Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 5

      
      Глава – 5

   Пароход « Урицкий» продолжал разгружаться,  а меня срочно направили на другой,  уже разгруженный,  но он еще должен пойти в  лесосплавный лагерь, где будет брать строевой лес.
   И  вот мы в Михайловской протоке реке Колыма,  это в самом устье реки.
    Бросили якорь на самом глубоком месте фарватера реки,  к нам стали подгонять катером плоты,  и началась погрузка пакетов леса.
  Со стороны передающих нам бревна был тоже представитель Зэков,  тоже как - бы учетчик - тальман.
  Им оказался молодой парень,  как и я,  но на год старше меня.  Мы с ним разговорились.  Кто он?  Как сюда попал?
Он мне о своей судьбе рассказал следующее:

«Что - то в 1935 - 1937году он закончил техникум по специальности - гидротехника,   был у него хороший друг с которым они вместе мечтали учиться дальше в  институте,  но надо было в начале отрабатывать два - три года,  таково было у нас,  да и осталось положение.
   По окончанию техникума они расстались,  друга направили на Дальний Восток,  а я попал на  строительство Беломоро - Балтийского канала. 
  Прибыл на назначенное мне место,  дали мне комнату в бараке и назначили мастером небольшого участка работ.
  Тут надо сказать, что на строительстве канала работало много заключенных и как раз моя комната в бараке была рядом с одним из начальников охраны заключенных,  который жил с семьей.
   На строительстве канала,  работали так же иностранные инженера,  в частности у нас  ведущим инженером был инженер из Германии.
   Подолгу работы мне часто приходилось иметь дело с ним,  так как я был очень молод, а  работал уже мастером и как видно у меня неплохо получалось.
   Он  этот инженер,  кстати неплохо говорящий на русском языке, заинтересовался мной  и   мы с ним разговаривали на разные темы.
   Узнав    от меня,   что я хотел бы учиться на инженера,  но мне нужно вначале отработать  положенный по закону срок,  он сказал мне:
  -  А вот у нас в Германии,  не нужно отрабатывать,  если хочешь учиться дальше,  можешь сразу после окончания технического колледжа  в институт. В этом отношении у нас лучше вашего.
 
    И надо  же было мне об этом разговоре написать своему другу,   адрес я его уже тогда имел. 
   Я   писал ему,   что тут у нас за работа,   написал и о том,   что я говорил с этим немецким инженером, помянув при этом,  о нашей мечте учиться дальше.
  Вот это - то письмо и оказалось роковым для моей судьбы.  Прошло,  что - то около двух,  трех недель и вдруг вечером пришли из НКВД и меня арестовали
   Мне предъявили обвинения,  как ведущего  пропаганду против Советской власти и показали в доказательстве этого,  мое письмо к другу на Дальний Восток.
   Где я писал,  что вот нам отработать нужно,   а потом можно идти в институт,
     а как говорил немецкий инженер  у них сразу можно поступать в институт.
 Но, как оказалось мое письмо у них в руках?  Оказалось все очень просто.
 Моего друга,  перевели куда – то в другое место,  а мое письмо вопреки обычного не затерялось,  а вернулось обратно сюда, на мой адрес.
 Так, как я был на работе,  то почтальон передал моей соседке,  жене работника НКВД,   а та это письмо положила на комод,   сказав почтальону,  что передаст мне его вечером.
    А  в обед пришел ее муж и увидев письмо сказал:
  - Интересно, что  наш сосед пишет на Дальний Восток? 
  Он взял мое письмо,  вскрыл и прочитав мои слова, решил, что я враг народа,  порочу наши законы  и  передал его в  НКВД.
   
Вот и вся история,  это все уже я узнал на очных ставках с ними.  Так  я получил 58 статью и   как особо опасный преступник отправлен  на  «Соловки». 
  Есть такой остров в Белом море,   это бывший Соловецкий монастырь,   дали мне за мою «вражескую деятельность» десять лет лагерей,  особого строго режима.
  В Соловецких лагерях я пробыл три года, а  в 1940 году  вновь попал в этап,  и привезли меня сюда на Колыму в леспромхозный лагерь в Михайловской протоке.
   Вот   собственно говоря,   и вся моя история,  как я оказался на Колыме. 
   Он пошутил, ты вот договор заключил с Дальстроем  и приехал сюда,  а я с прокурором,  и тоже тут нахожусь так,  что разница у нас не очень большая.
    Меня охраняют,  как дорогую  личность,  а тебя нет,  вот так и живем,  можем. 
   Наш этот с ним разговор происходил на палубе парохода, во время погрузки.
 
   Он   как бы сдавал мне,   а я принимал от него и тут же сдавал представителю судна. 
   В общем занимались пустой работой,  потому у нас и безработных нет,  а платят всем по маленько - не  по труду,    а по должности.
   Рассказывая мне,  свою немудреную жизнь,  мы одновременно видели как, Зэки,   стоя на плотах,  подводили под ряд бревен стропы и укрепив их на чалки стрелы,  кричали: «вира» и бревна подымаясь вверх из воды переносились в трюма парохода.
  Вдруг он обратил мое внимание на довольно молодого бравого,   стройного на вид человека лет 36 - 40 и спросил меня:
   - А знаешь кто этот Зэк?
 -  Конечно нет, - был мой ответ.
   - Это тоже очень опасный,  как и я враг народа,   только из военных,   он тоже «контрик»,  а был когда – то , недавно до 1937 года  Начальником штаба Белорусского  военного округа.
 При этом он  мне его  и звание назвал,  да сейчас я уже  не его ни того фамилия и  имя за давностью лет не помню.

