно у них нам надо поучиться
Любить всем сердцем, защищать
Любимого, если беда случится.

Не зная слов, собаки понимают
Все, что желаем мы им рассказать.
Собаки мысли наши все читают
И знают то, что нам не надо знать.

Люблю собак за просветленный ум,
За искреннюю веру в справедливость
За чистоту простых собачьих дум,
За то, что к людям проявляют милость.

Желаю всем собакам любой масти
Жить дольше, чем дано им ныне.
И пусть сопутствует им счастье
И радость жизни в нашем мире.

***
 
Поздняя осень листвою шуршала,
Охрой березки слегка посыпала,
Золотом клен молодой украшала,
Долго деревья в лесу наряжала.

Розовым облаком солнце вставало,
Алой зарею восток умывало.
Ветер с листвой шаловливо играл,
Легким порывом с деревьев срывал.

Ясные дни еще долго стояли,
Южные птицы домой улетали,
Стаями дружно с деревьев взлетали,
Юных птенцов за собой увлекали.

Больше предзимье ждать не хотело,
Иней осел и земля побелела.
Легкой походкой прошелся мороз,
Ель превратил в белоснежный утес.

Если в природе увидишь все это,
Может и ты, превратишься в поэта.
Поздняя осень старалась не зря,
Встречая любимые дни ноября.

***

Осенняя пора, очей очарованье…
Был прав поэт, любуясь красотой
Листвы нарядной, ярким увяданьем
Природы, уходящей на покой.

       Вместо послесловия.

У каждого из нас
Эмоции простые.
Как знать в который час
Проявятся какие?

При смене ситуаций
Себя мы познаем.
Как часто гром оваций
От посторонних ждем?

Бывает ли нам стыдно
От непристойных дел?
Бывает ли обидно
Коль кто-нибудь задел?

***


В том, что зло летать
Может рядом с нами,
Заставляя нас страдать,
Мы виноваты сами.

Никогда не надо лгать.
Ложь развращает души.
Она может унижать,
Может жизнь разрушить.

Незачем чужое брать.
Поймите, что богатство
Неспособно счастье дать.
Жадность – это рабство.

Может, хватит убивать,
Плодить скорбь и слезы?
Никто не должен умирать
За чужие грезы.

Свою совесть берегите –
Это главный ваш судья.
Не завидуйте, не мстите,
Люди все – одна семья.

Загляните в свои души,
Есть ведь в них добро.
Люди, будьте лучше,
Остановите ваше зло…
 
     ====    ====    ====


Рецензии