Мистический танец Тарантелла

Ну вот положа руку на сердце: вы можете представить Неаполь да и вообще Юг Италии без тарантеллы?

"Тарантелла! Все знают тарантеллу. Это танец символизирует историю южной страсти, присущей местным жителям в любом возрасте и в любой ситуации. Каждый жест является идеей, каждое положение выражает эмоцию. Ранее танцы считались целомудренным и стыдливым занятием, были эмблемой скромной любовной игры; потом, когда увлечение возрастает и торжествует, оно оживляется, переходит в страсть и, из робкого становится отважным. Даже сопротивляясь, атакует; даже отступая, продвигается вперёд, подобно пьяной вакханке, охваченной бредом и лихорадкой, молчаливо предаётся удовольствию. Чтобы оценить поэзию, героиней которого является любовь, рождающаяся, растущая, борющаяся и побеждающая, вы должны увидеть эту танцевальную стихию под небесами, которые вдохновили народ, населяющий Италию". Так писал в 1845 году французский писатель Шарль Дидье, в своих отзывах об Италии.

Название Тарантелла, относящееся к музыке, которой лечились жители Таранто и которая также звучала на народных праздниках, впервые появилось в 1608 году в музыкальной партитуре Фориано Пико. Это позволяет предположить, что похожий танец или мелодия с этим именем существовал и ранее.

Немецкий медик Фридрих Карл Юстус Геккер в семнадцатом веке в своём научном труде о танцевальных маниях писал, что «до конца XV века в Пулье проявлялась странная болезнь нервов, приписываемая ядовитому укусу паука под именем Тарантул, из-за которого укушенные, и просто боящиеся укуса, становились меланхолическими, ошеломлёнными и почти ничего не понимающими. У многих при этом проявлялась необычная и очень сильная чувствительность к музыке, при первых же звуках определённой мелодии они впадали в состояние большой радости, и начинали сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее, безостановочно танцевать, пока в полном изнеможении не падали на землю.

Общепринятым было мнение, что яд Тарантула, под влиянием музыки и танца распространялся по всему телу и удалялся через кожу с потом. Вследствие этого верили, что музыка была единственным противоядием против пагубного укуса паука, и до начала XVII века целые толпы музыкантов бродили по городам и деревням летними месяцами, к ним обращались для лечения заболевших, которые бежали за музыкантами и в звуках музыки искали избавления от своих мучений. Качество музыки находилось в тесной связи с природой заболевания, и это производило такое глубокое впечатление у жителей Юга Италии, что даже и теперь, когда болезнь исчезла и долгое время не появляется больше, у них остаётся особое отношение к Тарантелле, как к особенной танцевальной музыке, в котором ритм движений постоянно ускоряется».

Вполне возможно, что работающие в полях крестьяне подвергались укусам паука, и у них возникали симптомы, схожие на эпилептические припадки. Однако настоящим виновником был не Тарантул (Lycosa tarentula), а маленький и внешне безобидный, хотя и очень опасный, паучок, Latrodectes tredecimguttatus, называемый Каракурт, принадлежащий к тому-же виду, что и американская "чёрная вдова", с чёрным телом, покрытым красными точками. А вот сам тарантул, живущий на Юге Италии, не ядовит. Но внешний вид тарантула гораздо грознее и страшнее, поэтому в старину именно ему приписывали ужасные свойства.


Рецензии