Удивительное слово

Фото из интернета

Меня всё время поражает объёмность русского языка вмещающая в себя такие  многогранные понятия которые трудно объяснить иностранцу, но  значение  которых понятны каждому русскому.  Мне хотелось бы  напомнить об одном из таких слов.

Ничего! У этого "ничего" широчайшая область применения. Не так ли?
- Как дела?
- Ничего.
- Посмотри как красива эта женщина!
- Ничего.
- А он добрый малый?
- Ничего.

И таких примеров масса. А вообще  в этом обороте есть какая-то русская, лукавая сдержанность, боязнь проговориться, какое-то совершенно русское себе на уме. Расскажу вам историю связанную с Бисмарком и этим словом.

Бисмарк был послом в России с 1859 по 1862  годы. Желая выучить русский язык он нанял одного студента. Через какое-то время  Бисмарк достаточно бегло заговорил по-русски, но студенту заплатил лишь половину суммы и только потому что тот не сумел объяснить значение слова "ничего".

Понять  помог случай. Бисмарку понадобилось ехать  и он нанял ямщика. По дороге состоялся такой диалог:
- Могут ли лошади ехать побыстрей?
- Ничего.
Тем не менее лошади побежали с такой скоростью по дороге, что пассажир  забеспокоился.
- Да ты меня вывалишь!
- Ничего.
И тут сани опрокинулись. Бисмарк вывалился из саней, а перепуганный ямщик вытирая лицо пострадавшему приговаривал:
- Ничего... ничего...

Вот так будущий железный канцлер понял всю глубину значения  русского слова "ничего".  С ним была его стальная трость. После этого случая он заказал себе  кольцо из этой трости с надписью латинскими буквами: "Ничего!"

В трудные для себя минуты он говорил себе по-русски:
- Ничего!
К русским Бисмарк  всегда относился с мягкостью за что был порицаем, но это не мешало ему говорить:
- В Германии только я один говорю "ничего!", а в России — весь народ.

"Страдательно-терпеливым девизом русского народа" назвал "ничего" французский писатель XIX века Арман Сильвестр.


Рецензии
"Страдательно-терпеливым девизом русского народа" назвал "ничего" французский писатель XIX века Арман Сильвестр. Ничего себе... сказано. Как это отличается когда просто говорим ничего себе, то есть, себе -ничего.
Да, русский язык не просто велик, но бездонно глубок...

С уважением В.А.

Вячеслав Александров 2   12.07.2019 11:34     Заявить о нарушении
Да, ёмкое слово. Я не горжусь тем, что русская - это данность помогающая моей самоидентификации, но вот то, что я владею русским языком - горжусь! Правда, хотелось бы лучше, но я продолжаю учиться.

Душа Шахини 1   12.07.2019 11:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.