58. Арест, 1930

НА СНИМКЕ: Вклейка. На листе ватмана вырезанного под размер тетрадного листа, по верхнему краю, приклеена «Квитанция» - документ, выдаваемый арестованному в подтверждение нахождения у него вещей и предметов в т.ч. денежных средств.

Админоргупр О.Г.П.У.                КОМЕНТАТУРА
____________________________________________4/IX30 (вписано от руки) ……193   г.

КВИТАНЦИЯ №13794
       Вписано согласно ордера О.Г.П.У. № 5661
От арестованного:  Гриневич Дмитрий Петрович
1) Денег: Руб…..1 Коп. 07
                Один руб. 07
Вещи:……------
Дежурный приема арестованных:    (подпись).
Выдается арестованному. В тюрьме хранится в делах Начальника тюрьмы. При освобождении арестованного выдается ему на руки.


Год 1930. Сентябрь.

… Донская ул. Мать с сестрой обменялись  комнатами: они живут на Ордынке. Я живу уже в небольшой комнате, где жил отец. Я только что вернулся с собрания. Меня ждала Аня. Она жила в Даниловке, но в этот вечер была дома у меня. Было около 12 часов ночи, когда мы поужинали и собирались спать. Раздался звонок в передней и следом легкий стук в мою дверь. Я спросил – кто? Мне ответил голос, домовладелец. После обыска мне предложено было собираться. Из квартиры я вышел в сопровождении военного и бойца. Мы сели в трамвай. На Лубянке меня провели в подъезд здания,  тогда ГПУ …

… Вестибюль. Небольшой прилавок. У меня отнимают кошелёк (в нем 2 рубля и ключ) и открыв соседнюю дверь чуть вталкивают. Дверь захлопывается. Темнота. Она длилась, как мне показалось томительно долго. Чего только в эти минуты я не передумал!

Вдруг яркий свет электролампы осветил длинную комнату со столом, и в комнату вошёл человек в форме и предложил мне заполнить анкету…

… Я в сопровождении бойца иду по лестнице. Коридор какого-то этажа. (пятый, судя по повестке которую получила спустя несколько дней Анна, прим. ПВ).
Мне от стены откидывают сиденье и предлагают ждать.   Томительная тишина и долгое ожидание. …

… Небольшая комната. Я сажусь на предложенное мне место около стола и взволнованный и недоумевающий кладу кепи на стол, но резким движением руки сидящего за столом, она сбрасывается на пол. Я её поднимаю и кладу на колени. На какой-то ( я уже не помню), мой вопрос, сидящий мне отвечает, что он мне не товарищ, а тамбовский волк, и что знаю ли я где нахожусь? В КРО! Это слово мне непонятное, прозвучавшее, как выстрел, меня окончательно сразило…

…Беседа (называется так) кончилась и тот же боец, повел меня в низ, потом через двор в полуподвал. Вхожу. Низкая комната, в глубине решетчатая дверь. Несколько военных. Мне предложено всё с себя снять. Как видно враг посмотрел мне в рот, в задницу и велел одеться. Открылась решетчатая дверь и мне предложили войти. Несколько ступеней вниз вели в узкий темный коридор. Сзади, почти касаясь грудью моей спины, шел человек. Я шел и ждал: сейчас выстрел в затылок закончит всё…

… Меня ввели в подвальное помещение: комнату со сводчатым потолком и небольшим решедчатым окном у потолка. На полу лежат люди, много людей. Я сел у стены. Чего только я не передумал! Этот день, ночь под 5 сентября, сбросила меня с высот моего чудесного мира надежд и стремлений, высот молодости  на землю и надломило меня на всю в дальнейшем жизнь…

…Вечер. Я иду вновь по коридору, выхожу во двор. Большая черная машина-фургон.
Меня впихивают в низкую кабину направо и захлопывают дверь. Еду, слущу шум встречных трамваев, машин. Машина останавливается, постояв медленно куда-то въезжает. Выхожу и сразу попадаю в большой слабо освещенный зал с серыми стенами и грязным полом. Народу очень много.

… вот я  и в тюрьме. Длинный коридор по которому меня ведут, слабо освещен. Ночь с одной стороны двери камер, с другой окна. Останавливаемся у двери. Боец открывает ключом дверь. Она толстая, гладкая с «очком» -дыркой и железной задвижкой. Вхожу и останавливаюсь у порога: идти некуда. Длинная узкая комната с нарами по обе стороны и проходом по середине, сплошь занята телами лежащих людей. На полу люди лежат голова к голове, а ноги под нарами. У порога большая бочка с крышкой. В бочке моча. Я скатываюсь на пол и засыпаю у бачка…

…Бутырская тюрьма. Камера № (не помню какой). Вдоль стен висят мешки, банки, котомки. Староста камеры меня записывает…

…Моё место пока у «параши», но я быстро продвигаюсь вперед, т.е. к окну Места освобождались в разных метах камеры и на полу и на нарах: народ уходил за пределы камеры в «куда-то» и лежащий у окна на полу перебирался на нары вновь от дверей к окну...

… Я записан в «комбед» (комитет бедноты) как не имеющий еще передач и «текущего счета»: в день покупок в ларьке, каждый отчислял со своего текущего счёта №… сумму , на которую покупались продукты для «комбеда». Получивший с «воли» деньги получал квитанцию на руки. На обратной стороне ему записывали его расход. Такой чек имел покупательскую способность на означенную на нем сумму…

… День передач на буквы а, б, в, г, д. Вечер. Двери камеры открыты. В коридоре бойцы войск ГПУ. Н полу мешки, кули, бидоны. Вызываются по фамилиям, староста удостоверяет личность. Полученное раскладывается по его баночкам и прочим местам. Камера рассчитана человек на 20, а вмещала в эти дни около ста с чем-то человек…»


Рецензии