54. Где только ни работал... , 1921-1930

НА СНИМКЕ: Вставлен лист ватмана, вырезанный под размер тетрадного листа, на нём приклеена фотография 7 х 9,5 см. На фотографии Дмитрий Гриневич. Ниже фотографии запись «Снимок 1928 года».


1921 -1930 годы

Училище слепых на Донской 45. Я воспитатель.

В 22 году ушёл в д.д. [Детский дом. -МК] для голодающих Поволжья. Дети больше чуваши.

…Ночь. Я дежурю. Из комнаты выходить страшно. Крысы стаями рассыпаются по дому, спускаются и поднимаются по лестницам. Пороги дверей заткнуты одеялами. Во всём доме горит свет. Писк и возня.

… Детский дом на М. Полянке. Я мою стены, столы, скамьи – труд, самообслуживание. Заведующая в кожанке и сапогах. Лицо со следами оспы, курит, коротко стрижена.

Однажды исчез мальчуган Леша, лет 14-16. С ним исчезли и вещи заведующей. Её «любимец» вскоре обнаружился и вновь в своей роли. Через 2 месяца исчез окончательно, взяв всё, что было модно! «Она» очень убивалась.

… Д.д. Приглашён на вечер в Коминтерн (к шефам), против Александровского сада. Молодые люди в костюмах танцуют фокс. Здесь я в первый раз его увидел.

[Дмитрий Гриневич не раскрывает имя человека, которого он "в первый раз увидел". Уж не брата ли? -МК]

… Где-то не помню, мы с детдомовцами сидим за столами. Нас угощают чаем с роскошным тортом. Я сижу рядом с Асей Давыдовной Калининой (сестрой Троцкого) председателем комиссии по борьбе с беспризорностью.

… Зима. Я в ложе Б. театра с Аней. Оба в валенках. Идет балет. Когда поднимается занавес, струи холода вливаются в зал, балерины в тапочках!

… Там же. Все стоят на лестницах к выходу. Спектакль окончен, но не выпускают: идет проверка документов. На площади кричат: Кто в Сокольники?! Кто в Замоскворечье?! Собираемся и толпой идем домой. Постепенно толпа редеет, и мы с Аней вдвоём идем по Донской улице.

… Зал Горной академии. Бал, все в пальто, шинелях, шапках, густой толпой танцуют. Давка, ругань…

… Зал Морфлота (теперь здесь манежная площадь). Клёш, маузеры, бушлаты. Идет концерт артистов «Летучей мыши». Особый стиль и жанр песенок и танцев. Зрители ревут от восторга.

… Десятилетие с 21 по 30 год был очень разнообразным по событиям.
Работал я эти годы в детских домах, институте глухонемых и учителем в 38 школе (как тогда называлась фабрично-заводская семилетка) начальных классов. Что только не «требовалось» с учителя!! 

Каких только «методов» мы не применяли! Сейчас можно сказать: бедные, несчастные  дети! Я теперь, вспоминая прошедшее, думаю, как дети всё же чему-то научились.

… Донская ул. 39. Я лежу в кровати, у меня сильная ангина. Я ничего не могу кушать. Из института глухонемых сотрудники принесли корзину с фруктами и вино…

… Я там же но уже в другой комнате: нас «уплотнили» в счёт 10% нормы. Это значит: дом должен предоставить площадь равную 10% всей жилой площади дома.

Была изъята моя комната, где поселился студент Соколов с женой и сыном. Это соседство стоило очень  многих тяжелых переживаний всем нам…

[Видимо, этот студент Соколов впоследствии доносил на семью Гриневичей. -МК]      

… Я очень заболел весной 26 года…

… Лето, июнь, я в отпуску. Как-то заходит Аня и говорит, что купила билеты на Кавказ и мы едем сегодня в 12 ночи! Я на дыбы: не могу и всё!
Но, меня укладывают, собирают и везут на вокзал. Чудесная поездка!!


Рецензии