    Пароход был полностью загружен,  и мы с ним,  пожелав друг другу счастья, расстались.   
  Потом этот лесовоз вышел на фарватер реки Колымы,  открыв  кингстоны - задвижки  набрал пресной воды из реки  для своих котлов и нужд. 
    Затем,  выйдя на рейд в бухте,  оформив лес документами,  он вышел, подальше от берегов,  готовясь в рейс и  стал на якорь.
    Я вновь прибыл на пароход «Урицкий»,  снова я принимаю из его трюмов груз.
   Но  теперь уже как старый знакомый для них,  даже обедал в кубрике -столовой вместе с командой.
   Однажды,  чтобы подработать на грузовой лебедке стоял,   старший механик судна, человек лет 32 - 34,  высокого роста и с хорошим общительным характером.
   По ходу работы  мы познакомились с ним, я сказал кто я и  как сюда попал.
  А он о себе сказал что закончил во Владивостоке Морской техникум на отделении тоже судомеханика и  уже плавает старшим механиком или как говорят на флоте - дедом.
  Я  конечно в душе позавидовал ему,   так как сам чувствовал,  что достоин, быть механиком,  по своим знаниям, как теоретическим,  а также и практическим.
  Учился я  хорошо,  любил свое дело,  свою специальность,  но  увы!
   На морду был молод и  доверия не заслуживал,  а как мне обидно было,  кто бы это знал…

    От него я узнал, что он женат имеет двоих сыновей,  все живут во Владивостоке,  куда и приписан пароход «Урицкий».
    Попросил я его сходить со мной в машинное отделение для ознакомления с механизмами судна,  он  конечно,  пригласил меня осмотреть.
    И так мы  спустились по винтовому трапу в Машино - котельное отделение парохода.
  Ничего особенного я не увидел,  обычная паровая машина в вертикальном исполнении.
   Конечно большого размера, чем наши речные  наклонные паровые машины,  так как она  и намного большой мощности,   да и оборотов у нее больше.
      А так  паровая машина, как и паровая машина.
   Вспомогательные механизмы тоже такие,  как и на речных судах,  только большого размера,  большой мощности.
   И  что мне понравилось,  это наличие токарного станка с универсальными приставками - фрезерным,  сверлильным и строгальными. 
 Даже есть кузнечный горн.  Все это конечно позволяло ремонтироваться на ходу и своими силами.
   И еще разница в том,  что у наших речных судов котельное отделение совместно с машинным отделением,   а тут между ними стоит стальная переборка,   да  это и правильно,   так как плаванье в море сопряжено с могучими штормами,   опасными для судов.
 
   Однажды днем на горизонте бухты появился какой – то корабль и с расстояния где – то  три пять километров,  стал семафорить прожектором азбуку Морзе.
     В это время капитан парохода находился на мостике,   как видно он уже ждал этих сигналов,  так как возможно об этом было передано радиограммой.
   Через,  некоторое время,  с парохода «Урицкий»,   а так же с других стоящих под разгрузку судов,  были спущены моторные боты,   капитаны всех судов, отплыли на  вдалеке  стоящий корабль. 
   Это было проделано так быстро,  что невольно вызвало  у многих  нас интерес, в чем дело?  Почему, вдруг этот срочный вызов?
    Часа через два,  капитаны всех судов вернулись обратно, но предварительно побывали на берегу у нашего начальства.
   Затем были вызваны мы тальмана  и нам объявлено,  чтобы груз с пароходов принимать не маркам и количеству мест,  а грузить навалом, учитывая только, сколько отдельных мест.

    Начался полный аврал,  уже не разбирали,  и не осматривали состояние торн,   только и слышно было Майна - Вира (вниз -вверх).
  Поспешность нам никто не объяснял,   нужно быстрее и точка.  А меня все же брало большое любопытство,  чем это вызвано и тут я будучи,  как уже поминал знаком с механиком парохода,  находясь у него в каюте спросил его:
   - Ты -  то  ведь,  наверное,  знаешь, почему грузим навалом?
   - Конечно,  - ответил он.  - Капитан сообщил,  что нас на рейде ждет ледокол «Каганович».
  И  с ним мы все пойдем на Аляску, а затем   в Сан - Франциско за военными грузами.
  Подошло время,  суда были полностью разгружены,  набрали в устье пресной воды и мы,  попрощавшись с ними, пожелав им десять футов под килем, расстались.   
  В Амбарчике нам больше делать было нечего.   Причалили два,  три  речных парохода,   взяли на буксир по две,   три груженных баржи, забрали нас всех и мы отплыли в Зырянку.

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/27/1752


Рецензии